Цель: Создать условия для знакомства учащихся с жизнью и заслугами в хирургии, педагогике, науке русского ученого – Пирогова Н. И., с помощью проведения конференции в рамках недели естественных наук.
Задачи:
- Обучающая – сформировать у учащихся представление о деятельности великого русского хирурга
- Развивающая – развивать самостоятельность через подготовку к конференции, коммуникативность, работать с аудиторией, задавать вопросы; умения слушать и отвечать на вопросы
- Воспитательная – способствовать формированию культурного воспитания через знакомство с одним из величайших людей 19века.
Вступительное слова ведущего! Есть на русской Земле люди, которые все свои знания, опыт, силы отдавали другим, “жили на пользу Отечества, не щадя живота своего”. Их имена вошли в историю. Одним из таких великих людей по праву можно считать Н.И. Пирогова. (Приложение 1).
Сегодня, 25 ноября исполнилось бы 200 лет со дня рождения этого великого ученого, врача-хирурга, педагога. За какие заслуги потомки вспоминают ученого уже 2сотни лет? Поставили ему памятник? Что помогло стать ему гениальным врачом-хирургом? Каким качествам, мы люди, в 21 веке можем поучиться у человека века 19? Этому посвящена наша конференция. Ее подготовили ученики 9-го класса.
Вы получите не только новые знания и расширите кругозор о русском ученом, но и отрабатываете умения и навыки записывать услышанное, кратко конспектируйте в тетрадь основные пункты плана конференции на оценку. Необходимы: ручка, тетрадь по биологии, ваше внимание и работоспособность.
После выступлений– небольшая викторина (Приложение 2).
План:
- Детство ученого (как прошло детство).
- Взрослая жизнь. Научные труды.
- Лечебно-эвакуационное обеспечение. (Сортировка раненых.)
- Отношение к раненым. “Помешанный” (почему).
- Н.И.П. – известный педагог. (Каких взглядов придерживается?)
- Последнее признание. (Где похоронен, забальзамирован?)
Пирогов Николай Иванович.
Биография.
Детство.
Николай Иванович Пирогов родился 25 ноября в 1810 г. В г. Москве.
Детские годы оставили в душе Николая Ивановича светлые воспоминания. Прошли
они под руководством няни, Екатерины Михайловны, о которой Пирогов вспоминал так
же хорошо и сердечно, как Пушкин об Арине Родионовне, и благодетельное влияние
которой признавал всегда.
Отец Пирогова был примерный семьянин, мать любила детей горячо и дети платили ей
тем же, и между собою жили дружно. Жилось в доме Пироговых легко и привольно.
В раннем детстве занимали Пирогова потешные рассказы и прибаутки друга его отца,
подлекаря Григория Михайловича Березмина. Он задавал мальчику загадки по-латыни,
приучал его к обращению с этим языком.
Из детских игр любимейшими были у Пирогова игра в войну, где он проявлял,
вызывавшие похвалу и уважение товарищей, отвагу и храбрость, и игра в лекаря, в
которой он внешними приемами подражал их домашнему врачу Е. О. Мухину.
Знакомым семьи Пироговых, имевшим значение для развития Николая Ивановича в
детские годы, был знаменитый оспопрививатель и акушер Андрей Михайлович Клаус.
Пирогова он занимал маленьким микроскопом, всегда находившимся при нем в
кармане. “Раскрывался черный ящичек, – вспоминал Пирогов в старости, – вынимался
крошечный блестящий инструмент, брался цветной лепесток с какого-нибудь
комнатного растения, отделялся иглою, клался в стеклышко, – “все это делалось
так тихо, чинно, аккуратно, как будто совершалось какое-то священнодействие. Я
не сводил глаз с Андрея Михайловича и ждал с замиранием сердца, когда он
пригласит заглянуть в его микроскоп”.
Грамоте Николай Иванович выучился без посторонней помощи картинкам – карикатурам
на французов. Картинки эти изображали эпизоды из войны с Наполеоном, а
пояснительные подписи начинались с соответственных букв русской азбуки. И
содержание картинок, и подписи к ним были в педагогическом отношении нелепы, –
признавал Пирогов впоследствии, но влияние их на детей было, по его словам,
значительно.
Эти первые карикатурные впечатления развили в мальчике склонность к насмешке и
свойство скорее подмечать и порицать в людях смешную и худую сторону, чем
восторгаться кажущейся хорошей. Вместе с тем карикатуры над кичливым, грозным и
побежденным Наполеоном, изображения его бегства и русских побед, по словам
Пирогова, рано развили в нем любовь к “славе отечества”. Но, как Николай
Иванович сам впоследствии подчеркивал, наряду с горячей любовью к родине в нем
рано развилась “непреодолимая брезгливость к национальному хвастовству, ухарству
и шовинизму”.
