Психолого-педагогические условия развития креативности младших школьников в педагогическом процессе

Разделы: Школьная психологическая служба


Развитие креативности личности рассматривается в педагогическом процессе, поскольку именно в нем может быть создан ресурс для обогащения субъектного опыта учащегося.

Условием перехода от подражания к самостоятельному творчеству является личностная идентификация с образцом креативного мышления и поведения, а также ответственность субъекта за собственные изменения в направлении развития креативности. Результат такой работы можно наблюдать в творческой деятельности, организованной по инициативе самого ученика.

Рассмотрим условия развития креативности личности.

Первая группа - условия, связанные с субъектами развития и саморазвития (с ребенком, его особенностями). Вторая группа условий - целенаправленная педагогическая деятельность учителя по развитию креативности младших школьников. К третьей группе условий отнесем социальную, включая семейную, ситуацию развития, т.е. влияние окружения на развитие креативности ребенка. Подчеркнем, что выделенные условия могут быть названы педагогическими в том случае, если целенаправленно включены в педагогический процесс, учитываются при организации педагогического взаимодействия с целью решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач.

1. Первая группа условий ориентирована на самого ребенка, его особенности:

1.1) - психофизиологические особенности (ведущие репрезентативные системы);

1.2) - врожденные особенности личности как условия развития способностей и, в частности, креативности;

1.3) - возрастные особенности и связанные с ними сензитивные периоды развития креативности.

Раскроем подробнее выделенные условия первой группы.

1.1). Известно, что люди различаются по способностям зрительного, слухового восприятия, по психомоторным характеристикам. Эти различия проявляются в детстве, трудно поддаются изменению, даже при специальной педагогической работе.

Неповторимость индивидуального опыта каждого человека предопределяет своеобразие его восприятия мира. Это объясняется значительными различиями в восприятии информации, в способе мышления, поведении. Следовательно, для повышения эффективности педагогического процесса необходимо учитывать эти различия на практике, преподавать в наиболее доступном для учащихся виде, то есть, используя именно ту модальность, на основе которой ученик осуществляет репрезентацию мира.

Логично предположить, что именно полимодальный подход будет воздействовать не только на повышение уровня академической успеваемости, но и на развитие креативности как общей способности к творчеству.

1.2). В педагогической работе важно учитывать, что врожденные особенности (в том числе, задатки) оказывают существенное влияние на процесс развития, и в значительной мере предопределяют контуры будущих достижений. Конечно, специальные педагогические технологии могут поправить многое, но не все, - подчеркивает А.И. Савенков[4]. В реальном процессе развития креативности трудно разделить влияние социального и природного факторов.

1.3). Наряду с индивидуальными, не мене важны и возрастные особенности в развитии различных видов креативности. Поэтому для детей, склонных к образному типу, стимулирование преимущественно формально-логического мышления препятствует развитию творчества, да и само формирование вербальной креативности в младшем школьном возрасте во многом основывается на образном плане. В целом, известная синтетичность детского восприятия, легкость сцепления чувственных данных разных модальностей, обусловливает присущую ребенку свободу образных и понятийных ассоциаций (Н.С. Лейтес) [3].

Потребности и способность к творческому труду развиваются как минимум с пяти лет. С возрастом креативность приобретает специфические черты и характерную предметную направленность.

Итак, в становлении личности исследователи выделяют сензитивные периоды - как свойственное определенному возрасту оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду педагогическое воздействие оказывается недостаточно эффективным и неблагоприятно сказывается на развитии личности.

2. Вторая группа условий связана с целенаправленной педагогической деятельностью учителя по развитию креативности младших школьников.

Выделим два направления такой работы. Во-первых, это направленность педагогической деятельности на развитие креативности, организация педагогического пространства (психологического и физического) согласно целям творческого развития детей. Во-вторых, это содержательное и технологическое обеспечение (программы, методы, средства, формы, процедуры, направленные на развитие креативности).

Оба выделенных направления обеспечиваются следующими педагогическими условиями.

2.1). Организация педагогического взаимодействия как свободы творчества (создание позитивных образцов творческого мышления, поведения, отношений; креативность учителя; ослабление регламентированного, принятие и подкрепление творческого поведения).

2.2). Работа учителя в зоне ближайшего развития креативности ребенка (педагогические усилия, направленные на идентификацию актуального состояния креативности, создание мотивации творческого саморазвития, продвижение в зону ближайшего развития и др.).

2.3). Организация безопасного творческого пространства (доверительные отношения в классе, позитивные ожидания, создание ситуаций успеха; материальные условия для творческой деятельности и др.).

Рассмотрим выделенные условия по порядку.

2.1). Говоря о свободе творчества, ученые и педагоги-практики расходятся во мнении в одном аспекте этой проблемы: свобода и дисциплина (творчество и исполнительность). Мы разделяем позицию Э. Ландау, которая считает, что если поощряются креативное мышление и учение по собственной инициативе, если приветствуются различные подходы к проблеме и манипуляции с объектами и идеями, если учат самостоятельному, а не групповому мышлению и толерантности к новым идеям, то не возникает особых проблем дисциплины. Ведь дисциплина появляется сама собой, когда ученику предоставляется возможность креативного поведения, т. е. проявления его индивидуальности и уникальности" [1].

