Цели урока:
- Расширять исторические знания детей.
- Воспитывать чувство патриотизма, память к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, экран;
- диск со слайд-шоу «Идет война народная…», презентацией «Наши прадеды», презентацией «Ставропольчане – Герои Советского Союза»;
- карточки для групповой работы;
- карточки для словаря синонимов, тексты для чтения;
- ребус, кроссворд;
- наборное полотно;
- рисованный фильм «Марат Казей»;
- выставка книг и альбомов о ВОВ.
Ход урока
1. Слайд-шоу «Идет война народная...»
2. Вступительное слово.
Учитель. 22 июня 1941г. мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.
3. Работа в группах.
Учитель. Назовите антонимы к словам: враг – ... (друг), смерть – ... (жизнь), рабство – ... (свобода), жестокость – ... (доброта), война – ... (мир).
Подумайте над вопросами:
- Что несет людям война?
- Что дает людям мир?
4. Придумывание заголовка для стихотворения.
Учитель. Прочтите стихотворение (самостоятельно).
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Учитель. Какое название вы дадите этому стихотворению?
Сколько горя, слез, сколько тяжких воспоминаний, сколько незаживающих ран оставила война. Долгими вечерами будут сидеть фронтовики, и скупая слеза напомнит им о войне.
5. Стихотворение «Приходят к дедушке друзья».
6. Рассказы о родных, воевавших на фронтах ВОВ.
Учитель. В прошлом году мы с вами собрали материал и сделали книгу о ваших родных-фронтовиках. Давайте вспомним их.
Просмотр презентации «Да будет светлой наша память…».
У нас в классе есть новые ученики, которые хотели бы пополнить страницы нашей книги. Выслушаем их.
Рассказы детей.
7. Решение кроссворда.
Учитель. Тысячи людей сражались на разных фронтах и прославили Родину героизмом, преданностью к ней. Какими еще качествами характера должны обладать защитники Родины?
Вопросы кроссворда:
- Это был первый советский город, который, даже окружив, не смогли захватить гитлеровские войска. Какой это город? (Ленинград.)
- Как называется стрелок, владеющий искусством меткой стрельбы, маскировки и наблюдения? (Снайпер.)
- Как называется военнослужащий, занимающийся разминированием местности? (Сапер.)
- Фашистские войска в 1941-1942 годах потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 году за 5 дней. Назовите город. (Севастополь.)
- В теплое время года советские солдаты свертывали ее в трубку и носили через плечо, на привалах ее использовали и как подушку, и как одеяло. Ее называли «скаткой». Что это такое? (Шинель.)
- Как называется военнослужащий, занимающийся сбором сведений о противнике и местности, где тот расположился? (Разведчик.)
- В каком советском городе состоялся первый парад Победы? (В Москве.)
8. Составление синонимичного ряда.
Учитель. Составим словарь синонимов к слову ГЕРОИЗМ.
Героизм – мужество – отвага – смелость – храбрость – стойкость – бесстрашие – упорство – удаль – решимость – ... (слова выставляются на наборное полотно).
9. Беседа о героях войны.
Учитель. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу – это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине. Каких героев вы можете назвать?
Ответы детей.
Учитель. Прочтите текст.
Мы не слышали взрывов бомб,
Не стояли холодными ночами за хлебом,
Мы не знали, что такое похоронки.
Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне, то почти в каждой семье кто-то: погиб, пропал без вести, умер от ран. В наши сердца с огромной силой стучат 20 миллионов жизней погибших. Помните о них!
Учитель. Сколько человек погибли на этой войне?
10. Дети на войне.
Учитель. Воевали не только взрослые, но и дети.
- 20000 пионеров получили медаль «За оборону Москвы»,
- 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Рисованный фильм «Марат Казей».
11. Беседа о ветеранах – подстепкинцах.
Учитель. Рядом с настоящим должно жить прошлое. Историю дома узнают по венцам, историю страны по судьбам живущих в ней людей. С первых же часов войны наши земляки – подстепкинцы прославили свою родину ратными подвигами, завоевали себе славу отважных и решительных воинов, стойких и упорных в бою.
Послушайте о некоторых из них.
Рассказы детей.
Если вы захотите узнать о других вы можете прочитать эту книгу.
12. Беседа о наградах.
Учитель. Как отмечался на войне подвиг солдат и офицеров?
Ответы детей.
Учитель. За годы войны Героями Советского Союза стали 11600 человек, 86 из них – женщины. В Ставропольском районе 14 человек имеющих высокое звание Героев Советского Союза:
- Е. Никонов.
- Д. Голосов.
- В. Жилин.
- В. Кудашов.
- А. Грачев.
- И. Бузыцков.
- П. Лапшов.
- С. Фадеев.
- В. Андриянов.
- Б. Еряшев.
- К. Викторов.
- А. Казачков.
- А. Лобов.
- А. Голоднов.
Рассказы о некоторых из них и презентация «Ставропольчане – Герои Советского Союза…».
14. Работа с рассыпанным текстом.
1. Мама, тебе эти строки пишу я.
Тебе посылаю сыновий привет.
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры
Ты здесь, ты со мною, родная моя!2. Мы – дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны.
И матери наши, и наши отцы –
За мир, за свободу, за счастье борцы.
(О. Высотская)
3. Мы учимся в школе,
Растим тополя,
Мы любим походы
В леса и поля.
Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим мы расти.
(О. Высотская)
Учитель. Самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина-мать. Прочтите эти стихотворения.
Читают получившееся стихотворение 1-й группа.
Чтение стихотворений 2 и 3 группами.
14. Разгадывание ребуса.
Да будет светлой наша память,
Как материнская слеза.
Забывчивым напомни, камень,
О том, что забывать нельзя.
Учитель. Эти слова высечены на камне в память о людях, погибших в годы войны.
Вычисли и прочитай название памятника, на котором есть эти слова.
В 37 * 2 =
Е 1 * 396 = Ч 720 : 90 = |
О 22 * 10 =
Ь 5 * 18 = Ы 48 : 12 = |
Й 111 * 4 =
Н 300 * 3 = Г 240 : 3 = |
74 | 396 | 8 | 900 | 4 | 444 |
220 | 80 | 220 | 900 | 90 |
Ответ: Вечный огонь.
Учитель. Из этих разрозненных частей сложите изображение вечного огня.
15. Заключение.
Учитель. Я прошу встать тех, чьи родные и близкие погибли в годы Великой Отечественной войны.
Прошу встать тех, чьи родные и близкие воевали на фронтах Великой Отечественной.
Прошу встать и тех, чьи родные и близкие были в эвакуации, работали на трудовом фронте, голодали, подвергались лишениям в годы войны.
Прошу всех встать.
Склоним головы перед величием подвига русского солдата.
Почтим память всех погибших минутой молчания.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
(А. Твардовский)