Курс позволяет учащимся познакомиться с интересными вопросами по генетике, научить решать задачи по генетике на более высоком уровне.
Обилие специальных терминов при изучении раздела "Генетика" требует самостоятельной постоянной систематической работы учащихся и постоянного самоконтроля через исследовательскую работу с учебной и научно - популярной литературы и решение генетических задач. Предметно - ориентированный курс "Наследственные болезни и их классификация" способствует решить эти вопросы.
Генетика считается одной из самых важных областей биологии. Курс "Наследственные болезни и их классификация" позволят учащимся приобрести биологические знания практического характера, которые необходимы в жизни человека.
Цель курса: расширить представления учащихся о биологических знаниях необходимых в жизни человека.
Задачи курса:
- Изучить генетические заболевания человека и способы определения возможных генетических заболеваний у человека.
- Закрепить умения решать задачи по генетике.
- Познакомить учащихся с биологическими знаниями практического характера, которые необходимы в жизни.
Применять знания:
- генотипе как системе взаимодействующих генов в организме.
- наследственных заболеваниях и влиянии окружающей среды на их проявление.
Обосновывать:
- механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколения.
- генетические заболевания.
- межпредметные связи биологии с химией и физикой (рентгеновское излучение, доза излучения и биологическая защита, химические вещества и их воздействие на организм человека на генном уровне)
Уметь:
- составлять родословные;
- решать задачи по генетике.
Формы контроля:
- обучающие самостоятельные работы;
- выполнение лабораторных работ;
- защита проектов и рефератов;
- итоговое собеседование по вопросам курса.
Возможные виды самостоятельной работы учащихся:
- Наблюдение
- Лабораторная работа
- Исследование
- Написание и защита реферата
Темы рефератов:
- Классические типы наследования у человека.
- Проблемы канцерогенеза
- Факторы, повышающие риск рождения детей с хромосомными болезнями.
- Мутации.
Занятия: 17 часов.
Аудиторные занятия: 17 часов: Лекции 2 , семинары 13 , зачет 2. Содержание курса.
Тема 1 Генные болезни (9 часов)
1.1 Лекция.
Введение. Аутосомно - доминантное наследование.
Аутосомно - рецессивные признаки, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование. Взаимодействие генов. Эпистаз. Комплементарность. Типы генных болезней.
Семинар.
Наследственные болезни аминокислотного состава.
Тип наследования. Фенилкетонурия (ФКУ). Альбинизм.
Семинар.
Наследственные болезни, связанные с нарушением обмена углеводов.
Гликогеновая болезнь - болезнь Гирке. Болезнь Помпе. Галактоземия.
Семинар.
Наследственные заболевания, связанные с нарушением липидного обмена.
Типы обмена липидов. Болезнь Гоме. Болезнь Ниман - Пика. Амавротическая идиотия (Болезнь - Сакса).
Семинар.
Наследственные болезни соединительной ткани.
Роль соединительной ткани. Синдром Марфана. Мукополисахаридозы.
Семинар.
Наследственные нарушения обмена в эритроцитах.
Болезни, связанные с нарушением структуры белка гемоглобина. Гемолитические анемии. Наследственный микросфероцетоз - гемолитическая анемия Минковского - Шоффара.
Семинар.
Гемоглобинопатии.
Серповидноклеточная анемия. Работы Л. Полинга в изучении серповидноклеточной анемии.
Семинар.
Гемоглобинопатии.
Талассемия - гомо и гетерозепотные формы. Анемия Купи.
Зачет.
Собеседование по основным вопросам темы "Генные болезни".
Гемоглобинопатии. Работы Л. Полинга Болезни, связанные с нарушением структуры белка гемоглобина Роль соединительной ткани. Типы обмена липидов Тип наследования Типы генных болезней.
Тема 2 Хромосомные болезни человека. (8 часов)
Лекция
Введение. Принципы возникновения хромосомных болезней. Виды мутаций хромосомных болезней. Факторы повышенного риска рождения детей с хромосомными болезнями.
Семинар.
Хромосомные болезни, связанные с аномалиями числа хромосом.
Болезни, обусловленные нарушением числа аутосом. Болезни, связанные с увеличением или уменьшением числа X и Y хромосом.
Семинар.
Хромосомные болезни, связанные со структурными нарушениями хромосом.
Причины нарушений структур хромосом. Синдром Дауна. Синдром Патау. Синдром Эдвардса.
Семинар.
Синдромы, обусловленные внутрихромосомными перестройками.
Трисомии и моносомии аутосом. Синдром "Кошачьего крика", синдром Вольфа - Хирихорна.
Семинар.
Синдромы, обусловленные числовыми аномалиями половых хромосом.
Синдром Шерешевского - Тернера. Синдром полисомии по X - хромосоме у женщин. Синдром дисомии по Y - хромосоме.
Семинар.
Болезни причиной, которых является полиплоидия.
Полиплодия. Триплодия.
Семинар.
Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные).
Факторы среды вызывающие заболевания. Наследственная предрасположенность к болезням. Программа "Геном человека", ее роль в выделении и расшифровке молекулярной организации генов выявление групп людей склонных к мультифакториальным заболеваниям.
Зачет. Защита реферата.
Учебно - методическое обеспечение курса.
Литература для учителя:
- Н. Грин, У. Стаут. Биология т. 3., М.: Мир 1993 г.
- Л. В. Высоцкая. Общая биология 10 - 11 класс. М.: Дрофа. 2001 г.
- Т. Л. Богданова Биология справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: Просвещение. 2001 г.
- И. И. Канаев. Близнецы и генетика. М.: Наука. 1968 г.
- Ш. Ауэрбах. Генетика. М.: Атомиздат. 1966 г.
- Г. В. Гуляев. Задачник по генетике. М.: Колос. 1973 г.
- ф. Айла Современная генетика. Т 1-3. М.: Мир. 1987 г.
- С. Г. Инге - Вечтомов Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа, 1989 г.
- Р. Фоули. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: 1990 г.
- Экологические очерки о природе и человеке/ Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988 г.
- В. В. Сахаров Организм и среда. М.: Знание. 1968 г.
Литература для учащихся:
- Л. В. Высоцкая. Общая биология 10 - 11 класс. М.: Дрофа. 2001 г.
- Т. Л. Богданова Биология справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: Просвещение. 2001 г.
- И. И. Канаев. Близнецы и генетика. М.: Наука. 1968
- Ш. Ауэрбах. Генетика. М.: Атомиздат. 1966 г.
- ф. Айла Современная генетика. Т 1-3. М.: Мир. 1987 г.
- Р. Фоули. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: 1990 г.
- Экологические очерки о природе и человеке/ Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988 г.
- В. В. Сахаров Организм и среда. М.: Знание. 1968 г.