Цели: обобщить, повторить материал по теме “Магнитное поле”; расширить кругозор учащихся.
Оборудование: карточки с вопросами; жетончики с баллами “3”, “4”, “5”.
Ход урока
I. Подготовительный этап.
Перед началом урока-игры оглашаются правила. Назначаются капитаны 3 команд. Капитаны по очереди выбирают членов своей команды и пишут на листочках любое двузначное число. Команда, чей капитан обозначил наименьшее число, начинает игру.
На доске подготовлена таблица с категориями:
История |
Ораторство |
Математика |
ОбЕд |
Русский язык |
ПрИз |
Рисование |
Секрет |
Каждой категории соответствуют три вопроса для каждой команды. Вопросы выписаны на отдельные карточки.
Команда, которая начинает игру, выбирает любую категорию и из каждой команды выходит по одному игроку. Учитель разъясняет, что означает данная категория, и предлагает им на выбор соответствующие карточки с вопросом. После этого учащиеся последовательно отвечают на предложенный вопрос и зарабатывают жетончики с баллами, которые соответствуют ответам на оценки “3”, “4” или “5”. Каждый участник зарабатывает себе отдельный балл и вносит вклад в суммарный балл команды. Таким образом, команда, заработавшая наибольшее количество баллов, получает дополнительную оценку, а также каждому учащемуся ставится в журнал та оценка, которую он получил за ответ.
II. Ход игры.
История (ответить на вопросы, связанные с историей физики).
-
Почему магнит назвали магнитом? В какой стране и когда его начали использовать? Какая легенда связана с магнитом?
-
Кто и когда впервые обнаружил магнитные явления и как это произошло? (Действие на компас.)
-
В каком году, как зовут ученого и какие опыты он провел по изучению действия магнитного поля на проводники с током?
Математика (записать соответствующую формулу и выразить из нее данные величины).
-
Формула силы Ампера. I – ? B – ? L – ?
-
Формула вращающего момента сил. I – ? B – ? S – ?
-
Формула силы Лоренца. B – ? q – ? V – ?
Русский язык (вставить пропущенные слова).
-
Вектор магнитной … – это … физическая величина, характеризующая … ….
-
Магнитное … – это особая …, осуществляющая … между движущимися … частицами.
-
Линии … индукции – это …, касательные к которым в каждой … совпадают с вектором … ….
Рисование (по данному рисунку проводника с током нарисовать направление линий магнитной индукции с помощью правила буравчика или правила правой руки).
Ораторство (громко и внятно продекламировать данное правило).
-
Правило буравчика.
-
Правило правой руки.
-
Правило левой руки.
ОбЕд (сказать Обозначения и Единицы измерения данных физических величин).
-
Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Длина.
-
Сила Лоренца. Площадь. Электрический заряд.
-
Вращающий момент сил. Сила тока. Скорость.
ПрИз (используя Правило левой руки Изобразить направление требуемой силы).
Секрет (включает карточки из разных категорий).
-
Категория “Русский язык”: Сила … – это сила, с которой … поле оказывает … на проводник с ….
-
Категория “Математика”: Формула вектора магнитной индукции. FA – ? I – ? L – ?
-
Категория “ПрИз”: FЛ – ?
III. Подведение итогов.
Подводятся итоги и выставляются оценки.