Цель. Расширить знания детей о временах года, о зиме и зимних месяцах; народном творчестве; эстетическое и нравственное развитие детей.
Задачи:
- Развивать мотивацию детей к познанию и творчеству.
- Содействовать формированию эмоционально-личностной сферы, культуры общения и поведения.
- Совершенствовать навыки выразительности речи, отрабатывать чёткую дикцию.
Ход мероприятия
Звучит одна из зимних пьес П.И.Чайковского цикла «Времена года».
Под музыку дети входят в класс и садятся на свои места.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались ...(стук в дверь). Простите, наверное, кто-то опоздал?
Входит почтальон Печкин с письмом для ребят.
Почтальон Печкин: Здравствуйте, я почтальон Печкин. Тут вам письмо пришло. Только я не знаю, отдавать ли его вам. На нём не написан обратный адрес. А написан какой-то стишок (читает).
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Почтальон Печкин: Видите, ничего не понятно!
Ведущий: А, по-моему, всё понятно. Послушайте подсказку (читает стихотворение С.Я. Маршака).
Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Во дворе дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас – гляди, как весело
И белым – бело!
Дети (хором): Это же Зима!
Ведущий: Да, выпал снег, и пришла зима. Любит русский народ зимушку – зиму. И на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и снежную бабу слепить…
Почтальон Печкин: А я что говорю? Так и есть – Зима.
На фоне музыки презентации читаются стихи о зиме.
Чтец 1:
Пришла хозяйка синеокая,
Собольей бровью повела.
Из рукава ее широкого
Пылит серебряная мгла.
Чтец 2:
Она командует метелями.
Ей прекословить не к добру.
Зайчишки прячутся под елями.
Медведь притих в густом бору.
Чтец 3:
Шугнула птиц, которых встретила
В своем заснеженном лесу,
И белой меткою отметила
Огнисто-рыжую лису.
Чтец 4:
Сбежались к ней друзья-сохатые.
А волк при ней, как верный пес.
Махая шапкою косматою,
Ее приветствует мороз.
Чтец 5:
Ей месяц золотыми бивнями
В буранах пролагает путь.
Ей утро, солнечными ливнями
Блистая, падает на грудь.
Чтец 6:
В ее ветрах раздолье слышится,
В повадках – молодость сама.
Как вольно мне с тобою дышится,
Родная русская зима!
(Галина Милова. «Зима».)
Ведущий: Ну что, Печкин, отдашь ты нам письмо?
Почтальон Печкин: Вот берите, а мне пора, у меня ещё много работы.
Ведущий (открывает письмо и читает его вслух):
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я приглашаю вас в путешествие по моей зимней сказке. Там будут и песни, и танцы, и стихи и многое другое.»
- Вспомним трёх сыновей Зимы.
- Старший сын год кончает, зиму начинает. Интересно, кто это?
Дети (хором): Декабрь.
Ребёнок (читает стихотворение И.Сурикова «Зима»):
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится,
И на землю тихо.
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою.
Всё его одело.Тёмный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы –
И зима настала.
Почтальон Печкин (читает дальше): Средний сын – году начало, зиме середина.
Дети (хором): Январь.
Ребёнок (читает стихотворение С.Маршака «Январь»):
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе.
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке...
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом.
Почтальон Печкин (читает дальше): Вьюги да метели с его приходом налетели.
Дети (хором): Февраль.
Ребёнок (читает стихотворение К.Бальмонта «Февраль»):
Поля затянуты недвижной пеленой,
Пушисто-белыми снегами,
Как будто навсегда простился мир с весной,
С её цветками и листками.
Окован звонкий ключ. Он у зимы в плену,
Одна метель поёт, рыдая.
Но солнце любит круг. Оно хранит весну.
Опять вернётся молодая.
Ведущий: Молодцы, ребята!
- Зима нам принесла много радостей: кататься на лыжах, коньках, валяться в снегу, а ещё можно лепить снеговика.
Ведущий: Послушайте, какое чудесное стихотворение есть о Снеговике.
Инсценировка стихотворения «Снеговик».
1. - Зачем вам, ребята, два уголька?
- Два уголька? Совсем непохоже.
И кто вам поверит? Придумали тоже!
Это же глазки Снеговика.
Чёрные глазки Снеговика.2. - Зачем ты морковку из кухни унёс?
- Какая морковка? Совсем непохоже.
И кто вам поверит? Придумали тоже!
Это озябший оранжевый нос,
Снеговика замечательный нос.
Ну, это известно, мы думаем, всем.3. - Зачем ты ведро приволок с чердака?
- Какое ведро? И совсем непохоже.
Да кто вам поверит? Придумали тоже!
Это ведь шляпа Снеговика,
Красивая шляпа Снеговика.4. - Зачем вам, скажите, две длинных доски?
- Две длинных доски? И совсем непохоже.
Да кто вам поверит? Придумали тоже!
На лыжах катаются Снеговики.
Отличные лыжники Снеговики.5. - Куда же отправится ваш Снеговик?
- На это ответим мы вам напрямик.
Дорогою зимней, дорогою долгой
Поедет он в лес за пушистою ёлкой.
Ведущий: А вот и снеговик наш вернулся и не один. А с ёлкой.
Новогодняя ёлка.
Как хороша новогодняя ёлка!
Как нарядилась она – погляди!
Платье на ёлке зелёного цвета,
Яркие бусы блестят на груди.
Ёлка у нас высока и стройна,
Вечером вся засверкает она
Блеском огней, и снежинок, и звёзд,
Словно павлина раскрывшийся хвост!
Ёлка в кармашки свои золотые
Спрятала множество разных сластей
И протянула к нам ветки густые,
Словно хозяйка встречает гостей.