Весь строй семейной живши Пироговых был патриархальный, вся обстановка была
консервативная. Детям прививалась религиозность в духе церковного благочестия. В
положенные дни их водили в церковь, отец и мать подолгу читали молитвы, не
пропускали заутрень, всенощных и обеден в праздничные дни. В особо торжественных
случаях устраивались паломничества к Троице-Сергию. Посты соблюдались ревностно,
а мяса в великий пост не получала даже кошка – любимица детей.
Когда мальчику минуло одиннадцать лет, отец решил отдать его в школу. Несмотря на свои, к тому времени, ограниченные денежные средства, Иван Иванович выбрал для своих детей лучший в Москве частный пансион Кряжева.
Среднее образование Николай Иванович получил сначала дома, а потом в частном пансионе. Четырнадцати лет поступил в Московский университет на медицинский факультет.
Взрослая жизнь. Научные труды, заслуги.
Большой любовью пользовался Пирогов среди простого народа и широчайших масс студенчества.
Окончив в 1828 г. университет и получив звание лекаря, он был
направлен заграницу для подготовки к профессорской деятельности. В возрасте 26
лет Пирогов получил звание профессора и возглавил хирургическую клинику в
Дерптском университете. Через пять лет (в 1841 г.) Пирогов был приглашен в
Петербургскую медико-хирургическую академию, где и пробыл почти 15 лет
(1841–1856 гг.), до своей отставки. Здесь он создал первый в России
анатомический институт.
Одновременно Пирогов руководил организованной им клиникой госпитальной хирургии.
Поскольку в обязанности Пирогова входило обучение военных хирургов, он занялся
изучением распространённых в те времена хирургических методов. Многие из них
были им в корне переработаны; кроме того, Пирогов разработал ряд совершенно
новых приёмов, благодаря чему ему удавалось чаще, чем другим хирургам,
избегать ампутации конечностей. Один из таких приёмов до настоящего времени
называется “операцией Пирогова”.
В поисках действенного метода обучения, Пирогов решил применить анатомические
исследования на замороженных трупах. Сам Пирогов это называл “ледяной
анатомией”. Так родилась новая медицинская дисциплина – топографическая
анатомия. Спустя несколько лет такого изучения анатомии, Пирогов издал
первый анатомический атлас под заглавием “Топографическая анатомия,
иллюстрированная разрезами, проведёнными через замороженное тело человека в трёх
направлениях”, ставший незаменимым руководством для врачей-хирургов. С этого
момента хирурги получили возможность оперировать, нанося минимальные травмы
больному. Этот атлас и предложенная Пироговым методика стали основой всего
последующего развития оперативной хирургии.
Велики заслуги Пирогова перед Родиной и, в первую очередь, перед русской армией.
Пирогов являлся участником четырех войн: Кавказской (8 июля 1847 г.
Пирогов выехал на Кавказский театр военных действий), Крымской (с 29
октября 1854 г. по 3 декабря 1855 г. он пробыл в Крыму); в 1870 г., по
предложению Красного Креста, Пирогов ездил для обзора госпиталей на театр
франко-прусской войны и в 1877 г., с той же целью, совершил поездку на театр
русско-турецкой войны.
Свой огромный опыт Пирогов изложил в четырех классических трудах,
посвященных военно-полевой хирургии, которые и легли в основу системы всей
современной врачебной помощи раненым на поле сражения. Николай Иванович Пирогов
по справедливости считается "Отцом русской хирургии", основоположником
военно-полевой хирургии. Пирогов первый в мире применил эфирный наркоз в
условиях войны.
16 октября 1846 г. – в этот день впервые была произведена большая хирургическая
операция под полным эфирным наркозом. Осуществились мечты и чаяния, еще накануне
казавшиеся несбыточными, – достигнуто полное обезболивание, расслаблены мышцы,
исчезли рефлексы... Больной погрузился в глубокий сон с потерей
чувствительности.
"Вещь в себе" превратилась в "вещь для нас" – Снотворное действие эфира В конце
XVIII века вдыхание эфира применялось для облегчения болей при чахотке и при
кишечных коликах.
Однако научное обоснование проблемы обезболивания принадлежит Николаю Ивановичу
Пирогову,
Испытав далее эферизацию (эфирный наркоз) на здоровых людях повторно, на самом
себе и располагая материалом уже 50 операций под эфирным наркозом (пользуясь
последним в госпитальной и частной практике), Пирогов решил применить эфирный
наркоз в военно-полевой хирургии – непосредственно при оказании
хирургической помощи на поле сражения.
