Цели:
- Подвести учащихся к осознанию того, что прилагательные изменяются по родам.
- Выявить, что род имён прилагательных определяется по роду имён существительных, с которым оно связано по смыслу.
- Закреплять знания об именах прилагательных.
Ход урока
I. Организация начала урока.
- Запишем дату ......., классная работа.
- Сегодня на уроке русского языка мы продолжим разговор об именах прилагательных, вспомним всё, что о них знаем и откроем новое.
II. Постановка учебной задачи.
1. Актуализация знаний.
- Прочитайте, пожалуйста, слова, записанные на доске:
- Белый, снежная, морозное, снежный, белое, морозная, белая, снежное, морозный.
- Что общего между ними?
- Что вы знаете об именах прилагательных?
Дети называют признаки имен прилагательных, учитель кратко фиксирует ответы детей на доске.
- Имя прилагательное – это слова, которые обозначает признаки предметов.
- Отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
- В предложениях употребляются при именах существительных.
- Они образуют словосочетания.
- Прилагательное ставится в том же числе и роде, что и существительное, к которому оно относится.
- Как эти прилагательные можно разделить на три группы?
Ответы детей: Предлагаю в 1 группу записать прилагательные, которые заканчиваются на – ой, во 2 на – ая, в 3 на – ое.
А можно сказать по-другому. В 1 группу – имена прилагательные мужского рода, во 2 группу – имена прилагательные женского рода, в 3 группу – имена прилагательные среднего рода.
Я бы так сказал. В 1 группу прилагательные, которые отвечают на вопрос – какой? Во 2 группу прилагательные, которые отвечают на вопрос – какая? В 3 группу прилагательные, которые отвечают на вопрос – какое?
Учитель фиксирует на доске ответы детей:
1 группа | 2 группа | 3 группа |
белый | белая | белое |
снежный | снежная | снежное |
морозный | морозная | морозное |
- Кто может предложить другой вариант?
Ответы детей: Можно в 1 группу записать прилагательные с корнем – бел, во 2 с корнем – снеж, в 3 с корнем – мороз.
- Я бы назвала их однокоренными.
Дети записывают группы слов на доске и в тетради:
белый | снежный | морозный |
белая | снежная | морозная |
белое | снежное | морозное |
2. Формулировка проблемы.
- А теперь внимательно посмотрите и сравните прилагательные в каждом столбике.
- Что заметили?
Ответы детей: У прилагательных изменяются окончания.
- Как вы думаете, почему изменяются окончания?
Ответы детей: Потому что прилагательное изменяется по родам.
III. Открытие учащимися новых знаний.
- Как можно определить род имени прилагательного? Сделайте вывод.
Ответы детей:
Вывод: род имени прилагательного можно определить по роду имени существительного, к которому оно относится.
- Теперь давайте сравним наш вывод с тем, который есть в учебнике на с. 42.
Физкультурная минутка.
IV. Первичное закрепление.
1. Наблюдение над лексическим значением слова.
- К какому времени года можно отнести те прилагательные, которые мы записали?
Ответы детей: К зиме.
- Чем вам нравится зима? Какая она?
Дети называют.
- Совсем скоро нам придётся распрощаться с зимой. Мы будем скучать по снегу, по морозу и снова с нетерпением ждать прихода зимы.
- А теперь загадка:
Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья. (Весна.)
Учитель читает предложение.
- Пройдёт зима холодная, настанут дни весенние, теплом растопит солнышко, как воск, снега пушистые.
- С чем автор этих строк сравнивает снега?
Ответы детей: C воском.
- Почему? Что такое воск?
Ответы детей: Воск – это вещество, вырабатываемое пчёлами и служащее им материалом для постройки сот, а также сходное с ним минеральное или растительное вещество.
2. Выборочный диктант.
- Выпишем из предложения имена прилагательные, поставив их в единственное число (читаю ещё раз предложение, учащиеся называют имена прилагательные и записывают их на доске):
- холодная;
- весенний;
- пушистый.
(Работа в парах по вариантам.)
- Запишем: 1 ряд прилагательное – холодная, 2 ряд – весенний, 3 ряд – пушистый и изменим данные прилагательные по родам.
Взаимопроверка.
3. Письмо по памяти.
- Прочитайте, пожалуйста, предложение. К какому жанру устного народного творчества его можно отнести?
- Весенний день год кормит.
Ответы детей: К пословице.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Дети объясняют.
- Давайте найдём в пословице имя прилагательное. Определим его род.
Ответы детей: День (он мой) – мужского рода, значит и прилагательное весенний тоже мужского рода.
- Объясним орфограммы и запишем пословицу по памяти.
Дети объясняют орфограммы, читают, записывают по памяти.
Самопроверка.
V. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Задание на карточках.
- От данного имени существительного попробуйте образовать имена прилагательные всех трёх родов и записать их.
1 вариант – зима.
2 вариант – тепло.
3 вариант – зелень.
4 вариант – берёза.
5 вариант – вечер.
6 вариант – река.
- Что изменялось у образованных вами прилагательных?
Ответы детей: Окончание.
- Почему оно изменялось?
Ответы детей: Потому что изменялся род имён прилагательных.
VI. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня об именах прилагательных?
Ответы детей: Имена прилагательные изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного.
Домашнее задание.
- Записать 2-3 прилагательных, изменив по родам.
- Правило с. 42.