Дополнительная образовательная программа "Безопасное колесо"

Разделы: ОБЖ


Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: от 12 до 15 лет (6–8 класс).

Срок реализации (продолжительность образовательного цикла): 1 год.

Режим занятий по годам обучения: 1-й год – 2 раза в неделю по 2 часа.

Количество учащихся в учебной группе: 1-й год обучения – до 15 учащихся.

Количество часов в год: 1-й год обучения – 144 часа.

Цель программы: развитие личности ребенка через обучение его безопасному поведению на дорогах

Результат обучения по программе – учащийся сможет:

  1. Владеть базовыми знаниями по правилам дорожного движения;
  2. Знать правила оказания первой доврачебной помощи;
  3. Фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде искусственные и естественные препятствия.

Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа "Безопасное колесо" разработана для ознакомления детей в возрасте 12–15 лет с действующими правилами дорожного движения с проведением учебно-тренировочных занятий. Обучение предусматривает применение проблемного раздаточного материала, использование компьютерных обучающих программ в классе информационных технологий, вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части. Занимаясь в детском объединении воспитанники приобретают практические навыки вождения велосипеда, и теоретические знания по правилам дорожного движения. Экскурсии к проезжей части помогают на практике рассматривать дорожно-транспортные ситуации. Закончив обучение по данной программе дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.

Программа социально-педагогического направления деятельности рассчитана на 1 год обучения.

Программа курса “Безопасное колесо” разработана в рамках Федерального закона “О безопасности дорожного движения”, закона Российской Федерации “О безопасности”, “Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах”.

Среди всех опасностей особо стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм.

Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Анализ дорожно-транспортных происшествий выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению в дорожном движении. К сожалению изучения Правил дорожного движения (ПДД) в полной мере не воспитывает детей к безопасному поведению на дорогах. Воспитание полноценного участника дорожного движения способствует формированию транспортной культуре и выработку правильных навыков и привычек поведению на проезжей части, на что и нацелен данный курс.

Несоответствие между количеством часов, отведенных на изучение тех или иных разделов в содержании программы школьного предмета "Обеспечение безопасности жизнедеятельности" для 6–8-х классов, и статистическими данными причин гибели людей от несчастных случаев, а также формальный подход к 9 часовой программе классных часов по ПДД не позволяет в должной мере решить проблему знаний учащихся по правилам дорожного движения. Отсутствует как региональном, так и в федеральном базовом плане вождение велосипеда, а ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после недельного самостоятельного обучение ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде, и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть.

Программа обучения предусматривает теоретическую и практическую часть.

В теоретическую программу входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационных технологий.

Практическая часть состоит: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части.

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает двигательную нагрузку (вождение велосипеда), вторая часть изучение теоретического материала. В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды.

Цель программы: развитие личности ребенка через обучение его безопасному поведению на дорогах.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Познакомить с историей правил дорожного движения
  2. Научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки;
  3. Совершенствовать навыки ориентировки на дороге
  4. Формировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
  5. Обучить фигурному вождению велосипеда.

Развивающие:

  1. Развивать мотивационно-поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой.
  2. Развивать дорожную грамотность детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать безопасную личность;
  2. Воспитывать чувство ответственности детей за свое поведение на дорогах.

Прогнозируемые результаты обучения

К концу обучения дети будут знать:

  1. историю возникновения ПДД;
  2. дорожные знаки;
  3. сигналы светофора;
  4. виды транспорта;
  5. причины ДТП;
  6. правила движения на велосипеде;
  7. правила движения по дороге;
  8. как оказывать первую доврачебную помощь.

К концу обучения дети будут уметь:

  • ориентироваться в дорожных ситуациях;
  • оценивать свое поведение на дороге;
  • объяснить товарищу правила поведения на дороге;
  • фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия;
  • оказывать первую доврачебную помощь.

Контроль за результативностью учебного процесса.

В процессе обучения по программе проводятся разные виды контроля за результативностью усвоения программного материала.

Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого учащегося.

Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде викторин и конкурсов.

Планируется участие воспитанников детского объединения в конкурсе "Безопасное колесо" (на окружном этапе).

В качестве итогового контроля в конце учебного года проводятся занятия на поиск решения ситуационных задач, а также итоговое занятие на компьютерном тренажере по ПДД.