За год Пирогов сделал около 300 операций под эфирным наркозом (всего в России 1847–1848 г. их было произведено 690). Мысль Пирогова безустали работает над усовершенствованием методики и техники наркотизации. Он предлагает свой ректальный способ наркоза (введение эфира в прямую кишку). Для этого Пирогов конструирует специальный аппарат, улучшает конструкцию существующих ингаляционных аппаратов. Становится активным пропагандистом наркоза. Обучает врачей технике наркотизации. Раздает им аппараты.
Сортировка раненых.
Пирогов также первый в мире предложил, организовал и применил свою знаменитую
– сортировку раненых, из которой впоследствии выросло все лечебно-эвакуационное
обеспечение раненых. "На войне главное – не медицина, а администрация", заявляет
Пирогов и, исходя из этого положения, начинает творить свое великое дело.
Пирогов выработал прекрасную систему сортировки раненых в тех случаях, когда
последние. Поступали на перевязочный пункт в большом количестве – сотнями. До
того на перевязочных пунктах господствовал страшный беспорядок и хаос. С яркими
картинами суеты, растерянности и в известной мере бесполезной работы врача в
такой обстановке мы знакомимся в "Севастопольских письмах", в автобиографических
записях и в других произведениях Пирогова.
Система Пирогова состояла в том, что, прежде всего, раненые разделялись на пять главных категорий:
1) безнадежные и смертельно раненые,
2) тяжело и опасно раненые, требующие безотлагательной помощи;
3) тяжело раненые, требующие также неотлагательного, но более предохранительного
пособия;
4) раненые, для которых непосредственное хирургическое пособие необходимо только
для того, чтобы сделать возможною транспортировку; наконец,
5) легко раненые, или такие, у которых первое пособие ограничивается наложением
легкой перевязки или извлечением поверхностно сидящей пули.
Благодаря введению такой весьма простой и разумной сортировки рабочие силы не разбрасывались, и дело помощи раненым шло быстро и толково. С этой точки зрения нам становятся понятными следующие слова Пирогова: "Я убежден из опыта, что к достижению благих результатов в военно-полевых госпиталях необходима не столько научная хирургия и врачебное искусство, сколько дельная и хорошо учрежденная администрация.
Отношение к раненым (Помешанный…).
Как они его ненавидели!
Краденый кусок не лез в горло под острым пироговским взглядом, аппетит пропадал, и казенное полено, брошенное в печь, не грело зимним вечером, и червонец, честно заработанный на перепродаже аптечного снадобья, был не в радость, как вспомнишь бесконечные пироговские докладные, что йода нет, ляписа нет, нечем язвы прижигать. Не страшили эти докладные ни старшего госпитального доктора, ни складских, ни аптекарей – все крадут! Наверху преспокойно, не читая, складывали под сукно лист за листом, густо исписанные пироговскими ассистентами под диктовку разгневанного профессора, – никто его докладных не страшился, но почему не желает, как все, почему сам не живет спокойно и другим не дает, почему постоянно лезет, куда другие не лезут, почему вечно спешит и тянет других за собой!
Так возникло дело об умопомешательстве профессора Пирогова: старший госпитальный начальник обнаружил в действиях его безумие и донес о том генералу, властителю академии. Только ли клевета? Может быть, и в самом деле вечному лазаретному вору, холоднокровному убийце больных, поврежденным в уме показался знаменитый профессор, которому бы тысячи грести на своей славе, а он упрямо старается пробить лбом стену, бескорыстно добивается лучшего, не тащит, где плохо лежит? Врачи вокруг прячут концы в воду, твердят о “благоприятных исходах”, а он и печатно и устно трубит на всех углах о своих ошибках и промахах – как неловко, как не благоразумно, как безумно подставляет он в своем величие уязвимые места под удары!
Чего он не умел – это быть благоразумным. Он мог предложить деньги больному
где-нибудь на рынке или в уличной толпе, уговаривая того лечь в клинику, – он
считал, что наблюдение над такими больными принесут пользу науке (о нем
распускали слухи: “ставит опыты над больными!”). Он решал: “Оперировать!” – где
другой, не о больном думая – о себе, перепугано мямлил и юлил. Он такие операции
делал, о которых никто не смел и помышлять.
Так возникло дело о насильственной операции, каковую будто бы намеривался
учинить над больным Пирогов.
Помешанный, право, помешанный! Живет и действует, будто нет вокруг завистников,
теряющих из-за него славу, и не завистников вовсе – просто добрых людей, которые
одного желали: чтобы оставалось все по старому, заведенному, понятному, и
недобрых людей, которым он наступал на ноги со своей честностью, с этой своей
первейшей и священной обязанностью служить страждущему человечеству.
Надо в самом деле лишиться рассудка, чтобы оперировать на щитовидной железе, –
Пирогов впервые в России удалил зоб. Опять, конечно, завопили про безрассудство,
в уме повреждение, про тщеславие и неоправданный риск – они одного не знали,
осторожные и рассудочные господа, что операцию эту Пирогов разрабатывал еще в
Дерптском профессорском институте! Между замыслом и началом годы раздумий
опытов, а они негодуют: опять Пирогов ни с того ни с сего полез с ножом в
“запретную зону”.
