Цели мероприятия:
- проверить и закрепить знания учащихся о культуре нашей страны в XVIII веке;
- развивать зрительную память, умение логически мыслить и работать в команде, делать выводы;
- воспитывать патриотизм, любознательность и ответственность.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, портреты.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Приветствие команд. Оценивается название
команды. Оно должно соответствовать эпохе,
изучаемого периода.
2. Объяснение правил игры.
3. Вручение маршрутных листов.
4. Старт.
5. Подведение итогов занятия.
1. Станция «Научная»
Видеофоном служат слайды с изображением (Приложение 1, слайды 1-7)
Ответить на вопросы:
- Кто подписал указ о создании Академии наук? (1 балл)
- Почему Академия наук считалась не только центром науки, но и образования? (2 балла)
- Кого из ученых принято называть ученым-энциклопедистом? (1 балл)
- Какие открытия М.В. Ломоносова вы считаете главными? (3 баллов)
- Кто стал первым президентом Российской академии? (1 балл)
- Кто построил первый токарный станок? (1 балл)
- Кто отлил Царь-колокол? (1 балл)
- Назовите достижения И.П. Кулибина. (3 балла)
2. Станция «Литературная»
Задание дается на фоне компьютерной презентации (Приложение 1, слайды 8-12)
– Перед вами на слайдах изображены портреты знаменитых литераторов.
Задание: Как зовут этих людей и какие произведения этих авторов вы знаете. (За каждый правильный ответ – 2 балла)
Ожидаемые ответы:
Слайд 8 – Денис Иванович Фонвизин;
Слайд 9 – Гаврила Романович Державин;
Слайд 10 – Александр Николаевич Радищев;
Слайд 11 – Александр Петрович Сумароков;
Слайд 12 – Николай Михайлович Карамзин.
3. Станция «Живописная» (Приложение 1, слайды 13-17)
Задание: «Найди пару». На слайде дан автор и две картины, надо определить какая из них принадлежит перу этого художника. (За каждый правильный ответ – 1 балл).
Ответы:
Слайд 13 – Алексей Петрович Антропов – Портрет
Екатерины II
Слайд 14 – Федор Степанович Рокотов – В.
Суровцева
Слайд 15 – Владимир Лукич Боровиковский – М.И.
Лопухина
Слайд 16 – Дмитрий Григорьевич Левицкий – Дама в
голубом
Слайд 17 – Николай Иванович Аргунов –
П.И.Ковалева-Жемчугова
4. Станция «Архитектурная» (Приложение 1, слайды 18-22)
Задание: На слайдах изображены архитекторы и их произведения, надо отгадать фамилии этих людей. (За каждый правильный ответ – 1 балл).
5. Станция «Историческая личность»
Задание: по описанию отгадать о какой исторической личности идет речь. (За каждый правильный ответ – 1 балл).
1. Русский актёр и театральный деятель, создатель первого постоянного русского театра. Родился в купеческой семье. Получил разностороннее образование. Организовал в Ярославле домашний, а с 1750 – публичный театр. В 1752 труппу вызвали в Петербург. Однако разночинный, народный по своему характеру театр не отвечал требованиям двора – труппа в том же году была распущена, а часть актёров определена для обучения в Шляхетный корпус. В 1756 был издан указ об учреждении государственного русского театра; директором театра назначен А. П. Сумароков. В 1761 после отставки Сумарокова, заменил его. Преодолевая сопротивление реакционных придворных кругов создал русский публичный профессиональный театр национального значения, связал его с передовой драматургией, открыл путь русским актёрам, впоследствии развивавшим демократическое направление русской театральной культуры. Как актёр занимал в театре положение первого трагика. Человек передовых воззрений принимал участие в свержении Петра III. Для торжеств по случаю коронации Екатерины II поставил маскарад "Торжествующая Минерва" (1763).
Ответ: Федор Григорьевич Волков.
2. Сын крестьянина-помора с детства занимался резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург. В Петербурге, работал над портретами, предпочитая в качестве материала мрамор, мягкость которого позволяла ему достигать тончайших живописных эффектов. Виртуозно моделируя пластику лица, мастерски использовал возможности кругового обхода, позволяющего достигать многообразия взаимодополняющих аспектов образа. Он подчёркивал в облике портретируемого черты парадной импозантности, передавал впечатление духовной стойкости и энергии, одухотворяющей внешне непримечательные, раскрывал сложный внутренний мир портретируемого. В 1774-75 выполнил для Чесменского дворца 58 медальонов с изображениями росс. князей и царей, в 1789-90 – статую "Екатерина II – законодательница" для Таврического дворца. В 1770-80-е гг. создал также многочисленные монументально-декоративные произведения (статуи и рельефы для Мраморного дворца, 1775-82, и Троицкого собора Александро-Невской лавры, 1786-1789; все – мрамор). Последние годы жизни прошли в затруднениях, во многом связанных с враждебным отношением правящих кругов к его искусству.
Ответ: Федот Иванович Шубин.
6. Станция «Понятийная»
(За каждый правильный ответ – 1 балл.)
Задание: объяснить значение следующих исторических понятий:
– мортира;
– обсерватория;
– регион;
– ритор;
– суппорт;
– барокко;
– классицизм;
– сентиментализм;
– колядки.
Ожидаемые ответы:
Мортира – артиллерийское орудие с
коротким стволом.
Обсерватория – научное учреждение,
оборудованное для проведения астрономических
исследований.
Регион – район, территория.
Ритор – оратор, специалист в области
художественной прозы.
Суппорт – устройство для закрепления и
перемещения режущих инструментов.
Барокко – одно из главных направлений в
искусстве, отличающееся торжественностью и
фундаментальностью, многообразием и сложностью
форм и рисунков.
Классицизм – стиль и направление в
литературе и искусстве, отличающиеся обращением
к античному наследию как образцу.
Сентиментализм – течение в литературе и
искусстве, отличающееся повышенным вниманием к
раскрытию душевного состояния, переживаний
героя.
Колядки – обрядовые песни, с которыми люди,
одетые в особые одежды (ряженые), ходили по домам
и желали хозяевам счастья и благополучия в
грядущем году.
Подведение итогов