Программное содержание: Продолжать учить детей уверенно читать простые слова, написанные на карточках. Закрепить умение детей находить и называть склады по таблице и читать по ней простые слова, умение составлять слово полностью, находя нужный склад. Формировать умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы. Развивать речь и мышление детей, интерес к чтению. Воспитывать общительность, сдержанность, тактичность. Учить сопереживать с героями литературных произведений, способствовать проявлению участия, доброты.
Словарная работа: краденое, умывальник, освободили, победили.
Материал: демонстрационный – таблица (по Зайцеву), комплект кубиков Н.А.Зайцева, мольберты, доска, иллюстрации к сказкам К.И.Чуковского, настольный театр к произведению К.И.Чуковского “Телефон”, набор по теме “Посуда”(ложка, чашка, чайник, ведро, тарелка, кувшин), складовые картинки, лесная поляна.
Раздаточный материал: карточки со словами (на каждого ребенка по одной карточке), карточки с именами.
Структура занятия:
- Пальчиковая гимнастика “Теремок”.
- Д/И “Составь слово из кубиков”.
- “Пишем по таблицам”.
- Д/И “Какого склада не стало”.
- Ритмопластика “Веселые путешественники”.
- Д/И “Что лишнее?”
- Д/И “Путаница”.
- Чтение телеграммы.
- Сюрпризный момент.
Ход занятия
Дети входят в зал. Останавливаются, встают полукругом перед дверью-ширмой.
– Дети, вы любите путешествовать?
– Да!
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебной стране сказок.
Не высоко, не низко, не далеко,
Не близко, а прямо перед вами –
Волшебная дверь в страну сказок.
– Мы встретимся со многими героями, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры. Чтобы все это выполнить нам нужно подготовиться. Приготовьте свои ручки для выполнения пальчиковой гимнастики “Теремок”:
На двери весит замок (сцепляют и расцепляют пальцы),
Открывает его волк – дерг-дерг-дерг-дерг (дергают сцепленные пальцы),
Пришел Петя – петушок и ключом открыл замок (по очереди соединяют пальцы, кисти вмести).
– А теперь в путь!
Дети проходят через дверь – ширму друг за другом и оказываются перед картиной из произведения К.И.Чуковского “Краденое солнце”.
– Солнце по небу гуляло и за тучку забежало
Глянул заинька в окно, стало заиньке темно
А сороки – белобоки поскакали по полям
Закричали журавли : “Горе, горе, крокодил солнце в небе проглотил”
– Как называется это произведение? (Краденое солнце).
Около картины воспитатель находит письмо (конверт).
– Давайте посмотрим что находится в конверте.
– В конверте письмо, в нем говорится о том, что солнышко в детский сад вернется,
если мы выполним все задания.
Воспитатель показывает карточку на первой половине которой изображен “Доктор Айболит”; на второй схеме – задание.
– Герой какого произведения изображен на картине?
– Доктор Айболит.
– А кто написал это произведение?
– Чуковский.
– Давайте попробуем выложить фамилию писателя из кубиков. Вы согласны?
– Да.
На полу три обруча, в них лежат кубики. Воспитатель распределят детей на три команды по три человека, а двое будут проверять правильно ли они приносят кубики (находят склады).
– Дети, предлагаю вам найти склад ЧУ; КО; В; С; КИ; Й.
– Молодцы, справились с заданием. Давайте прочитаем что получилось.
– ЧУКОВСКИЙ.
– Да, фамилия писателя Чуковский. А теперь давайте отдохнем.
Дети садятся на скамейки. Выходит Федора (роль Федоры играет взрослый) поет песню:
– Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои,
Вы подите-ка немытые домой,
Я водою вас умою ключевой,
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повыловлю.
– Ребята, вы узнали эту героиню?
– Да. Это Федора.
– Федора не грусти, не переживай. Мы поможем твоему горю.
– Поможем Федоре?
– Да, поможем.
– Тогда слушайте задание. Я пишу на таблице слово, вы читаете. Если прочитаете
правильно, появится картинка.
Воспитатель подводит детей к таблице Зайцева, пишет слова (вилка, ложка, чайник, стакан, чашка). После каждого прочитанного слова я показываю соответствующую картинку.
– Задание выполнили правильно. Молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Найди слово, которое я скажу”.
Переворачиваю картинки, на обратной стороне которых написаны слова, соответствующие предмету. Я называю слова, вызванный ребенок подходит к столу, читает это слово, показывает всем остальным детям.
– Отлично справились и с этим заданием. Федора, эти картинки необычные, они волшебные, Посмотри!