Содержание программы.

Вводная тема.
Знакомство с группой. Организационные вопросы. Техника безопасности. Планы на текущий учебный год. Ознакомление с образовательной программой.
Практика: Просмотр фото- и видеоматериалов.

История правил дорожного движения.
История транспорта. Исторические этапы становления правил дорожного движения.
Практика: Просмотр фото- и видеоматериалов.

Участники дорожного движения.
Водитель. Обязанности водителя. Пешеход. Обязанности пешехода. Пассажиры. Обязанности пассажиров.
Практика: Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.

Транспортные средства и правила движения.
Виды транспортных средств. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. Начало движения, маневрирование. Повороты, развороты и движение задним ходом. Скорость движения. Остановка, стоянка, вынужденная остановка. Проезд перекрестков. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. Движение через железнодорожные пути. Движение по автомагистралям. Движение в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Буксировка механических транспортных средств.
Практика:
Игра “Регулировщик”. Практическая работа с макетом проезжей части.
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.

Дорожная разметка.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Населенные пункты. Расположение транспортных средств на проезжей части. Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция. Полоса торможения и разгона.
Практика:
Экскурсия “Улицы нашего района”.
Игра “Карта дороги”.
Практическая работа с макетом проезжей части.
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.

Дорожные знаки.
Средства организации и регулирования дорожного движения, светофоры автомобильные, железнодорожные, пешеходные. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Обгон и встречный разъезд. Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена.
Практика:
Учебно-тематическая экскурсия “Дорожные знаки на пути в школу” (“Безопасная дорога”).
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.

Вождение велосипеда.
Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов. Пешеходные светофоры для велосипедистов.
Практика: Фигурное вождение велосипеда.
Преодоление на велосипеде естественных препятствий.
Преодоление на велосипеде искусственных препятствий.

Основы оказания первой доврачебной помощи.
Первая доврачебная помощь. Приемы оказания доврачебной помощи. Понятие о травмах и объеме первой помощи. Раны и кровотечение. Травматический шок. Синдром длительного сдавливания. Правила наложения повязок при ранении и кровотечении. Закрытые травмы. Повреждение головы и лица. Повреждение груди. Повреждение органов брюшной полости. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей. Электротравма. Ожоги. Обморожение. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Практика:
Первая помощь при травмах.
Первая помощь при травматическом шоке.
Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.
Первая помощь при электротравме, ожоге и обморожении.
Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Просмотр фото- и видеоматериалов.

Организация, подготовка, проведение, участие в конкурсных мероприятиях.

Организация, подготовка, проведение викторин и конкурсов в детском объединении:

  • викторина "Знатоки Правил дорожного движения";
  • викторина “Дорожные знаки”;
  • конкурс “Юные инспектора дорожного движения”;
  • конкурс "Скорая помощь на дороге".

Подготовка и участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.

Итоговое занятие.
Подведение итогов года. Награждение грамотами за успешное окончание учебного года.

Примерный план работы в каникулярное время:

Осенние каникулы:

  • Праздник “Посвящение в пешеходы”.
  • Выставка рисунков “Безопасная дорога”.

Зимние каникулы:

  • Соревнования “Безопасное колесо”.
  • Просмотр видеофильмов с различными ситуациями на дороге.

Весенние каникулы:

  • Конкурс рисунков на асфальте “Пешеход и светофор”.
  • Соревнования “Велосипедисты на дороге”.

Методическое обеспечение программы.

Для решения поставленных задач применяются следующие методы обучения:

  • Наглядно-иллюстративный;
  • Коллективный (дети учатся помогать друг другу в работе, обмениваться опытом).

Учебно-методическое обеспечение программы

  • Дидактические материалы и наглядные пособия.
  • Велосипеды (личные).
  • Аптечка.
  • Инвентарь по фигурному вождению велосипеда.
  • Знаки правил дорожного движения.
  • Макет проезжей части.
  • Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов и комментарий к экзаменационным билетам “А”, “В”.
  • Компьютерная программа приема экзаменов по ПДД.
  • Фото и видео материалы.

Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимо:

  • Наличие спортивной площадки;
  • Компьютерный класс,
  • Класс для теоретических занятий.

Приложение.