Цели урока:
- Познавательная: закрепить умения представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; повторить соотношение между частью и целым; закрепить умения решать текстовые задачи; закрепить и проверить приёмы сложения и вычитания в пределах 100. Способствовать развитию учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
- Развивающая: развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность, математическую речь.
- Воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбие, патриотизм, развивать интерес к предмету; продолжить воспитание коммуникативных способностей и взаимопонимания через организацию совместной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня наш урок будет необычным, потому что мы с вами отправляемся в путешествие.
- Вы хотели бы попасть в космос и совершить путешествие в космическое пространство?
(Ученики показывают карточки-звездочки.)
- У вас в руках звездочки. Пусть каждый из вас представит себя звездочкой. В космосе много звезд. Все они неповторимы. Каждая из звезд сияет своим блеском и по-своему красива. Будьте и вы как звезды: сияйте, приносите другим свой свет, тепло души и сердца, радуйте и согревайте окружающих.
Всегда оставайся удачливым, смелым,
Пусть только попутные веют ветра!
Но главное - чтобы
Ты в жизни ни делал,
Пусть все это будет во имя добра!
- Отгадав загадку, вы узнаете, на чем мы полетим.
Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд (ракета)
- Из каких геометрических фигур состоит наша ракета?
- Какие качества нужны для путешествия в космос? (Сила, выдержка, дружба, взаимопомощь, умение работать вместе, смелость. Хорошие знания по разным предметам, а особенно знание математики, физики.)
- Сегодня мы потренируем эти качества.
II. Формулировка темы и цели урока.
1. На доске числа 62, 8, 92, 60, 35, 88, 4, 2, 76, 53.
- На какие две группы можем разбить?
- Разложите все двузначные числа на сумму разрядных слагаемых.
- Назовите "соседей" чисел 2, 60
- Какое число следует за числом 35, 76?
- Какое число предшествует числам 88, 92
- Уменьшите на 4 единицы 8, 35, 76, 88
- Увеличьте на 3 десятка числа 62, 53, 2
- Расставьте числа 62, 8, 92, 60, 35, 88, 4, 2, 76, 53 в порядке возрастания и вы узнаете тему нашего урока.
(Переворачиваю карточки с числами.)
- Прочитайте и назовите тему урока. (Повторение)
- Что мы будем повторять? (Сложение и вычитание двузначных чисел)
III. Активизация знаний учащихся.
- Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле. В чем он состоит? (ученики рассказывают о тренировках будущих космонавтов)
Начинаем тренировку,
Чтобы умным стать и ловким.
Разноуровневая работа по карточкам.
Как и каждый космонавт сам выбирает себе нагрузку на тренажерах, так и вы сейчас сами выберете сложность заданий, которые будете выполнять.
(Задания каждого уровня на разных цветах)
1 уровень
46+20=
46+2=
55-3=
55-30
2 уровень
64-13=
54+14=
26+32=
76-54=
3 уровень
(15+11)-4=
51+(36-5)=
68-(21+12)=
76-(34-11)=
Проверка выносится на доску с объяснением учеников. На доске нарисована лесенка
Каждый столбик цветом соответствует уровню. Дети, которые правильно выполнили, берут стикер такого же цвета и прикрепляют его на доску. Т. О. выполнен контроль за усвоением знаний учащихся.
IV. Физкультминутка.
- Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. Даже в полете, они находят время на спортивные упражнения.
Раз, два - стоит ракета.
Три, четыре - самолет.
Раз, два -хлопок в ладоши
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре
Руки выше, плечи шире
И на месте походили.
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете,
А внизу леса, поля -
Расстилается земля.
V. Решение задачи.
- Вы хорошо тренировались и готовы к полету в космос.
Итак! Внимание! Взлет!
И наша ракета помчалась вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
- Космос - это фантастика, неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное, фантастическое. С чем встретимся мы, земляне? Ещё не известно. Главное в космосе - дисциплина и правильная посадка.
- В иллюминаторы нашего корабля видна планета. Эта планета Туманности.
Почему она так названа? Её жители не могут справиться с задачей. Давайте поможем им.
Работа по учебнику стр. 74 № 7
- Прочитайте задачу.
- О чем говорится в задаче?
- Что известно? (вышло 13 человек)
- Что еще сказано в задаче? (что осталось на 22 человека больше)
- Какой вопрос задачи? (сколько человек было в троллейбусе первоначально?)
- Можно сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему? (мы не знаем сколько человек осталось в троллейбусе)
- Можем узнать? (Да)
- Каким действием ? (Сложением)
- Почему? (Потому что осталось столько же и еще на 22 человека больше)
- Узнав сколько осталось, можем ответить на главный вопрос? (Да)
- Каким действием? (Сложением)
- Почему? (Потому что мы будем находить целое.)
(вызываю ученика для составления схемы)
После составления схемы еще раз с опорой на схему проговариваем условие задачи, вопрос и самостоятельно решаем задачу.
Во время решения учитель проходит по рядам, просматривает решения детей, потом вызываю к доске 2 ребенка (решение по действиям и выражением), они записывают и объясняют решение задачи. Еще раз читаем вопрос задачи и записываем ответ.
VI. Резерв.
Космонавты должны быть здоровы, поэтому им необходимо получать витамины.
№ 6 с. 74.
VII. Домашнее задание.
Чтобы космонавт мог поддерживать себя в нужной форме, ему постоянно нужны тренировки. Я предлагаю вам дома еще потренироваться и выполнить № 4 (на выбор один столбик) на с. 74.
VIII. Итог урока.
Из полета возвратились.
Мы на Землю приземлились.
- Сегодня вы хорошо работали на уроке. Поделитесь своими впечатлениями об уроке:
(на доске карточки)
Я узнал:
Я удивился:
Я задумался:
Я вспомнил:
IX. Рефлексия.
- Если вам сегодня на уроке было интересно, легко, увлекательно-то нарисуйте своей звездочке улыбающееся, радостное личико. Если вам было трудно справляться с заданиями, то изобразите грусть на звездочке. Давайте создадим из ваших звездочек свое созвездие. (Дети прикрепляют свои звездочки на доску)
- Урок окончен. Спасибо.