Элективный курс "Наследственные болезни и их классификация"

Разделы: Биология


Курс позволяет учащимся познакомиться с интересными вопросами по генетике, научить решать задачи по генетике на более высоком уровне.

Обилие специальных терминов при изучении раздела "Генетика" требует самостоятельной постоянной систематической работы учащихся и постоянного самоконтроля через исследовательскую работу с учебной и научно - популярной литературы и решение генетических задач. Предметно - ориентированный курс "Наследственные болезни и их классификация" способствует решить эти вопросы.

Генетика считается одной из самых важных областей биологии. Курс "Наследственные болезни и их классификация" позволят учащимся приобрести биологические знания практического характера, которые необходимы в жизни человека.

Цель курса: расширить представления учащихся о биологических знаниях необходимых в жизни человека.

Задачи курса:

  • Изучить генетические заболевания человека и способы определения возможных генетических заболеваний у человека.
  • Закрепить умения решать задачи по генетике.
  • Познакомить учащихся с биологическими знаниями практического характера, которые необходимы в жизни.

Применять знания:

  • генотипе как системе взаимодействующих генов в организме.
  • наследственных заболеваниях и влиянии окружающей среды на их проявление.

Обосновывать:

  • механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколения.
  • генетические заболевания.
  • межпредметные связи биологии с химией и физикой (рентгеновское излучение, доза излучения и биологическая защита, химические вещества и их воздействие на организм человека на генном уровне)

Уметь:

  • составлять родословные;
  • решать задачи по генетике.

Формы контроля:

  • обучающие самостоятельные работы;
  • выполнение лабораторных работ;
  • защита проектов и рефератов;
  • итоговое собеседование по вопросам курса.

Возможные виды самостоятельной работы учащихся:

  • Наблюдение
  • Лабораторная работа
  • Исследование
  • Написание и защита реферата

Темы рефератов:

  • Классические типы наследования у человека.
  • Проблемы канцерогенеза
  • Факторы, повышающие риск рождения детей с хромосомными болезнями.
  • Мутации.

Занятия: 17 часов.

Аудиторные занятия: 17 часов: Лекции 2 , семинары 13 , зачет 2. Содержание курса.

Тема 1 Генные болезни (9 часов)

1.1 Лекция.

Введение. Аутосомно - доминантное наследование.

Аутосомно - рецессивные признаки, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование. Взаимодействие генов. Эпистаз. Комплементарность. Типы генных болезней.

Семинар.

Наследственные болезни аминокислотного состава.

Тип наследования. Фенилкетонурия (ФКУ). Альбинизм.

Семинар.

Наследственные болезни, связанные с нарушением обмена углеводов.

Гликогеновая болезнь - болезнь Гирке. Болезнь Помпе. Галактоземия.

Семинар.

Наследственные заболевания, связанные с нарушением липидного обмена.

Типы обмена липидов. Болезнь Гоме. Болезнь Ниман - Пика. Амавротическая идиотия (Болезнь - Сакса).

Семинар.

Наследственные болезни соединительной ткани.

Роль соединительной ткани. Синдром Марфана. Мукополисахаридозы.

Семинар.

Наследственные нарушения обмена в эритроцитах.

Болезни, связанные с нарушением структуры белка гемоглобина. Гемолитические анемии. Наследственный микросфероцетоз - гемолитическая анемия Минковского - Шоффара.

Семинар.

Гемоглобинопатии.

Серповидноклеточная анемия. Работы Л. Полинга в изучении серповидноклеточной анемии.

Семинар.

Гемоглобинопатии.

Талассемия - гомо и гетерозепотные формы. Анемия Купи.

Зачет.

Собеседование по основным вопросам темы "Генные болезни".

Гемоглобинопатии. Работы Л. Полинга Болезни, связанные с нарушением структуры белка гемоглобина Роль соединительной ткани. Типы обмена липидов Тип наследования Типы генных болезней.

Тема 2 Хромосомные болезни человека. (8 часов)

Лекция

Введение. Принципы возникновения хромосомных болезней. Виды мутаций хромосомных болезней. Факторы повышенного риска рождения детей с хромосомными болезнями.

Семинар.

Хромосомные болезни, связанные с аномалиями числа хромосом.

Болезни, обусловленные нарушением числа аутосом. Болезни, связанные с увеличением или уменьшением числа X и Y хромосом.

Семинар.

Хромосомные болезни, связанные со структурными нарушениями хромосом.

Причины нарушений структур хромосом. Синдром Дауна. Синдром Патау. Синдром Эдвардса.

Семинар.

Синдромы, обусловленные внутрихромосомными перестройками.

Трисомии и моносомии аутосом. Синдром "Кошачьего крика", синдром Вольфа - Хирихорна.

Семинар.

Синдромы, обусловленные числовыми аномалиями половых хромосом.

Синдром Шерешевского - Тернера. Синдром полисомии по X - хромосоме у женщин. Синдром дисомии по Y - хромосоме.

Семинар.

Болезни причиной, которых является полиплоидия.

Полиплодия. Триплодия.

Семинар.

Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные).

Факторы среды вызывающие заболевания. Наследственная предрасположенность к болезням. Программа "Геном человека", ее роль в выделении и расшифровке молекулярной организации генов выявление групп людей склонных к мультифакториальным заболеваниям.

Зачет. Защита реферата.

Учебно - методическое обеспечение курса.

Литература для учителя:

  1. Н. Грин, У. Стаут. Биология т. 3., М.: Мир 1993 г.
  2. Л. В. Высоцкая. Общая биология 10 - 11 класс. М.: Дрофа. 2001 г.
  3. Т. Л. Богданова Биология справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: Просвещение. 2001 г.
  4. И. И. Канаев. Близнецы и генетика. М.: Наука. 1968 г.
  5. Ш. Ауэрбах. Генетика. М.: Атомиздат. 1966 г.
  6. Г. В. Гуляев. Задачник по генетике. М.: Колос. 1973 г.
  7. ф. Айла Современная генетика. Т 1-3. М.: Мир. 1987 г.
  8. С. Г. Инге - Вечтомов Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа, 1989 г.
  9. Р. Фоули. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: 1990 г.
  10. Экологические очерки о природе и человеке/ Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988 г.
  11. В. В. Сахаров Организм и среда. М.: Знание. 1968 г.

Литература для учащихся:

  1. Л. В. Высоцкая. Общая биология 10 - 11 класс. М.: Дрофа. 2001 г.
  2. Т. Л. Богданова Биология справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: Просвещение. 2001 г.
  3. И. И. Канаев. Близнецы и генетика. М.: Наука. 1968
  4. Ш. Ауэрбах. Генетика. М.: Атомиздат. 1966 г.
  5. ф. Айла Современная генетика. Т 1-3. М.: Мир. 1987 г.
  6. Р. Фоули. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: 1990 г.
  7. Экологические очерки о природе и человеке/ Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988 г.
  8. В. В. Сахаров Организм и среда. М.: Знание. 1968 г.