Интегрированное музыкальное занятие для детей 6–7 лет "Веселые нотки"

Разделы: Музыка


Цель: формирование основ музыкальной нотной записи в единстве с другими видами художественного творчества.

Задачи:

  • дать представление о традиционной нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, названия нот, их высотное положение);
  • закрепить знания о музыкальной нотной записи в изобразительной деятельности;
  • закреплять музыкально-ритмические движения в соответствии с характером музыки (подскоки, боковой галоп, прыжки, змейка);
  • развивать чувство ритма во время игры на музыкальных инструментах.

Оборудование: Музыкальные инструменты: деревянная коробочка, маракасы, ложки, рубель, бубенчики, шумелка; аудиозапись «Танцуй и пой» караоке для детей, Т. Морозовой; наглядный материал: ноты, нотный стан.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал под музыку и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: Доброе утро, ребята. Мне пришла срочная телеграмма от Чебурашки. Вот, что он пишет: «Здравствуйте, дети! Я очень хочу научиться играть на гармошке, но я совсем не знаю нот. Помогите мне, пожалуйста. Чебурашка». Ребята, поможем Чебурашке?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете, что такое нота?

Дети: Нет.

Музыкальный руководитель:  Семь всего лишь нот на свете:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни ноты эти,
Хорошенько разучи.

Ноты живут в домиках так же, как люди. Но у нот дом необыкновенный, он волшебный, музыкальный:

Пять линеек нотной строчки
Мы назвали – нотный стан,
И на нем все ноты-точки
Мы расставим по местам                            Это ключ – Скрипичный.
Чтобы в домик нам попасть,                      Где же наши нотки-крошки
Нужно ключик отыскать.                           Мы поищем их немножко,
Завитой, красивый знак                              Разбежались кто куда 
Это ключ отличный,                                   Мы пойдем искать их?
Ключик необычный,

Дети: Да.

Музыкальный руководитель:  Ребята, нам нужно собрать все семь нот. Путешествие будет опасным и нам нужно будет выполнить семь заданий. Вы готовы к трудностям?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель:  Давайте возьмемся за руки и пойдем.

Звучит музыка «Веселые путешественники».

Музыкальный руководитель: Ну, вот мы и попали в лес. Посмотрите, тут что-то лежит (ребенок поднимает с пола ноту). Это первая нота и зовут ее нота «ДО».

Есть у каждой ноты дом.
Где живешь ты, нота ДО?
Здесь, на маленькой скамейке,
На добавочной линейке.
Давайте встанем в круг и поиграем.

Дети встают в круг.

– Раз, два, три, четыре, пять,                 дети хлопают в ладоши
С нотой «До»  идем играть                    руки перед собой «танцуют»
Ручки высоко поднимем –                     руки высоко поднимают
Наши ручки, –  вот какие,                      качают руки из стороны в сторону
Ножкой правой постучим,                    топают правой ногой
Ножкой левой постучим,                      топают левой ногой
А теперь покружимся,                           кружатся
И вместе улыбнемся.                             улыбаются

Музыкальный руководитель:  Давайте продолжим наш путь. Дорога у нас извилистая. (Дети идут змейкой)

А вот что-то еще лежит? (Ребенок поднимает с пола ноту).

Дети: Нота.

Музыкальный руководитель: Разгадайте-ка загадку:

Она гуляет во двоРЕ
И  встает на заРЕ!
Подпевайте мне друзья
Отказать никак нельзя!
Что это за нота?

Дети: Нота «РЕ».

Музыкальный руководитель: Чтобы нота «Ре» зазвучала, мы споем маленькую песенку «Барашеньки-крутороженьки».

 Дети и музыкальный руководитель разучивают распевку  «Барашеньки-Крутороженьки».

Барашеньки – крутороженьки 
По горам ходят,
По лесам бродят.
В скрипочку играют,
Ваню потешают.

Музыкальный руководитель: Мы собрали только две ноты, а их целых семь. Нам пора в путь. Посмотрите, на нашем пути бежит ручеек. Давайте его перепрыгнем.

(Дети перепрыгивают через ручей).

Музыкальный руководитель: Посмотрите, что тут лежит?!

Дети: Это нотка.

(Ребенок поднимает ее)

Музыкальный руководитель: А как ее зовут?

Дети: Нота «Ми»

Музыкальный руководитель: Чтобы нота зазвучала, нужно нам зарядку сделать. Становитесь быстро в ряд.

