Человек и природа.… Эта тема очень актуальна в наше время, так как хозяйственная деятельность людей влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, и даже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами.
Проблема воспитания экологической культуры человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения нашего общего дома – Земли. Именно поэтому так актуально экологическое воспитание дошкольников.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание нравственного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду необходимо построить на игровой основе, с большим включением разных видов игр.
Экологические дидактические игры условно можно разделить на группы:
- Игры на ознакомление с многообразием животного и растительного мира; (Например, игра «Что где растет, кто где живет?» – Приложение 1)
- Игры на ознакомление с явлениями природы;
- Игры на формирование нравственного отношения к природе.
Каково же значение экологических игр для развития ребенка?
Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе:
- Играя, ребенок знакомится с многообразием природы, узнает, что все на Земле взаимосвязано. Оберегая самое маленькое существо в животном мире, человек способствует сохранению природы Земли. (Например, игры «Рыбы, птицы, звери», «Кто спрятался?»)
- Играя животными или ухаживая за растениями, дошкольники знакомятся с многообразием и неповторимостью животного и растительного мира, подмечают особенности жизни и поведения, а так же сравнивают мир человека и мир природы, что способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.
- Узнавая об особенностях жизни живых существ в разное время года, ребенок учится сопереживать, проявлять доброту, оказывать посильную помощь. (Например, игра «Птицы у кормушки»)
- Наблюдая за объектами природы, в частности цветущими растениями, кустарниками или деревьями, дошкольники учатся восхищаться красотой цветов, чувствуют их аромат, ощущают упругость веток, шероховатость коры. Все это способствует развитию эмоций и эстетических чувств.
- С помощью обучающих экологических игр дети учатся не только заботливому и бережному отношению к природе, но и правильно оценивать поступки людей, у них формируется гуманно-ценностное отношение к природе. (Например, игра «Помоги лесным жителям»)
- Через игру ребенок узнает правила взаимодействия с природой, учится предупреждать неправильные поступки, с помощью взрослого поправлять последствия своих ошибочных действий по отношению к объектам природы. (Например, игры «На лесной полянке» (Приложение 2), «Как себя вести в лесу»)
Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки явлений или предметов (Например, игра «Времена года»), сравнивать, группировать, классифицировать по определенным чертам и признакам (Например, игра «Кто где живет?»).
Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности. (Например, игра «Угадай, что за растение?»), упражняются в образовании однокоренных слов. (Например, игра «У кого какая мама?») В процессе проведения игр экологической направленности у детей развивается связная речь, они последовательно и связно рассказывают о тех или иных объектах природы, составляют небольшие рассказы и сказки.
Следует отметить, что экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (Например, игра «Собери шишки в корзину»), сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»). В ходе экологических игр дети разного дошкольного возраста путем многократных повторений не только усваивают объем знаний, предусмотренный «Программой воспитания в детском саду», но и при помощи этих знаний учатся регулировать и направлять свое поведение и деятельность в природе.
В процессе наблюдения за объектами природы у ребенка развивается наблюдательность (игра «Найди одинаковые камушки»).
Экологические игры способствуют так же физическому развитию детей. Подражая движениям животных, изображая то движение воды (игра «Ходят капельки по кругу»), то порывы ветра (игра «Ветер»), ребенок совершенствует такие качества, как ловкость, быстрота, координация движений.
Подводя итог вышеизложенному, можно с уверенностью сказать, что игры экологической направленности помогают решить многие задачи воспитания и развития, оказывают неоценимую помощь в формировании личностных качеств дошкольников.