Кладу картинки в корзину, в которой находится настоящая посуда.
– Посмотри Федора, картинки превратились в настоящую посуду. Возьми
пожалуйста.
– Спасибо, дети. До-свидания. (Федора уходит).
– А мы продолжаем свой путь.
Воспитатель читает строчки из произведения “Мойдодыр”.
– Я, великий Умывальник
Знаменитый Мойдодыр
Умывальников начальник
И мочалок командир.
Подвожу детей к картине, открываю ее.
– Мойдодыр предлагает нам вот такое задание: нужно прочитать слова (мыло,
корыто, река, мочалка, вода, полотенце).Слова находятся на наборном полотне.
– Все справились с заданием молодцы. А сейчас поиграем в игру “Какого склада не
стало?”
Дети стоят полукругом у наборного полотна. Воспитатель поочередно убирает склады в слове МОЧАЛКА, дети закрывают глаза, открыв по команде определяют какого склада не стало.
– Прекрасно выполнили задание, умницы. А до следующей остановки мы поедем на паровозе.
Воспитатель включает запись “Веселые путешественники”. Дети стоят друг за другом.
“Мы едем, едем, едем
В далекие края
Хорошие соседи
Счастливые друзья.
Припев:
Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота,
Чижика, собаку, Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая, вот компания какая.
Запев: ходьба друг за другом бодрым шагом.
Припев: поворачиваются лицом в круг на слова тра-та-та – три хлопка справа. Повторение – три хлопка слева. Затем на четыре прыжка опускают руки вниз; на слова “Чижика” – слегка наклонится, руки отвести назад, имитируя “хвостик”; на слово “Собаку” – слегка присесть, руки перед собой, согнутые в локтях, кисти опущены; на слово “Петьку – забияку” – шаг на месте, одновременно исполняются маховые движения руками, согнутыми в локтях; на слово “Обезьянку” – руки согнуты в локтях, ладошки развернуты, наклон вправо; на слово “Попугая” – в том же положении, наклон влево; на слово “Вот” – руки вперед; на слово “Компания какая” – руки опустить. Второй куплет – ходьба топающим шагом, вращение согнутыми в локтях руками, имитируя “паровозик”.
– Вот мы и приехали.
Показываю иллюстрацию с изображением фрагмента из произведения “Путаница”.
– Как, вы думаете, называется эта остановка?
– Путаница.
Дети стоят полукругом у мольберта на котором висит таблица со словами:
УТОЧКИ – ква, ква;
СВИНКИ – мяу, мяу;
КОШЕЧКИ – хрю, хрю;
ЛЯГУШКИ – кря, кря.
– Давайте прочитаем, что здесь написано. Здесь все правильно написано?
– Нет.
– Тогда давайте исправим.
Вызванный ребенок, исправляет ошибки.
– И с этим заданием мы отлично справились. Молодцы!
Читаю строчки из произведения “Чудо – дерево”.
– “А у наших у ворот
Чудо-дерево растет
Чудо-чудо-чудо-чудо
Расчудесное”
Как называется это произведение?
– Чудо-дерево.
– Дети, давайте пройдем за столы и выполним задание.
– Задание называется: “Что лишнее?” На карточках написаны слова, нужно прочитать
их, определить что лишнее. Закрыть лишние слова кружочком.
СЛОВА:
- Тапочки, сапоги, яблоко.
- Лето, весна, среда.
- Помидор, репа, слива.
- Слива, яблоко, огурец.
- Стакан, чашка,стол.
– Молодцы, задание выполнили правильно.
Дети садятся за столы.
– Ребята, мне кажется зазвонил телефон! (На столе стоит телефон, беру
трубку.)
– Кто говорит?
– Слон.
– Вы нам присылали телеграмму?
– Да, я сейчас посмотрю.
Подхожу к доске на которой висит закрытая таблица.
– Ребята, нам нужно прочитать текст. Прочитаем?
– Да!
Дети по очереди читают текст телеграммы:
“Рады зайчики и белочки.
Рады мальчики и девочки,
Крокодила победили,
Солнышко освободили”
– Молодцы дети! Со всеми заданиями справились. Скажите мне пожалуйста, какое
задание было самым трудным? А самым интересным? (Ответы детей.)
– Выглянуло солнышко, запели птицы, зацвели цветы. Вот такую одну волшебную
поляну я вам сейчас покажу.
Подвожу детей к поляне, на которой “цветут” волшебные цветы (чупа-чупс).
– Это вам подарок от солнышка. (Дети берут цветы.)
– Спасибо.
– На этом наше путешествие в страну сказок окончено.