Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого мастера производственного обучения. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания обучающихся.
Говоря о формировании у обучающихся самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи:
– первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность
в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями,
формировать свое мировоззрение;
– вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в
обучении и практической деятельности.
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия мастера, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Приложение 1.
Но чаще всего обучающиеся испытывают потребность в педагогическом руководстве в силу несовершенства их опыта самостоятельной познавательной деятельности. И в этом случае мастер может выступать в качестве консультанта (тьютера). Активность, умственное и волевое напряжение, которые появляются при самостоятельных действиях обучающихся, проявляются не только в сосредоточенности, углубленности в работу, но и в потребности общения, направленного на обсуждение возникающих вопросов. Общение необходимо обучающимся для того, чтобы утвердиться в собственных поисках, своевременно получить подкрепление или же поделиться с товарищами своими находками, поэтому потребность в участии мастера испытывают не только слабые ученики. Мастер действительно не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность группы, направляет познавательный процесс, создаёт необходимые условия и настрой, а это важно, чтобы поддержать и “пробу сил” и творческие начинания обучающихся, их добровольность и самостоятельность.
Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности. Приложение 2. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса. Только при этом условии у обучающихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.
В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления самостоятельной работой обучающихся: Приложение 3
1) дифференцированный подход к обучающимся с соблюдением посильности
учебных заданий;
2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и
последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению
самостоятельной работы;
3) постепенное отдаление мастера и занятие им позиции пассивного
наблюдателя за процессом;
4) переход от контроля мастера к самоконтролю.
При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Приложение 4. Наиболее важное значение в этом деле имеют:
– принцип доступности и систематичности;
– связь теории с практикой;
– принцип постепенности в нарастании трудностей;
– принцип творческой активности;
– принцип дифференцированного подхода к учащимся.
Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача мастера заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у обучающихся интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Обучающиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе обучающихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что обучающиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к мастеру. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе. Приложение 5.
Например, тема: “Распознавание ассортимента мясных консервов”.
Цель: научиться распознавать ассортимент мясных консервов.
Задачи: изучить ассортимент мясных консервов, дать органолептическую оценку качества, определить дефекты, условия и сроки хранения мясных консервов.
Задание: по предложенному образцу определить вид консервов, расшифровать литографические обозначения; определить качество мясных консервов по внешнему виду. Заполнить предложенную таблицу.
2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать обучающегося при ее выполнении работать напряженно. Приложение 6. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
3. На первых порах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (например, по инструкционной карте выполнить операции на весоизмерительном или кассовом оборудовании). Приложение 7. Приложение 8. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с мастером, сопровождаемый четкими объяснениями. Самостоятельная работа, выполненная обучающимися после показа приемов работы мастером, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой обучающиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.
4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Приложение 9. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей обучающихся. Например, основываясь на правилах торговли, решить различные торговые ситуации при обслуживании покупателей; затем оговорить виды ответственности за нарушение правил торговли. Приложение 10.
5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными обучающимися требуется разное время. Приложение 11. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к ученикам. Например, при изучении темы “Распознавание ассортимента сыров” для обучающихся с разным уровнем знаний предлагаются разноуровневые тестовые задания. Приложение 12. Приложение 13. Приложение 14.
Наблюдая за ходом работы группы в целом и отдельных учащихся, мастер должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым обучающимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы обучающихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное “топтание на месте”, не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками. Например, при работе на калькуляторе дается задание по подсчету стоимости сборной покупки. Один обучающийся может выполнить это задание за 10 минут, другому нужно 20минут.
6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес обучающихся. Приложение 15. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед обучающимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления. Например, при органолептической оценке качества товара, при определении фальшивых купюр и т.д.
7. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала мастером с самостоятельной работой обучающихся по приобретению знаний, умений и навыков. Приложение 16. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения обучающихся вперед в познании нового.
8. При выполнении обучающимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать мастеру. Приложение 17. Мастер производственного обучения продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает обучающихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности обучающихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.
Таким образом, самостоятельная работа обучающихся на уроках производственного обучения, а тем более ее организация мастером, является неотъемлемой и наиболее важной частью формирования у обучающихся различного рода компетенций, в особенности профессиональных и коммуникационных компетенций. А данные компетенции являются основными в работе продавца, контролера-кассира. Приложение 18.
Список использованных источников.
- Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /. – Ростов н/Д: МарТ, 2002. – 217 с. http://www.openclass.ru/weblinks/98718 – Кормильцева Л.А., Организация самостоятельной работы.
- http://in1.com.ua/article/24699/ – Самостоятельная работа учащихся на уроке.