Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: от 12 до 15 лет (6–8 класс).
Срок реализации (продолжительность образовательного цикла): 1 год.
Режим занятий по годам обучения: 1-й год – 2 раза в неделю по 2 часа.
Количество учащихся в учебной группе: 1-й год обучения – до 15 учащихся.
Количество часов в год: 1-й год обучения – 144 часа.
Цель программы: развитие личности ребенка через обучение его безопасному поведению на дорогах
Результат обучения по программе – учащийся сможет:
- Владеть базовыми знаниями по правилам дорожного движения;
- Знать правила оказания первой доврачебной помощи;
- Фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде искусственные и естественные препятствия.
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа "Безопасное колесо" разработана для ознакомления детей в возрасте 12–15 лет с действующими правилами дорожного движения с проведением учебно-тренировочных занятий. Обучение предусматривает применение проблемного раздаточного материала, использование компьютерных обучающих программ в классе информационных технологий, вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части. Занимаясь в детском объединении воспитанники приобретают практические навыки вождения велосипеда, и теоретические знания по правилам дорожного движения. Экскурсии к проезжей части помогают на практике рассматривать дорожно-транспортные ситуации. Закончив обучение по данной программе дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.
Программа социально-педагогического направления деятельности рассчитана на 1 год обучения.
Программа курса “Безопасное колесо” разработана в рамках Федерального закона “О безопасности дорожного движения”, закона Российской Федерации “О безопасности”, “Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах”.
Среди всех опасностей особо стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм.
Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Анализ дорожно-транспортных происшествий выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению в дорожном движении. К сожалению изучения Правил дорожного движения (ПДД) в полной мере не воспитывает детей к безопасному поведению на дорогах. Воспитание полноценного участника дорожного движения способствует формированию транспортной культуре и выработку правильных навыков и привычек поведению на проезжей части, на что и нацелен данный курс.
Несоответствие между количеством часов, отведенных на изучение тех или иных разделов в содержании программы школьного предмета "Обеспечение безопасности жизнедеятельности" для 6–8-х классов, и статистическими данными причин гибели людей от несчастных случаев, а также формальный подход к 9 часовой программе классных часов по ПДД не позволяет в должной мере решить проблему знаний учащихся по правилам дорожного движения. Отсутствует как региональном, так и в федеральном базовом плане вождение велосипеда, а ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после недельного самостоятельного обучение ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде, и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть.
Программа обучения предусматривает теоретическую и практическую часть.
В теоретическую программу входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационных технологий.
Практическая часть состоит: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части.
Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает двигательную нагрузку (вождение велосипеда), вторая часть изучение теоретического материала. В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды.
Цель программы: развитие личности ребенка через обучение его безопасному поведению на дорогах.
Задачи программы:
Обучающие:
- Познакомить с историей правил дорожного движения
- Научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки;
- Совершенствовать навыки ориентировки на дороге
- Формировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
- Обучить фигурному вождению велосипеда.
Развивающие:
- Развивать мотивационно-поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой.
- Развивать дорожную грамотность детей.
Воспитательные:
- Воспитывать безопасную личность;
- Воспитывать чувство ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Прогнозируемые результаты обучения
К концу обучения дети будут знать:
- историю возникновения ПДД;
- дорожные знаки;
- сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила движения на велосипеде;
- правила движения по дороге;
- как оказывать первую доврачебную помощь.
К концу обучения дети будут уметь:
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать свое поведение на дороге;
- объяснить товарищу правила поведения на дороге;
- фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия;
- оказывать первую доврачебную помощь.
Контроль за результативностью учебного процесса.
В процессе обучения по программе проводятся разные виды контроля за результативностью усвоения программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого учащегося.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде викторин и конкурсов.
Планируется участие воспитанников детского объединения в конкурсе "Безопасное колесо" (на окружном этапе).
В качестве итогового контроля в конце учебного года проводятся занятия на поиск решения ситуационных задач, а также итоговое занятие на компьютерном тренажере по ПДД.
Содержание программы.
Вводная тема.
Знакомство с группой. Организационные вопросы. Техника безопасности. Планы
на текущий учебный год. Ознакомление с образовательной программой.
Практика: Просмотр фото- и видеоматериалов.
