Изучение информатики в 5–7-х классах в нашей школе ведется по УМК Л. Босовой. Данный комплекс снабжен набором практических заданий, презентациями по изучаемым темам, также мы используем на уроках рабочие тетради. За три года работы по УМК к нашей методической копилке добавились разработки практических заданий для 5-6 класса. На уроке ученики работают с распечатками заданий. Предлагаю коллегам некоторые разработки для 5 класса, которые можно использовать полностью или выборочно, в зависимости от поставленной на уроке цели. К заданиям прилагается папка с рисунками, исходными файлами, поэтому заранее разместите на ученических компьютерах заготовки к работе (Приложение).
Особенность предлагаемых заданий в том, что при их выполнении закрепляются знания по изучаемой теме и одновременно отрабатываются приемы работы с графическим и текстовым редакторами. Начальные знания работе с этими приложениями имеются в 5 классе у большинства учащихся.
Практические задания к теме «Информация и компьютер»
Задание 1. На приведенной схеме пропущены названия информационных процессов, которые выполняются при решении задачи. Восстановите схему, называя процессы (рис.1)
- Откройте папку Информация и компьютер.
- Откройте в графическом редакторе файл Процессы1.jpg
- Выберите инструмент Надпись, подберите размер шрифта и впишите в прямоугольники названия процессов.
- Сохраните файл: выберите команду Файл – Сохранить
Задание 2.
- Откройте папку Информация и компьютер.
- Откройте документ Процессы2.txt
- Прочитайте текст и заполните пропуски в ответах.
- После выполнения задания сохраните документ.
Задание 3. Выберите на рисунке только те предметы, которые человек использует для хранения информации. Какое общее название им можно дать? (рис.2)
- Откройте папку Информация и компьютер.
- Откройте в графическом редакторе файл Предметы1.jpg
- Используя выделение и перетаскивание мышью, передвиньте в нижнюю часть листа изображения предметов для хранения информации.
- Выберите инструмент Надпись, добавьте к каждому рисунку название предмета.
- Допишите более крупным шрифтом общее название всем этим предметам: Носители информации.
- Сохраните файл.
Задание 4. Определите, для чего люди применяют изображённые предметы. (рис.3) Вспомните их названия, и в каком историческом порядке они начали использоваться.
- Откройте папку Информация и компьютер.
- Откройте в графическом редакторе файл Предметы2.jpg
- Используя выделение и перетаскивание мышью, переставьте картинки в хронологическом (историческом) порядке.
- Выберите инструмент Надпись, добавьте к каждому рисунку название предмета.
- Допишите более крупным шрифтом, какое общее назначение имеют эти предметы.
- Сохраните файл.
Задание 5.
- Откройте папку Информация и компьютер.
- Найдите файлы с изображениями 01-15. Для просмотра содержимого файлов в окне папки выберите Вид – Эскизы страниц (или Крупные значки).
- Переименуйте файлы рисунков в соответствии с изображенными предметами. Для этого правой кнопкой мыши выделите значок, выберите команду Переименовать, введите новое имя в текстовом поле.
- Создайте две новых папки: Носители информации, Счетные устройства.
- Переместите подходящие рисунки из исходной папки в две новых, учитывая содержание картинок. Используйте перетаскивание значка объекта правой кнопкой мыши. После перетаскивания выберите действие: Переместить.
Задание 6.
- Откройте папку Информация и компьютер.
- Откройте документ Устройства1.txt
- Прочитайте текст, исправьте в нём ошибки. Для перестановки слов используйте меню Правка – Копировать, Вырезать, Вставить, а также удаление лишних символов.
- После выполнения задания сохраните документ.
Задание 7.
- Откройте папку Устройства компьютера.
- Найдите файлы с изображениями 0001 – 0025 и просмотрите их содержимое с помощью команды меню Вид – Эскизы страниц (или Крупные значки).
- Создайте три новые вложенные папки: Память, Ввод и Вывод.
- Переместите изображения устройств в соответствующие им папки. Если устройство не относится к указанным видам, то перемещать рисунок не требуется.
- Переименуйте файлы с изображениями, учитывая названия устройств.
Задание 8. В приведенных фразах некоторые идущие подряд буквы слов образуют названия устройств. Найдите спрятанные слова.
- Этот процесс орнитологи называют миграцией.
- Потом они торжествовали и радовались, как дети.
- Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидростанций.
- По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.
Указания по выполнению:
- Откройте папку Устройства компьютера.
- Откройте файл Устройства2.txt,выполните указанное в нем задание.
- Сохраните файл.