Дерево лучше нигде не найдёшь!
С ёлкой хорошей и праздник хорош!
(О.Высоцкая.)
Песня «Ёлочка».
Сценка «Снежинки».
Все дети, у кого есть кустики и снежинки, становятся в круг. Входит Метелица, к ней подходит Морозец.
Морозец:
Метелица, красавица,
Ты что не весела?
Метелица:
Погода мне не нравится
Морозна и светла.
Морозец:
А ты взмахни-ка ручками,
А ты слетай за тучками,
Одну хоть приведи.
Без снега все соскучились,
Поля-то как измучились –
Им холодно, поди.
Метелица (повеселела):
Ну что ж, всплесну ладошками,
Притопну, топну ножками
С ветрами в пляс пойду.
В это время из круга выходит Тучка.
- А вон и тучка стелется.
Тучка (нежно, как будто издали, говорит):
Иду к тебе, Метелица,
Иду, иду, иду!
Мои снежинки просятся
Давно на землю броситься,
Попробуй, удержи!
Мне с ними и не справиться,
Метелица, красавица
Возьми их, покружи!
Выбегают снежинки, а кустики выравниваются в цепочку и стоят пока на месте. Морозец, Тучка, снежинки берутся за руки и быстро-быстро кружатся вокруг Метелицы.
Все поют:
Как пошла, пошла
Метелица мести!
Заметает все дороги, все пути,
Сыплет снегом на озябшие поля.
Согревается колхозная земля.
Ты пляши, пляши,
Метелица, пляши,
Урожаи нынче будут
Хороши! (Повторить 2 раза.)
Снежинки растягиваются в цепочку и идут на Кустики.
Снежинки:
Посмотрите, кустики, кустики! (Кустики пятятся).
В самом деле, кустики, кустики! (Кустики опять идут вперед).
Тут их раньше не было, не было! (Кустики пятятся).
Право слово, не было, не было!
Снежинки останавливаются. Теперь на них Кустики точно так же идут, играя.
Кустики:
Мы густые кустики,
Кустики,
Право слово, кустики,
Кустики!
Тут нас раньше не было, не было,
Право слово, не было, не было!
Снова начинают двигаться Снежинки.
Снежинки:
Вы зачем посажены, кустики?
Для чего взлелеяны, милые?
Морозец, Метелица, Тучка и Кустики берутся за руки и кольцом окружают Снежинок.
Кустики:
Чтоб снежинок удержать,
Чтобы им не убежать,
А пушистым одеялом
До весенних дней лежать!
Учитель: Так зачем же нужно удерживать снежинки на полях? Как сейчас задерживают снег? Какое значение имеет снег в жизни растений?
Дети отвечают.
- У нас ёлочка. Давайте укроем снегом. Снежинки выходите.
В руках снежинки. Читают загадки по очереди, отгаданными загадками укрывают кустик.
1 снежинка: Скатерть бела, все поле одела. (Снег.)
2 снежинка:
Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз.)
3 снежинка:
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
4 снежинка:
Мы проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы.
В дождь лежим, в мороз бежим,
Уж такой у нас режим. (Коньки.)
5 снежинка:
Всю зиму лежал у плетня за избой
В серебряных ножнах кинжал голубой. (Замерзший ручей.)Покружились звездочки в воздухе немножко,
Сели и растаяли на моей ладошке. (Снежинки.)
Танец снежинок.
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Что мы делаем зимой?»
Что мы делаем зимой,
Дай, дружок, ты нам ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечая «да» иль «нет».
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
А много цветов находим?
В саду своем грядки копаем?
И с Дедом Морозом плясать мы будем?
Друзья, не устали еще отвечать?
Ну, что ж, тогда всего доброго вам.
- Мы с вами играли в игру и упомянули о деде Морзе. А ведь на нашем празднике его нет. Давайте позовём его.
- Дедушка Мороз. – 3 раза.
Звучит музыка. Выходит Дед Мороз.
Дед Мороз:
Я Мороз – Красный нос!
Выше ёлок и берёз,
Я сильнее всех, веселее всех!
Я на речку ходил – речку я остановил.
И в лесу я побывал – снегом лес убрал.
И хотя мой путь был долгим
Я нашёл детей и ёлку.
Помню, ровно год назад
Видел этих я ребят.
Год промчался, словно час,
Я и не заметил…
Вот я снова среди вас,
Дорогие дети!
Танцуют хоровод.
Новогодние частушки.
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
Где вы, вьюги и метели?
Что ж не будите меня?Лепят все снеговика,
Мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он?
Закатали в снежный ком.Мороз с белой бородой,
С пышными усами,
Как парнишка молодой,
Пляшет вместе с нами.Посмотрите, Дед Мороз,
Празднично одетый.
Он подарки нам принес,
Пряники, конфеты.Пусть мечты любые ваши
Сбудутся, сбываются.
Пусть огни на елке нашей
Ярко загораются.За окном снежинок стая,
Тоже водит хоровод.
Попрощавшись с годом старым,
Мы встречаем Новый год.
Хором:
Дети водят хоровод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй.
Новый год! Ты такой хороший!
- Хорошо вы поёте про меня частушки. Придётся вам дать подарки. Ой, а мешок я где-то оставил. Наверное, в вашем классе. Сходите с учителем, посмотрите, а я пока отдохну.
Пока дети ходят в зале появляются подарки.
Танец с подарками.
Дед Мороз:
Наступила минута прощания,
Чем могли, старались вас развлечь,
До свидания, друзья, до свидания,
До свиданья, до новых встреч!
Ведущий:
Мы отлично поиграли,
Только вот не танцевали,
Развлеченье предлагаю,
Всех на танец приглашаю
Танец с подарками.