История правил дорожного движения.
История транспорта. Исторические этапы становления правил дорожного
движения.
Практика: Просмотр фото- и видеоматериалов.
Участники дорожного движения.
Водитель. Обязанности водителя. Пешеход. Обязанности пешехода. Пассажиры.
Обязанности пассажиров.
Практика: Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.
Транспортные средства и правила движения.
Виды транспортных средств. Применение аварийной сигнализации и знака
аварийной остановки. Начало движения, маневрирование. Повороты, развороты и
движение задним ходом. Скорость движения. Остановка, стоянка, вынужденная
остановка. Проезд перекрестков. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных
транспортных средств. Движение через железнодорожные пути. Движение по
автомагистралям. Движение в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных
средств. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Буксировка механических транспортных средств.
Практика:
Игра “Регулировщик”. Практическая работа с макетом проезжей части.
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.
Дорожная разметка.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса
движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Населенные пункты.
Расположение транспортных средств на проезжей части. Движение транспортных
средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция.
Полоса торможения и разгона.
Практика:
Экскурсия “Улицы нашего района”.
Игра “Карта дороги”.
Практическая работа с макетом проезжей части.
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.
Дорожные знаки.
Средства организации и регулирования дорожного движения, светофоры
автомобильные, железнодорожные, пешеходные. Предупреждающие знаки. Знаки
приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки
сервиса. Знаки дополнительной информации. Обгон и встречный разъезд. Места, где
остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена.
Практика:
Учебно-тематическая экскурсия “Дорожные знаки на пути в школу” (“Безопасная
дорога”).
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Вождение велосипеда.
Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов. Пешеходные
светофоры для велосипедистов.
Практика: Фигурное вождение велосипеда.
Преодоление на велосипеде естественных препятствий.
Преодоление на велосипеде искусственных препятствий.
Основы оказания первой доврачебной помощи.
Первая доврачебная помощь. Приемы оказания доврачебной помощи. Понятие о
травмах и объеме первой помощи. Раны и кровотечение. Травматический шок. Синдром
длительного сдавливания. Правила наложения повязок при ранении и кровотечении.
Закрытые травмы. Повреждение головы и лица. Повреждение груди. Повреждение
органов брюшной полости. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей.
Электротравма. Ожоги. Обморожение. Искусственное дыхание и наружный массаж
сердца.
Практика:
Первая помощь при травмах.
Первая помощь при травматическом шоке.
Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.
Первая помощь при электротравме, ожоге и обморожении.
Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Просмотр фото- и видеоматериалов.
Организация, подготовка, проведение, участие в конкурсных мероприятиях.
Организация, подготовка, проведение викторин и конкурсов в детском объединении:
- викторина "Знатоки Правил дорожного движения";
- викторина “Дорожные знаки”;
- конкурс “Юные инспектора дорожного движения”;
- конкурс "Скорая помощь на дороге".
Подготовка и участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.
Итоговое занятие.
Подведение итогов года. Награждение грамотами за успешное окончание учебного
года.
Примерный план работы в каникулярное время:
Осенние каникулы:
- Праздник “Посвящение в пешеходы”.
- Выставка рисунков “Безопасная дорога”.
Зимние каникулы:
- Соревнования “Безопасное колесо”.
- Просмотр видеофильмов с различными ситуациями на дороге.
Весенние каникулы:
- Конкурс рисунков на асфальте “Пешеход и светофор”.
- Соревнования “Велосипедисты на дороге”.
Методическое обеспечение программы.
Для решения поставленных задач применяются следующие методы обучения:
- Наглядно-иллюстративный;
- Коллективный (дети учатся помогать друг другу в работе, обмениваться опытом).
Учебно-методическое обеспечение программы
- Дидактические материалы и наглядные пособия.
- Велосипеды (личные).
- Аптечка.
- Инвентарь по фигурному вождению велосипеда.
- Знаки правил дорожного движения.
- Макет проезжей части.
- Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов и комментарий к экзаменационным билетам “А”, “В”.
- Компьютерная программа приема экзаменов по ПДД.
- Фото и видео материалы.
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо:
- Наличие спортивной площадки;
- Компьютерный класс,
- Класс для теоретических занятий.