Цели:
- Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
- Продолжать учить вырезать силуэты разных деревьев.
- Учить составлять коллективную композицию.
- Располагать деревья, кустарники на листе ватмана с учетом их размера.
- Развивать эмоциональное восприятие произведений поэзии, живописи, музыки.
- Прививать любовь к родной природе через музыку, живопись, поэзию.
Материалы: нарисованные осенние деревья, кустарники; ножницы, клей - карандаши; салфетки; затушеванный лист ватмана с изображением неба и земли; осенние листочки для танца.
Предварительная работа: экскурсия в парк; наблюдение за осенними деревьями; беседа на тему "Золотая осень"; рисование осеннего пейзажа; рисование по представлению с передачей характерных особенностей для развлечен; разучивание танца и песни.
Зрительный ряд: репродукции картин: Е.Е. Волков "Октябрь", И.Э. Грабарь "Рябинка", И.И. Левитан "Осенний день", "Золотая осень", В.Д. Поленов "Золотая осень".
Музыкальный репертуар: аудиозапись музыки П.И. Чайковского и А. Вивальди из альбомов "Времена года"; музыка Плещеева "Поздняя осень".
Ход занятия
(Дети под музыку входят в зал, украшенный на осеннюю тему).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я приглашаю вас на праздник, а праздник наш называется "Осенние кружева", посмотрите как красиво в нашем зале, все в желтых, оранжевых и красных листочках.
А сейчас прослушайте стихотворение:
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна - зеленеют поля,
И птичьи повсюду звенят голоса,
А Лето пришло - все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды -
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлют поля.
О чем это стихотворение?
Дети: О временах года.
Воспитатель: Правильно, а какое сейчас время года на дворе?
Дети: Осень.
Воспитатель: Как вы определили, что это осень?
(дети называют сезонные изменения природы).
Воспитатель: А осень, ребята, бывает разная. Ранняя или еще можно сказать, золотая. Подумайте и скажите, почему она так называется?
(ответы детей).
Педагог уточняет - это когда погода солнечная, листочки на деревьях окрашены в несколько цветов и оттенков здесь и ярко желтый цвет, оранжевый, бордовый. И все вместе они как будто превращают деревья в многоцветный, яркий костер.
Воспитатель: Поздняя осень - когда небо пасмурное, много льет дождь, слякоть. С деревьев облетели листья, стволы намокли, потемнели, трава пожухла, на земле холодные, черные лужи, часто дует холодный пронизывающий ветер.
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру:
"Определите какую осень поэты описывают в стихах" - позднюю или раннюю:
Подарило солнце лесу свой подарок:
Побежал по кронам лучик не простой -
Лес преобразился, праздничен и ярок
Засверкал осенней, жаркой красотой.
Заплела березка косы золотые,
В желтых сарафанах липы встали в ряд,
Ивы в реку смотрят, солнцем залитые,
И бордовый клену так к лицу наряд.
(ответы детей).
Дождь холодный поливает, лужи небо отражают,
Мокнет грустная земля, и овраги, и поля.
Плачут зябкие осинки и березки, и рябинки.
Гонит в небе облака, плещет серая река.
Птиц неслышно улетели.
Скоро заметут метели, зимний холод впереди:
А пока - дожди, дожди:
Какая осень описывается в этом стихотворении? С каким настроением вы слушали эти строки?
(ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрим, какую осень отобразили художники в своих картинах. Посмотрите на репродукции и назовите, на какой картине изображена ранняя - золотая и поздняя осень?
(Просмотр репродукций картин. Ответы детей)
Воспитатель: Как вы определили, какая это осень?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Но не только в стихах и картинах можно отобразить это великолепное время года, но танец и движения прекрасно передают красоту осени.
(Танец с осенними листьями)
Воспитатель: Осень можно изобразить и в музыке. Послушайте, как композиторы нарисовали осень. На какую картину похожа эта музыка? (Чайковский "Времена года", Плещеев "Поздняя осень", А. Вивальди "Времена года")
Какое настроение у этой мелодии?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, сегодня вы станете художниками. И изобразите раннюю - золотую осень на картине.
(дети вырезают и наклеивают на приготовленный, затушеванный ватман нарисованные силуэты деревьев, кустарников).
Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась, настоящая золотая осень. Ребята, понравилось вам быть художниками?
А теперь все вместе споем песню о прекрасном времени года - осень!
ОСЕНЬ.
Падают, падают листья -
В нашем саду листопад:
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.