Цели урока:
- составить таблицу умножения на 4;
- закрепить таблицу умножения и деления на 2 и на 3;
- развивать навыки письменного и устного счета, мыслительную деятельность учащихся при решении задач, анализе выражений и равенств;
- формирование детского коллектива через совместную работу.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы с вами побываем в стране
Умножения, вспомним, чему мы научились, изучая
табличное умножение, составим новую таблицу,
будем решать задачи и примеры. Но путешествовать
мы будем не одни, а вместе с нашими героями:
Весельчаком и Ворчуном.
– Итак, вы готовы отправиться в путешествие? (Да)
III. Устные упражнения
1. Найди пару
– Тогда вот вам первое задание от Весельчака:
Нужно найти пару каждому из шариков, соединив
пример с нужным ответом. (Дети по очереди выходят
к доске соединяют пример с ответом).
– Спасибо, верно соединили. Только вот что-то я
не пойму: мы с вами отправились в страну
Умножения, а примеры были на сложение. Как вы
думаете, почему? (Умножение связано со сложением,
то есть сложение одинаковых слагаемых можно
заменить умножением)
– Какой пример нам подойдет? 4 + 4 + 4 = 12
– Как мы его заменим? 4 х 3 = 12
2. Вставь верно
– Идем дальше. Помогите Ворчуну. Он не знает, что тут делать, какой знак сравнения вставить.
5 + 5 + 5 + 5 … 5 х 4 3 + 3 + 3 + … 3 х 3
9 х 6 … 9 + 9 + 9 2 х 5 … 2 + 2 + 2
– А какое число вставим?
8 + 8 + 8 = … х 3 18 + … + … = 18 х 3
7 + 7 + 7 + 7 > … х 4 5 + … + … < … х …
– Вот мы с вами и вспомнили смысл умножения.
3. Проверь соседа
– Поработайте в парах, проверьте друг у друга
таблицу на 2 и на 3, задав каждому по 5 примеров.
– Кто готов? Поднимите руки пары, в которых оба
партнера ответили верно и с честью выдержали
испытание. Молодцы!
IV. Новый материал
– Итак, умножение – это сложение одинаковых
слагаемых. Сейчас мы с вами составим таблицу
умножения на 4.
Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнюю
дату:
Классная работа.
по 4 х 1 раз = 4
по 4 х 2 раза = 8
по 4 х 3 раза =
– Составьте сами далее таблицу, записывая ее в
столбик. Работайте в парах.
– Что же у нас получилось? (На доске составляется
таблица по ответам детей)
– Что интересного заметили? (Каждый следующий
результат увеличивается на 4, все результаты –
четные числа)
– В разряде единиц обнаруживается ритмичный
повтор единиц: 0, 4, 8, 2, 6
– С какой таблицей есть сходства? (На 2, четные
ответы)
– Давайте найдем одинаковые результаты из
разных таблиц
4 х 4 = 16 4 х 3 = 12 4 х 5 = 20
2 х 8 = 16 2 х 6 = 12 2 х 10 = 20
V. Новый материал (продолжение)
– Достаньте из своих конвертов листок желтого цвета с примерами. В течение трех минут самостоятельно решите примеры, используя, в том числе и таблицу умножения на 4.
3 х 5 2 х 6 18 : 3
12 : 4 2 х 4 4 : 4
4 х 8 4 х 4 3 х 0
– Ответы найдите в классе. (На стенах размещены карточки с ответами: 15, 3, 6, 5, 32. 12, 1, 8, 16, 0). Какое число не было результатом действий? 5
Данное задание позволяет отработать, с одной стороны, вычислительный навык. С другой стороны, направлено на развитие внимания. А так же служит зрительным тренажером и зарядкой для детей, потому что в поисках ответа, детям приходится вставать и поворачиваться в разные стороны.
– Хорошо, ребята. Мы с вами сказали, что
умножение связано со сложением. А как умножение
связано с делением? (Обратное действие
умножению)
Поработайте с нашей машиной.
– Составьте пример на умножение, а ваш товарищ должен составить пример на деление.
VI. Решение задач
– Идем дальше. Наш Весельчак немного загрустил
и предлагает вам порешать задачки на деление и
умножение. Согласны!
(Устная работа)
- Зуб кашалота весит 3 кг. Сколько весят 3 зуба кашалота?
- Пятнистая кукушка подкладывает в каждое гнездо по 6 яиц. Сколько яиц она подложит в 2 гнезда?
- 9 струн натянули на 3 балалайки. По сколько струн на каждой балалайке?
- У птиц 2 крыла. У скольких птиц 12 крыльев?
VII. Физкультминутка
Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче выдох, глубже вдох.
Путь неблизок, недалек.
Впереди течет ручей,
Перепрыгнем поскорей.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Мы садимся ниже, ниже, ниже.
VI. Решение задач
– А теперь самостоятельно решите задачи. Выберите у себя в конвертике, какую задачу вы хотели бы решить: красного или зеленого цвета листок. Помните, что на красном листе задача сложнее, чем на зеленом.
- Из 32 дощечек можно сделать 4 скворечника. Сколько дощечек идет на 1 скворечник? 32 : 4 = 8(д.)
- Во рту у слона 4 зуба. Сколько зубов у 5 слонов? 4 х 5 = 20(З.)
IX. Геометрический материал.
– Начертите отрезок АВ, равный 8 см, а ниже отрезок СД, четвертой части первого. Сколько это см? Как найти четвертую часть числа? 8 : 4 = 2(см)
X. Закрепление
– А сейчас я предлагаю вам поработать в группах, разгадать последний ребус Весельчака. Вам потребуется решить пример и нужный ответ закрасить в таблице с цифрами, посмотрим, что у кого получится. Как вариант, можно дать рисунке, где нужно раскрасить. (Приложение 1 или рисунки 2 и 3).
XI. Рефлексия
– Какая тема была нашего урока?
– Что мы учились делать на уроке?
– Как связаны между собой умножение и сложение,
умножение и деление
– Кто узнал для себя что-то новое на уроке?
XII. Самооценка
– В конце нашего занятия я предлагаю каждому найти себе место на этом дереве знаний. Как вы думаете, где вы находитесь сейчас.