Превратились дети в мишек,  Ходьба на внешней стороне
Прогуляться мишки вышли,   стопы  – «мишки»
Бурые, мохнатые
Мишки косолапые.
Превратились в петушков,    Ходьба с высоким подъемом ног
Ножки поднимаем,                                                        – «петушки»
«Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!»
Песню распеваем.
Нота «Ми» третье место занимает
Нотный стан так обожает!
Ничего милее нет,
Музыкальный шлет привет!

Дети и музыкальный руководитель исполняют песню «Дружба» Муз. сл. .

Музыкальный руководитель: Хорошая у нас получилась песня и вы ребята очень дружные. Давайте пойдем дальше. Ой, на нашем пути появились кочки. Давайте их перепрыгнем.

Дети перепрыгивают через кочки.

Музыкальный руководитель: Ребята смотрите, что это лежит?

Дети: Фасоль.

Музыкальный руководитель:  Из каких двух нот состоит слово «фасоль»?

Дети: Нота «Фа» и нота «Соль»

Музыкальный руководитель:  Какая интересная фасоль. Она мне хочет что-то сказать (музыкальный руководитель подносит фасоль к уху) Фасоль говорит, чтобы дети  потанцевали, тогда она отдаст музыкальные нотки. Ребята, давайте танцевать.

Музыкальный руководитель играет народные  мелодии, а дети выполняют знакомые движения под музыку. После исполнения танца фасоль дарит детям две ноты: фа и соль.

Музыкальный руководитель: А мы пойдем дальше. (Дети прыгают подскоками) Посмотрите, ребята, какая чудесная поляна. Это поляна непростая. Она приготовила нам сюрприз. Чтобы его найти, нам нужно поиграть в замечательную игру. Она называется «Музыкальный кубик». Будьте внимательны.

Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу.
Кубик может показать,
На чем тебе теперь играть!

На кубике изображены музыкальные инструменты. Дети передают кубик в разных направлениях во время звучания музыки. Когда музыка заканчивается, дети смотрят, какой нарисован инструмент. Берут инструмент на столе и аккомпанируют музыкальному руководителю. Во время игры дети находят на музыкальных инструментах ноты. Ноты остаются у детей. После игры дети садятся на свои места.

Ля! Прекрасный, чистый звук
Рассыпается вокруг!
Ля! Высокий, нежный звук
Разлетается вокруг!
Ля! Меняет, к удивлению
Плохое настроение!
Напевайте: «Ля-ля-ля!»,
Нотой душу веселя!

Музыкальный руководитель предлагает потанцевать. Дети и музыкальный руководитель исполняют танец «Танцуй и пой!». После исполнения танца дети садятся на свои места.

Музыкальный руководитель:

У кого ты ни спроси,
Гамму завершает «Си»!
«Си» – седьмая нота есть.
Без нее нот будет шесть,
Семь – счастливое число!
Вам, ребята, повезло!
Ровно семь их –
Семь сестер,
И язык их не хитер!

Музыкальный руководитель предлагает потанцевать. Дети и музыкальный руководитель исполняют танец «Танцуй и пой!». После исполнения танца дети садятся на свои места. Давайте поселим наши ноты в свои домики и повторим их.

Быстренько их повтори,
Начинаем: раз, два, три!
Нота «До»                                               Ребенок  прикрепляет ноту на нотный стан
И нота «Ре»                                            Ребенок  прикрепляет ноту на нотный стан
Петь готовы на заре!
Нота «Ми»                                              Ребенок  прикрепляет ноту на нотный стан
И нота «Фа»                                           Ребенок  прикрепляет ноту на нотный стан
Звуки в музыке – слова!
Нота «Соль»                                           Ребенок  прикрепляет ноту на нотный стан
И нота «ЛЯ»                                           Ребенок  прикрепляет ноту на нотный стан
Напевают «Соль-ля-ля!»
Наконец-то нота «Си» –                       Ребенок  прикрепляет ноту на нотный стан
Ее спеть ты попроси!

Дети повторяют названия нот.
Дети исполняют гамму: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си…»
Музыкальный руководитель предлагает нарисовать ноты на «поляне» с помощью маркеров. Дети рисуют на поляне нотки разными цветами.
После рисования музыкальный руководитель обращается к детям: «Ребята, давайте отправим нашу чудесную поляну Чебурашки, чтобы он поскорее узнал ноты и научился играть на гармошке».

Музыкальный руководитель: Я отнесу поляну на почту и отправлю Чебурашки посылку. На этом наше путешествие заканчивается. Мы нашли все семь нот и выучили их названия. Я вам говорю до свидания.