Цели:
- Образовательная: закрепить знания учащихся об основных классах неорганических соединений, закрепить навыки работы в текстовом процессоре Word по вставке схем, таблиц и диаграмм, показать возможность интеграции химии и информатики.
- Развивающая: формировать убеждение учащихся в возможности познания окружающего материального мира, в существовании причинно-следственных связей между учебными предметами естественно-математического цикла.
- Воспитательная: развивать интерес учащихся к изучению предметов естественно-математического цикла, творческую активность, воспитывать трудолюбие, культуру личности
Тип урока: урок закрепления знаний и навыков.
Оборудование:
- Справочный материал по основным классам неорганических соединений.
- Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
- Компьютеры для работы учащихся и учителя с установленным комплексом программ (урок проводится в компьютерном классе).
- Урок может быть проведен совместно учителями химии и информатики.
Этапы урока
- Организационный момент. Постановка цели урока (1 мин).
- Проверка домашнего задания (4 мин).
- Повторение изученного материала по химии и информатике (8мин).
- Выполнение практического задания по информатике (15мин).
- Контроль знаний по химии (химический диктант) (10мин).
- Обработка результатов диктанта на компьютере (5мин).
- Подведение итогов урока (1 мин).
- Постановка домашнего задания (1 мин).
Ход урока
Учитель: Проверяем домашнее задание. Далее переходим к повторению темы “Основные классы неорганических соединений. Учащиеся отвечают на вопросы:
- На какие два основных класса делятся неорганические вещества?
- На какие классы делятся простые вещества?
- Какие классы сложных веществ (неорганических соединений) вы знаете?
- Какие вещества называются оксидами? Примеры
- На какие группы делятся оксиды? Примеры
- Какие вещества называются основаниями? Примеры.
- На какие группы делятся основания? Примеры
- Какие вещества называются кислотами? Примеры
- На какие группы делятся кислоты по составу кислотного остатка?
- Что такое основность кислоты?
- Какие вещества называются солями? Примеры
- На какие группы делятся соли?
Переходим к работе за компьютерами. Основная задача – повторить и проверить знания и умения учащихся создавать средствами MS Word схемы, таблицы и диаграммы. Кратко вспоминаем, как:
- выделить данные в Word,
- использовать панель рисования для создания схем,
- вставить в текст фигуры, линии и надписи,
- создать таблицу с нужным числом столбцов и строк,
- использовать нижние индексы при написании химических формул,
- создать диаграмму на основе таблицы,
- выбрать тип диаграммы,
- провести редактирование диаграммы и ее отдельных элементов
Начинаем со схемы классификации неорганических соединений (Рис.1):
После выполнения работы переходим к химическому диктанту (учитель диктует названия, учащиеся рисуют таблицу и распределяют формулы химических соединений в соответствующие столбцы):
Таблица 1
Оксиды | Основания | Кислоты | Соли |
MgO Na2O ZnO CuO |
Ca(OH)2 Cu(OH)2 Al(OH)3 |
HNO3 H2SO4 H3PO4 HCl H2SiO3 |
NaCl K2CO3 MgBr2 CaSO4 NaNO3 Ba(NO3)2 |
Таблица 2
Оксиды | Основания | Кислоты | Соли |
4 | 3 | 5 | 6 |
На основе полученной таблицы строим одну или несколько диаграмм :
Проверяем результаты работы.
Подводим итоги урока. Выставляем оценки за урок
(по химии и информатике).
Комментируем домашнее задание.
Литература
- Габриэлян О.С. Химия 8, ч.1 и 2. М,:Дрофа, 2008, с.128 и с.143.
- Угринович Н.Д. "Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса" М.:БИНОМ, 2010, с.178.
- Информатика. Задачник-практикум. Т 2.Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. М.:БИНОМ, 2008, с.294.