Как известно, для младших школьников особенно велик авторитет учителя, стремление подражать ему, "доверчивая исполнительность". Поэтому, креативность учителя - необходимое условие для успешного прохождения ребенком стадии подражания в своем восхождении к творческому самораскрытию.

2.2). Выделенные теоретические положения были взяты за основу в процессе проектирования зоны ближайшего развития креативности как важного педагогического условия.

Кредо креативной философии воспитания - ориентация на будущее, а не только на прошлый опыт, что позволяет с помощью современных данных дать направленность знанию ребенка.

2.3). Очевидно, что личность воспитывается личностью. Следовательно, логично предположить особую роль педагога в развитии креативности младших школьников.

Педагог на занятиях - равноправный партнер, "фасилитатор". Как показано в работах Л.Д. Лебедевой, вмешательство учителя в творчество ребенка, группы, класса нередко снижает психологический и творческий эффекты занятия, особенно в случае авторитарного стиля взаимодействия. При гуманистической позиции быстрее устанавливаются отношения доверия, взаимного принятия [2].

Благодаря механизму взаимоотражения (зеркальности), можно воспитывать у ребенка необходимые качества, которые взрослый сам проявляет по отношению к нему. Значит, проявление учителем, родителями креативности, т.е. ведущая роль других людей на ранних этапах развития - еще одно условие развития данной способности у детей.

В работе с классом недопустимы:

  • искусственная инфантилизация отношений;
  • насмешки, снисходительность;
  • стремление к внешней занимательности.

Предпочтительны выразительность лица, речи, артистизм, четкость мимики, жестов, "лучеиспускание" глаз, пожатие руки, психологические "поглаживания" - взаимопонимание, доверие, готовность к творческому взаимодействию.

Итак, взрослый (учитель, родители) разделяет с каждым участником ответственность за его творческое развитие. Таким образом, построение "помогающих" отношений - одно из условий эффективности развития креативности младших школьников.

В творческом процессе:

  • неприемлемы команды, указания, требования, принуждение;
  • приветствуется поиск способов творческого самовыражения;
  • принимаются все продукты творческой деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида;
  • принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.

Подчеркнем приоритетность условий создания безопасного (в физическом и психологическом смыслах) творческого пространства, развития отношений открытости и доверия.

3. Третья группа условий - социальная ситуация как условие развития креативности:

3.1) социальное окружение (среда развития);

3.2) семейная ситуация развития.

Социальная ситуация развития обладает двухуровневым характером: базовым, который определяет все главное содержание развития, и уровнем постепенных, пошаговых изменений, накопление которых и приводит в конце концов к преобразованию базового уровня и всей ситуации в целом. Для развития креативности имеет значение социальное подкрепление творческого поведения личности; ожидания значимых взрослых (ожидания достижений, успеха, позитивное родительское раннее программирование).

Среда и условия представляют собой физическое окружение, коллектив, стимуляторы и барьеры в творческой деятельности и т.д. Среда играет исключительную роль в формировании и проявлении творческой личности. Социальная ситуация развития приобретает вполне конкретный характер благодаря повторяющимся нормативным ситуациям, а также возникающим в их контексте новым ситуациям, обуславливающим отдельные шаги в развитии ребенка.

В социальной ситуации особое место в развитии креативности ребенка принадлежит такому фактору, как позитивные условия семейной среды. В их числе: достаточное внимание ребенку; формирование мотивации как доминанты творческой деятельности; положительное подкрепление нестереотипного поведения, различных проявлений творчества; эмоциональная и психологическая поддержка креативной активности; креативность самих родителей, как того образца для подражания, с которым ребенок может идентифицироваться; ожидания родителей по отношению к ребенку (ожидания достижений, успеха, позитивное раннее родительское программирование).

Заметим, что названные выше характеристики: безусловное принятие креативности ребенка, позитивное отношение к процессу и продукту его творческой деятельности, - являются специфическими и непосредственно влияют на конечный результат. Это связано с тем фактом, что, как правило, поведенческие характеристики таких детей (отсутствие внимания к условностям и авторитетам, независимость в суждениях, чувство юмора, яркий темперамент, отсутствие порядка и организованности в обыденных делах) нередко вызывают отрицательное отношение преподавателей, родителей, окружающих.

Следовательно, логично выделить самостоятельную задачу актуализации в сознании взрослых проблемы развития креативности младших школьников.

Итак, нами выделены и теоретически обоснованы три группы психолого- педагогических условий развития креативности. Проиллюстрируем сказанное с посредством метода графического моделирования (рис. 1).

 

Рис. 1. Условия развития креативности ребенка.

В заключение подчеркнем, что признание роли психолого- педагогических (включая социально-педагогические и организационно-педагогические) условий, в которых развивается креативность ребенка, свидетельствует о необходимости создания специализированных методов диагностики, выявления критериев и уровней развития креативности, а также разработки и апробации экспериментальных программ.

Литература:

  1. Ландау Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребёнка / Э. Ландау; пер. с нем. - М.: Академия, 2002.
  2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2003.
  3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для вузов / Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2000.
  4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособие для вузов / А.И. Савенков. - М.: Академия, 2000.