Цель урока: уточнение знаний детей об устройстве велосипеда, знакомство с историей велосипеда и разнообразием современных моделей, обсуждение правил безопасной езды на велосипеде.
Оборудование: учебники "Мир вокруг нас", рабочие тетради к учебнику, музыкальная шкатулка, конверты с деталями велосипеда, макет телевизора, куклы: собака и заяц, дорожные знаки, клей и кисточки, салфетки, театр, заставки в телевизоре, карточки со словами, велосипед, мяч, скакалка, шапка Магистра, иллюстрация "Винтик и Шпунтик", Три кружка с "лицами", проигрыватель, грамзапись, рисунки: насос, модель велосипеда.
Ход урока
I. Организационное начало урока.
У. - Сегодня нам предстоит отправиться снова в путешествие в страну Вещей. Закроем глаза и скажем волшебные слова: "Крабле - крибле - бумс!".
(В это время звучит музыка. Учитель надевает шапку Магистра.).
II. Сообщение темы и цели урока.
Магистр. - Здравствуйте, ребята! Я - великий Магистр и хранитель всех тайн вещей. Добро пожаловать в мою страну, страну Вещей.
Человек, как существо разумное, не может изо дня в день просто просыпаться, наедаться и снова засыпать. Его разум требует работы. И человек изобретает. Масса вещей, к которым мы привыкли, возникли благодаря беспокойным изобретателям. Это телефон, лампочка, фотоаппарат, автомобиль, термометр, швейная машинка. С какой вещью я вас сегодня познакомлю, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Держусь я только на ходу.
Если встану - упаду.
Дети. - Велосипед.
(На доску крепится карточка со словом велосипед.)
М. - Давайте прочитаем это слово.
Сегодня нам предстоит многое узнать о велосипеде, как он устроен, когда его изобрели, какие бывают велосипеды и умеете ли вы ездить на них.
Поднимите руку, у кого из вас есть велосипед.
Сообщение нового материала.
Когда изобрели велосипед?
Первые велосипеды появились больше двухсот лет назад. Тогда в Германии барон фон Дрез представил публике механизм, который он назвал в свою честь "дрезиной".
Рассмотрите изображение деревянного сооружения на с.83. Два колеса соединялись деревянным бруском. Седок продвигал дрезину вперед, отталкиваясь от земли поочередно левой и правой ногами. На нем очень любил ездить английский король Георг IV!
Название "велосипед" ("байсикл") появилось почти 50 лет спустя, когда французский изобретатель прикрепил рычаги и педали к переднему колесу механизма. Эти велосипеды в шутку прозвали "драндулетами". Переднее колесо стали увеличивать в размере. Ездок располагался над огромным передним колесом. Это было опасно, и прогулка могла закончиться падением головой вперед.
Первый велосипед с педалями и рулем был построен в России сибирским кузнецом Ефимом Артамоновым. 15 сентября 1801г. - считается днем рождения велосипеда.
(На доску крепится карточка с записью дня рождения).
Каково устройство велосипеда?
- Посмотрим на с. 82 каково устройство велосипеда. Прочитайте части, которые написаны. А какие еще не называли?
III. Самостоятельная работа.
(На доску крепится иллюстрация "Винтик и Шпунтик").
- Два веселых человечка из цветочного города Винтик и Шпунтик просят вас собрать точно такой же велосипед. Они приготовили вам все нужные детали в конвертах.
(На доску крепится модель велосипеда).
IV. Динамический момент.
- Подготовимся к работе.
Левая рука, здравствуй!
- Левая рука, здравствуй!
- Правая рука, здравствуй!
- Правая рука, здравствуй!
- Поработаем вместе?
- Поработаем вместе!
- Разогрели ручки, потираем ладошки. Откроем тетради. Самостоятельно соберем велосипед.
(Ребята работают. Звучит тихая мелодия).
- Какой предмет необходим каждому велосипедисту?
Д. - Ключи, насос.
(На доску крепится рисунок насоса).
М. - Давайте нарисуем эту нужную вещь велосипедиста.
V. Нумерация велосипедов.
С. 83.
М. - На каком велосипеде ездят сначала? На каком - когда подрастут? А на каком - когда вырастут? Пронумеруй.
VI. Необычные велосипеды.
М. - Чем необычны эти велосипеды? Велосипед с одним колесом можно увидеть в цирке, грузовой с прицепной коляской, прогулочный велосипед - тандем - 2 седока, спортивный на велодроме-треке, водные, воздушные и даже подводные.
VII. Физкультминутка.
Еду, еду, еду, еду
От деревни до реки.
Моему велосипеду
Все дороги коротки.
Знакомство с дорожными знаками.
Передача "Спокойной ночи, малыши".
(Степашка рисует. Заходит Филя.)
- Степашка, привет!
- А это ты, Филя! Проходи.
- Что это ты рисуешь?
- Да вот, шел по улице, увидел на дороге вот эти знаки. (Показывает). А что означают они - не знаю.
- Да, и я не знаю. А давай посмотрим телевизор. Как раз сейчас будут показывать передачу "Школа безопасности". Может быть нам об этом расскажут.
1 кадр.
Ну, разве умные медведи
Так ездят на велосипеде!
2 кадр.
Теперь лечить придется мишке
Один синяк, четыре шишки.
3 кадр.
Не увидел мишка знак
"Движение на велосипедах запрещено!".
4 кадр.
А вот здесь совершенно безопасно!
И на велике смело педалями крути!
Опасностей никаких на пути,
А висит здесь знак другой.
5 кадр. "Велосипедная дорожка".
Филя. - Здорово! Ты теперь знаешь эти знаки, Степаша?
Степашка. - Да. Ребята, а вы запомнили их?
Филя. - А сейчас проверим. Найдите на странице книги эти знаки и раскрасьте их.
Самостоятельная работа.
Дети раскрашивают знаки. (Знаки крепятся на доску).
VIII. Инсценировка.
Магистр. - Дети, заглянем на улицу.
(Девочки со знаками. Одна девочка играет в мяч, другая прыгает в скакалку. Мальчик на велосипеде.)
Запрещающий знак:
- Мы знаки дорожные,
Запомнить несложно,
Что каждый из нас говорит:
Запрещающий знак -
Здесь кататься нельзя просто так.
Предписывающий знак:
Всем, кому даны колеса,
Передайте наш совет:
Пусть у нас сначала спросят,
Можно ехать или нет.
Предписывающий знак -
Милости просим,
Вот тебе велосипедная дорожка.
(Мальчик едет по велосипедной дорожке.)
IX. Итог урока.
Магистр. - Я, Великий Магистр и хранитель тайн вещей, прощаюсь с вами. Чтобы вернуться снова в класс из страны Вещей, мы закроем глаза и произнесем волшебные слова "Крибле - крабле - бумс".
(Звучит музыка). Детей встречает в классе учитель.
У. - Ребята, где вы сейчас были? Чем вы были удивлены сегодня на уроке?
- Давайте дадим оценку нашему уроку по этим лицам.
(Дети хлопают, оценивая свое настроение на уроке. Показ лиц: грустное, обычное и веселое).
Литература.
- Аристова В.В., Гальперштейн Л. Я. И др. Моя самая первая энциклопедия: Науч.-поп. Издание для детей. - М.: ЗАО "РОСМЭН ПРЕСС", 2008.
- А. Ликум. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей.- М.: Компания "Ключ-С", 1994