Урок-игра по математике

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • составить таблицу умножения на 4;
  • закрепить таблицу умножения и деления на 2 и на 3;
  • развивать навыки письменного и устного счета, мыслительную деятельность учащихся при решении задач, анализе выражений и равенств;
  • формирование детского коллектива через совместную работу.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня на уроке мы с вами побываем в стране Умножения, вспомним, чему мы научились, изучая табличное умножение, составим новую таблицу, будем решать задачи и примеры. Но путешествовать мы будем не одни, а вместе с нашими героями: Весельчаком и Ворчуном.
– Итак, вы готовы отправиться в путешествие? (Да)

III. Устные упражнения

1. Найди пару

– Тогда вот вам первое задание от Весельчака:
Нужно найти пару каждому из шариков, соединив пример с нужным ответом. (Дети по очереди выходят к доске соединяют пример с ответом).

– Спасибо, верно соединили. Только вот что-то я не пойму: мы с вами отправились в страну Умножения, а примеры были на сложение. Как вы думаете, почему? (Умножение связано со сложением, то есть сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением)
– Какой пример нам подойдет? 4 + 4 + 4 = 12
– Как мы его заменим? 4 х 3 = 12

2. Вставь верно

– Идем дальше. Помогите Ворчуну. Он не знает, что тут делать, какой знак сравнения вставить.

5 + 5 + 5 + 5 … 5 х 4                         3 + 3 + 3 + … 3 х 3
9 х 6 … 9 + 9 + 9                               2 х 5 … 2 + 2 + 2

– А какое число вставим?

8 + 8 + 8 = … х 3                                   18 + … + … = 18 х 3
7 + 7 + 7 + 7 > … х 4                             5 + … + … < … х …

– Вот мы с вами и вспомнили смысл умножения.

3. Проверь соседа

– Поработайте в парах, проверьте друг у друга таблицу на 2 и на 3, задав каждому по 5 примеров.
– Кто готов? Поднимите руки пары, в которых оба партнера ответили верно и с честью выдержали испытание. Молодцы!

IV. Новый материал

– Итак, умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Сейчас мы с вами составим таблицу умножения на 4.
Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнюю дату:
Классная работа.
по 4 х 1 раз = 4
по 4 х 2 раза = 8
по 4 х 3 раза =

– Составьте сами далее таблицу, записывая ее в столбик.  Работайте в парах.
– Что же у нас получилось? (На доске составляется таблица по ответам детей)
– Что интересного заметили? (Каждый следующий результат увеличивается на 4, все результаты – четные числа)
– В разряде единиц обнаруживается ритмичный повтор единиц: 0, 4, 8, 2, 6
– С какой таблицей есть сходства? (На 2, четные ответы)
– Давайте найдем одинаковые результаты из разных таблиц

4 х 4 = 16                 4 х 3 = 12                  4 х 5 = 20
2 х 8 = 16                 2 х 6 = 12                  2 х 10 = 20

V. Новый материал (продолжение)

– Достаньте из своих конвертов листок желтого цвета с примерами. В течение трех минут самостоятельно решите примеры, используя, в том числе и таблицу умножения на 4.

3 х 5         2 х 6                 18 : 3
12 : 4        2 х 4                 4 : 4
4 х 8         4 х 4                 3 х 0

– Ответы найдите в классе.  (На стенах размещены карточки с ответами: 15, 3, 6, 5, 32. 12, 1, 8, 16, 0).  Какое число не было результатом действий? 5

Данное задание позволяет отработать, с одной стороны, вычислительный навык. С другой стороны, направлено на развитие внимания. А так же служит зрительным тренажером и зарядкой для детей, потому что в поисках ответа, детям приходится вставать и поворачиваться в разные стороны.

– Хорошо, ребята. Мы с вами сказали, что умножение связано со сложением. А как умножение связано с делением? (Обратное действие умножению)
Поработайте с нашей машиной.

– Составьте пример на умножение, а ваш товарищ должен составить пример на деление.

VI. Решение задач

– Идем дальше. Наш Весельчак немного загрустил и предлагает вам порешать задачки на деление и умножение. Согласны!
(Устная работа)

  • Зуб кашалота весит 3 кг. Сколько весят 3 зуба кашалота?
  • Пятнистая кукушка подкладывает в каждое гнездо по 6 яиц. Сколько яиц она подложит в 2 гнезда?
  • 9 струн натянули на 3 балалайки. По сколько струн на каждой балалайке?
  • У птиц 2 крыла. У скольких птиц 12 крыльев?

VII. Физкультминутка

Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче выдох, глубже вдох.
Путь неблизок, недалек.
Впереди течет ручей,
Перепрыгнем поскорей.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Мы садимся ниже, ниже, ниже.

VI. Решение задач

– А теперь самостоятельно решите задачи. Выберите у себя в конвертике, какую задачу вы хотели бы решить: красного или зеленого цвета листок. Помните, что на красном листе задача сложнее, чем на зеленом.

  • Из 32 дощечек можно сделать 4 скворечника. Сколько дощечек идет на 1 скворечник?  32 : 4 = 8(д.)
  • Во рту у слона 4 зуба. Сколько зубов у 5 слонов? 4 х 5 = 20(З.)

IX. Геометрический материал.

– Начертите отрезок АВ, равный 8 см, а ниже отрезок СД, четвертой части первого. Сколько это см? Как найти четвертую часть числа? 8 : 4 = 2(см)

X. Закрепление

– А сейчас я предлагаю вам поработать в группах,  разгадать последний ребус Весельчака. Вам потребуется решить пример и нужный ответ закрасить в таблице с цифрами, посмотрим, что у кого получится. Как вариант, можно дать рисунке, где нужно раскрасить. (Приложение 1 или рисунки 2 и 3).

XI. Рефлексия

– Какая тема была нашего урока?
– Что мы учились делать на уроке?
– Как связаны между собой умножение и сложение, умножение и деление
– Кто узнал для себя что-то новое на уроке?

XII. Самооценка

– В конце нашего занятия я предлагаю каждому найти себе место на этом дереве знаний. Как вы думаете, где вы находитесь сейчас.