С того. С сего.
Он, не желает ампутировать стопу, как все, норовит прирастить часть пяточной кости к костям голени – зачем, помилуйте! А он мало что дает больному опору для ходьбы – доказывает саму возможность приживления костей. Прежде знали – и он сам лучше всех – пластические операции на лице, он начинает будущую костнопластическую хирурги. Пирогов слишком часто первый делал то, чего вообще до него не делали!
Вклад в развитие отечественной педагогики.
Николай Иванович Пирогов считал, что для этого необходимо перестроить всю систему образования на основе принципах гуманизма и демократизма. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на научной основе, начиная от начальной и кончая высшей школой, и обеспечивать преемственность всех систем образования.
Педагогические взгляды: считал главной идею общечеловеческого
воспитания, воспитание полезного стране гражданина; отмечал необходимость
общественной подготовки к жизни высоконравственного человека с широким
нравственно кругозором: “Быть человеком – вот к чему должно вести воспитание”;
воспитание и обучение должно быть на родном языке. “Презрение к родному языку
позорит национальное чувство”. Указывал, что основанием последующего
профессионального образования должно быть широкое общее образование; предлагал
привлечь к преподаванию в высшей школе крупных учёных, рекомендовал усилить
беседы профессоров со студентами; боролся за общее светское образование;
призывал уважать личность ребёнка; боролся за автономию высшей школы.
Критика сословного профессионального образования: выступал против сословной
школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, против ранней преждевременной
специализации детей; считал, что она тормозит нравственное воспитание детей,
сужает их кругозор; осуждал произвол, казарменный режим в школах, бездумное
отношение к детям.
Дидактические идеи: учителя должны отбросить старые догматические способы преподавания и применять новые методы; надо будить мысль учащихся, прививать навыки самостоятельной работы; учитель должен привлечь внимание и интерес учащегося к сообщаемому материалу; перевод из класса в класс должен проводиться по результатам годовой успеваемости; в переводных экзаменах есть элемент случайности и формализма.
Телесные наказания. Н. И. Пирогов полагал, что результат обучения и нравственного воспитания, действенность методов поддержания дисциплины определяются объективным по возможности оцениванием учителем всех обстоятельств, вызвавших проступок, и назначением наказания, не пугающего и унижающего ребенка, а воспитывающего его. Осуждая применение розги как средства дисциплинарного воздействия, допускал в исключительных случаях применение физических наказаний, но лишь по постановлению педагогического совета. Несмотря на такую двойственность позиции Н. И. Пирогова, следует отметить, что поднятый им вопрос и развернувшаяся вслед за этим на страницах печати дискуссия имели положительные последствия: “Уставом гимназий и прогимназий” 1864 г. телесные наказания были отменены.
Последнее признание.
В начале 1881 года Пирогов обратил внимание на боль и раздражение на слизистой твердого неба, 24 мая 1881 года Н. В. Склифосовский установил наличие рака верхней челюсти. Умер Н. И. Пирогов в 20 ч 25 мин 23 ноября 1881 года. Тело Пирогова было забальзамировано и погребено в мавзолее в деревне Вишня под Винницей. В конце 1920-х годов в склепе побывали грабители, которые повредили крышку саркофага, выкрали шпагу Пирогова (подарок Франца Иосифа) и нательный крест. Во время Второй мировой войны, при отступлении советских войск, саркофаг с телом Пирогова был скрыт в земле, при этом повреждён, что привело к порче тела, впоследствии подвергнутого реставрации и повторному бальзамированию. Официально гробница Пирогова именуется “церковь-некрополь”, тело находится ниже уровня земли в траурном зале – цокольном этаже православного храма, в застекленном саркофаге, к которому возможен доступ желающих отдать дань уважения памяти великого ученого.
Николай Иванович Пирогов – основоположник отечественной топографической анатомии, военно-полевой хирургии, пионер эфирной анестезии, выдающийся педагог, общественный деятель и пламенный патриот своей Родины – наша национальная гордость. Его любили за простоту, благ родство и бескорыстие. Бедняков и учащихся он лечил бесплатно, а часто помогал им и материально. Всю свою жизнь без остатка отдал этот замечательный врач и ученый, педагог и общественник беззаветному служению отечественной науке и своему народу. Пирогов, как Бурденко(хирург), как Сеченов и Павлов, как Мечников и Бехтерев, как Тимирязев и Мичурин, как Ломоносов и Менделеев, как Суворов и Кутузов – с полным правом может быть назван новатором и воином науки.
Пирогов умер, но его блестящие научные достижения живут и поныне.