1. Проверка домашнего задания
Показ диафильма к отрывку "Спасение Жучки" и чтение учеником отрывков из рассказа Гарина- Михайловского "Тема и Жучка"
"Подбежав к отверстию старого, заброшенного колодца пустынно торчащего среди глухой, поросшей только высокой травой местности, Тема вполголоса позвал:
- Жучка, Жучка!
Узнав хозяина, радостно и жалобно завизжала..."
"Фонарь тускло освещал потемневший сруб колодца, теряясь все глубже и глубже в охватившей его мраке, и наконец на трехсаженной глубине осветил дно:"
"Тема привязывает вожжу к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. Он осознает только одно, что времени терять нельзя ни секунды. Его обдало вонью и смрадом:"
Спокойствие и твердая уверенность Жучки передаются Теме, и он благополучно достигает дна. Между ними происходит трогательное свидание друзей, не чаявших уже больше свидеться в этом мире:"
Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Темы уже мало. Страх охватывает его.
- Не надо бояться, не надо бояться!
"Незаметно голова Темы высовывается наконец над верхним срубом колодца. Но делает последнее усилие: вылезает сам и вытаскивает Жучку:"
- Таким пред нами предстал Тема.
2. Подведение к теме урока
- Кто изображен на портрете? (Л.Н.Толстой)
- Какие произведения Л.Н.Толстого вы читали?
- Глядя на портрет, что вы можете о нем сказать?
- Тема нашего урока: "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок".
3. Целеполагание
- Как вы думаете, ребята, что нам с вами сегодня предстоит на уроке?
- Цель нашего урока- расширить читательский кругозор, познакомившись с новым произведением Л.Н.Толстого "Прыжок"
- Обратите внимание на подзаголовок - быль. Каков смысл этого слова? (Это то, что было в действительности)
4. "Древо предположений"
- Обратим внимание на название рассказа "Прыжок" и иллюстрации к нему.
- Почему Толстой так назвал свой рассказ?
- Что может произойти в рассказе?
- На нашем древе появились предположения. А чтобы узнать, сбудутся ли они, надо с данным рассказом познакомиться.
5. Словарная работа
- задор- горячность, азарт
- аршин - мера длины. Два аршина - около полутора метров.
6. Чтение с остановками
Чтение 1 части рассказа до слов "все замерли от страха:"
- Какие чувства испытывал мальчик с начала этой истории до того, как полез на мачту? Подкрепите словами из текста.
(:сам не знал, смеяться ли ему, или плакать:погрозил ей и крикнул на нее:мальчик покраснел:)
- Почему мальчик покраснел? ("Матросы громче стали смеяться , а мальчик покраснел и бросился за обезьянкой на мачту")
- Почему автор написал НЕ "подошел к мачте и полез наверх", а "бросился за обезьяной на мачту?
- Какие чувства испытывал мальчик, когда лез на мачту?
Чтение 2 части до конца рассказа "Стоило ему только оступиться:"
- Как изменилось состояние мальчика, когда он оказался на перекладине?
- А что его раззадорило и когда он опомнился?
- Мальчик, был сыном капитана. Почему отец- капитан требует, чтобы мальчик прыгнул в воду, а не приказывает ему просто :"Прыгай!"
- Почему грозит его застрелить?
- Почему капитан закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?
- Оправдались ли наши с вами предположения? Обратим внимание на древо предположений.
- Во многом вы, ребята, оказались правы.
7. Работа в группах
- Перечислите героев рассказа.
- Давайте разберемся в том, как меняются герои под воздействием обстоятельств.
- Какие качества открылись у героев в их действиях?
- 1 группа - попробует охарактеризовать матросов корабля
- 2 группа - охарактеризует мальчика
- 3 группа - даст характеристику отцу- капитану
- Выслушаем мнения каждой группы.
8. Выводы
- Какова тема рассказа? О чем этот рассказ?
- Что хотел автор донести до читателей этим произведением? Какова главная мысль рассказа?
- Чему он нас учит?
9. Домашняя работа
- Дома вы проведете сравнение двух мальчиков: героя рассказа Л.Н.Толстого и тему из рассказа Гарина - Михайловского. Подумай:
- почему они полезли за животными;
- обдуманы ли были их поступки;
- что чувствовал каждый из, пока лез;
- чем кончились для ребят эти происшествия;
- какие качества мальчиков открылись в их действиях;
- как ты относишься к этим героям.