Цель:
- Закреплять знание состава чисел, умение решать выражения.
- Формировать вычислительные навыки и умение решать задачи изученных видов.
- Развивать навыки устного счета, память, логическое мышление, речь, творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности.
Оборудование: Новогодняя елка с игрушками, снежинки, домик с ключами, магнитный моделеграф, цифры, таблицы к игре “Засели домик”, карточки для индивидуальной работы.
Литература:
- Фефилова Е.П. “Поурочные разработки 1 класс”, Самсонова Л.Ю. “Устный счет 1 класс”.
- Коваленко В.Г. “Дидактические игры на уроках математики”.
- Рудницкая В.Н. “Контрольные работы по математике”.
- Жикалкина Т.К. “Игровые и занимательные задания по математике”.
Ход урока
I. Организационная часть
II. Объявление темы и цели урока
– Ребята, какой праздник приближается к нам? Поэтому в классе стоит новогодняя елка. Обратите внимание на елочку, что изменилось.
– Правильно, появились необычные волшебные игрушки. Волшебство их заключается в том, что на обратной стороне игрушки написано задание. Сколько висит игрушек, столько заданий мы должны выполнить за урок. Те ребята, которые правильно выполнят задание, получают волшебную снежинку с надписью “молодец”, “умница”. Победит тот, кто за все задания получит снежинки .
III. Закрепление пройденного материала.
– Ребята, сейчас вы “эстафетой” по очереди будете подходить к новогодней елке, снимать надпись с игрушки и читать задание, которое мы должны выполнить.
Задание 1. Игра “Какое число потерялось?” (работа в парах)
1, … , 3 ,…, …, 6 , … , …, 9 , 10.
2,…, 6 , …, 10.
Дети на магнитном моделеграфе восстанавливают ряд чисел.
Задание 2. Задачи в стихах.
- Девять лампочек ярко
Горели на гирлянде,
Хлопнули двери-
И две перегорели.
Сделать нужно вам малость-
Сказать, сколько ламп осталось?
- В снег упал Сережка,
А за ним Алешка,
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
- На коньках катались дети,
Всех их вместе было десять.
Семь мальчишек среди них.
А девчонок? Сколько их?
Задание 3. Занимательные задачи.
1. На сосне три толстых ветки. На каждой толстой ветке по 2 тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке растет по одному яблоку. Сколько всего яблок?
2. Под елкой цветок не растет, под ивой не растет грибок. Что растет под елкой, а что под ивой?
3. Что легче, килограмм мишуры на елку или килограмм конфет?
Задание 4. Задачи (работа в группах)
1. В коробку упаковали половину игрушек, осталось упаковать 4 игрушки. Сколько игрушек надо упаковать в коробку?
2. Оксане, чтобы купить новогоднюю маску, не хватает 2 рубля. Сколько денег у Оксаны, если маска стоит 10 рублей?
3. Свеча на елку стоит 7 рублей . После покупки этой свечи у Оли осталось 2 рубля. Сколько денег было у Оли?
Задание 5. Задачи (по вариантам)
Вариант 1
1. На новогодней елке висело 10 игрушек.2 игрушки разбились.
2. Сколько игрушек осталось на елке?
3. Нарисуй столько квадратов, сколько игрушек осталось на елке?
Вариант 2
1. На новогодней елке висело 5 красных шаров. Пришла Снегурочка, и шаров стало на 3 больше.
2. Сколько шаров стало на елке?
3. Нарисуй столько кругов, сколько шаров стало на елке?
Физкультминутка:
Зайцы рано утром встали
Весело в лесу плясали.
Задание 5. Игра “День и ночь”
У каждого ученика карточки с цифрами.
– “Ночь”.Дети опускают головы на парту, закрывают глаза.
– Я задумала два числа, сложила их, и получилось число 7,( 6, 9, 5).Какие числа я задумала?
Кто отгадал эти числа, для того наступил день. (Дети поднимают головы и показывают числа.
Задание 7. Игра “Засели домик” (в парах)
Задание 8. Игра “Эстафета” (по рядам).
На доске записаны примеры. НУЖНО ВПИСАТЬ ЗНАКИ + ИЛИ – .Победитель тот ряд, который верно и быстрее восстановил все знаки.
Задание 9. Игра “Самый внимательный” (по вариантам)
На карточках записаны примеры. НУЖНО ВЫПИСАТЬ ПРИМЕРЫ С ОТВЕТОМ 0
9 – 9 4 + 4 0 + 7 5 – 5 3 + 0 7 – 7 1 – 1 6 – 0
Победитель тот , кто верно выписал примеры с ответом о.
Задание 10. Игра “Подбери ключик к замочку” (работа в группах)
– На доске картинка с изображением домика. Дверь закрыта на замок. Замок-кодированный. Предлагается несколько ключей .Дети подбирают ключ с примером , ответ которого – код замка (5).
10 – 7 – 0 + 2 – 4 + 6
3 – 2 + 5 – 0 + 2 – 3
2 + 7 – 4 + 0 – 3 + 7
Задание 11. Игра “Обгонялки” (по рядам)
Каждый ряд получает карточку с решенными примерами. НАДО НАЙТИ ОШИБКУ И ИСПРАВИТЬ ЕЕ. Решив один пример, ученик передает следующему эту карточку. Победитель тот ряд, который верно быстрее проверил все примеры.
9 – 3 + 1 = 8
7 + 2 – 3 = 9
8 – 3 – 2 = 2
2 + 5 + 0 = 74 + 2 + 1 = 9
5 – 0 + 1 = 8
1 + 9 – 3 = 7
7 – 2 – 1 = 510 – 8 + 6 = 8
3 + 5 – 6 = 8
7 + 2 – 9 = 1
4 – 0 + 3 = 4
IV. Итог урока
– Ребята, наша игра подошла к концу. Все задания мы выполнили. А теперь подсчитайте, сколько волшебных снежинок вы получили за урок. Победители выходят к доске, получают математическую раскраску.
0–1 – чёрный
2–3 – белый
4–5 – жёлтый
6 – красный7 – коричневый
8 – салатовый
9 – оранжевый
10 – зелёный