Приложение. Слайд 1.
Цели:
- Формировать представление об обозначении буквой е гласного звука [ э ] после мягких согласных.
- Совершенствовать умение читать слоги, слова с изученными буквами.
- Развивать речь, внимание, мышление.
- Воспитывать умение слушать товарища.
Оборудование: учебник, компьютер, экран, пуговицы для учащихся.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
Сегодня на уроке нам будут помогать герои известного мультфильма. Догадайтесь, кто они?
Не ребята, не зверята,
Не воздушные шарики,
А весёлые… (смешарики)
Вспомните, как их зовут.
Слайд 2. Копатыч, Ёжик, Крош, Пин, Кар-Карыч, Лосяш, Бараш, Нюша.
Первое задание нам приготовил самый вдумчивый и внимательный среди смешариков – Ёжик.
Слайд 3.
– С какой буквой познакомились на прошлом уроке? Что о ней узнали?
– Когда она даёт два звука?
Игра “Где звук?”
Определите, где находится е: если в начале слова или после гласной и даёт два звука, хлопаем 2 раза в ладоши. Если после согласной – 2 звука не слышим, топаем 1 раз ногами.
ЕДА, СЛЕД, МЕСТО, ЕДИНИЦА, ДЕЛО, ЕНОТ, ПЕСНЯ, ВЫСОКИЕ, ЕЛЬ.
II. Целеполагание.
– Как думаете, будем изучать новую букву?
– Мы продолжим знакомство с буквой е, узнаем о ней что-то новое, будем читать
слова, слоги с изученными буквами.
III. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Слайд 4. Путешественник и фантазёр Кар-Карыч просит вас отгадать загадку.
В шубе летом, а зимой раздетое. (Дерево.)
– Посчитайте слоги в слове ДЕРЕВО.
– Какой 1? 2? 3? Какой ударный?
– Назовите 1. Из каких звуков состоит? Докажите, что согласный и гласный. Что о них можно сказать? (слог – слияние) Произнесите слияние де, чтобы хорошо слышался гласный звук [д’э-э-э]. Слышится гласный звук [э]. Как произносится согласный звук в слиянии, твердо или мягко? [д’э] – согласный звук мягкий.
– Назовите 2. Из каких звуков состоит? Докажите, что согласный и гласный. Что о них можно сказать? (Cлог – слияние/) Как произносится согласный звук в слиянии, твердо или мягко? [р’и] – согласный звук мягкий.
– Назовите 3. Из каких звуков состоит? Докажите, что согласный и гласный. Что о них можно сказать?
Обобщение: если в слиянии после мягкого согласного звука слышится звук [э],
то пишется буква е. Другими словами, буква е после согласных
обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного звука.
– Что теперь знаем о букве е? Какую работу она выполняет?
– Какая буква выполняет ту же работу – обозначает мягкость согласных? (И)
Слайд 5.
Нюша, самая обаятельная и привлекательная из смешариков, просит вас составить эти буквы из пуговиц (задание по вариантам – и, е) Взаимопроверка. Проверь себя.
Физкультминутка.
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу.
А теперь вперёд, назад,
Молодцы! Вот так стоять.
Слайд 6. Чтение слогов.
Бараш и Копатыч хотят проверить, как вы умеете читать слоги.
ни те ви ле ри ке
Слайд 9. Игра “Дождик”.
– Самый изобретательный, Пин, предлагает вам из дождинок – букв составить как можно больше слов. Только вы должны не только сами думать над словами, но и не повторять слова, которые уже назвали ребята. Будьте внимательны!
Победит тот ученик, который придумает самое длинное слово.
(Высказывания детей.)
Пин тоже подобрал слова.
Проверьте, называли мы их? У кого слов получилось больше?
– А с какими буквами мы работали, дайте характеристику каждому звуку.
– Встретилась особенная буква? Что про неё помним? (е в начале слова и после гласной обозначает 2 звука, после согласной – 1)
Молодцы, отлично справились, хорошо поработали с буквами.
IV. Закрепление изученного.
Кто самый учёный из смешариков? Конечно, Лосяш – он прочёл много книг. Он предлагает вам более сложное задание.
Слайд 10. Игра “Собери из слогов слова”.
Вы должны разделить каждое слово на слоги, выделить первые слоги и из них составить слово.
Село + верно
Коллективно делим на слоги. Называем 1 слог в каждом слове. Собираем слово.
Село + верно = север
Теперь попробуйте выполнить самостоятельно.
Ветер + сено + лото
Высказывания детей.
Ветер + сено + лото = весело
Молодцы, порадовали Лосяша. Умеете делить слова на слоги.
Слайд 11.
Прочитайте текст (коллективно).
Проверка восприятия.
– Назовите деревья, которые росли в лесу.
– Сколько лет они росли? Это долго? А погубить деревья быстро или долго? Как мы должны относиться к деревьям, к лесу?
– Каким другим словом можно заменить слово КРАСИВЫ? (Чудесные, прекрасные, великолепные.)
А теперь откройте учебник на странице 78, найдите этот текст.
– Какую букву изучили? Как думаете, что нужно сделать? Возьмите карандаши, зачеркните букву е, посчитайте, сколько букв встретилось в тексте.
Самостоятельная работа.
– Сколько букв встретилось в тексте? (7)
Поменяйтесь учебниками, проверьте своего соседа.
Слайд 12.
(Резерв: выяснить место буквы е в слове и его функцию – смягчает согласный и обозначает звук [э], или находится в начале слова или после гласного и обозначает 2 звука)
Итог выполнения данного задания.
Слайд 13.
Самый прыгучий и непоседливый, Крош, просит вас подобрать к его схеме подходящее слово.
– Докажите свой выбор.
Слайд 14.
– Правильно выбрали слово?
V. Итог.
Что важное должны запомнить после данного урока?
Вспомните, чем занимались на уроке, что особенно понравилось.
– Как думаете, смешарики остались довольны вашими знаниями?
Слайд 15. Спасибо за урок.