"Помнить нужно нам, друзья, что с огнем шутить нельзя"

Разделы: ОБЖ, Работа с дошкольниками


Девиз юных пожарных:

"ПУСТЬ  МЫ  МАЛЕНЬКОГО  РОСТА, ТОЛЬКО   РОСТ  ЗДЕСЬ  НИ ПРИ  ЧЕМ.
МЫ  ВСЕГДА  ГОТОВЫ  ВЗРОСЛЫМ ПОМОГАТЬ   В  БОРЬБЕ  С  ОГНЕМ!"

В нашей современной действительности вероятность попасть в ситуацию, опасную для жизни очень велика. Отпуская детей на прогулку, в гости или отправляя их в школу, мы надеемся, что ничего плохого не случиться и ничто не будет угрожать их жизни и здоровью. 

К сожалению, статистика показывает, что пожар, возникающий по вине детей, пожары в которых гибнут дети, совсем не редкость. Так что же нужно знать детям о пожарной безопасности? Когда нужно начать обучать ребенка правилам поведения во время возгорания, именно возгорания, а не пожара? Ответ один: с самого раннего детства. Именно с того периода, когда ребенок начинает понимать свои действия, когда начинает осознавать свои поступки.

Главное, что нужно понять ребенку - открытый огонь очень опасен, с ним нужно быть очень осторожным, он может причинить большой вред, он может причинить боль, а может лишить тебя жизни.

Ребенок должен узнать, что нужно делать, как вести себя, чтобы не произошло возгорания и пожара, как вести себя, когда возникло возгорание. Как не поддаться панике. Очень часто в момент возникновения пожара ребенок пугается и прячется. Это возникает оттого, что ребенок не знает, что ему делать, какая опасность ему угрожает. Когда нет знаний - возникает паника. Главное не паниковать. Избежать опасности легче. Если действуешь спокойно и разумно. Паника - всегда потеря способности найти разумный выход.

Задача взрослых дать ребенку эти необходимые ему знания, через игры с использованием ролевых ситуаций. Нужно чтобы ребенок получил самые необходимые ему знания без страха. Страх порождает панику!

Решению этой проблемы посвящен ряд законов РФ. Вышло распоряжение Президента РФ от 13.02 2005г № Приказа 258, приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 "Об утверждении норм пожарной безопасности. Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержден план мероприятий по обеспечению общественной безопасности, разработан проект Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности, сформирована новая образовательная область "Безопасность жизнедеятельности". Вопросы безопасности волнуют специалистов разных научных направлений (Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, В.А. Соломин, И.А. Щеголев и других)

Несмотря на осуществление широкого спектра законодательных нормативно-правовых, организационных и других мероприятий, устойчивой тенденции к уменьшению людских потерь и материального ущерба от различных опасных ситуаций в образовательных учреждениях, быту, не наблюдается. Опыт показывает, что обеспечение безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию совокупности знаний и умений, необходимо, чтобы обеспечение безопасности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека. Для этого необходимо создавать новую парадигму образования в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развивать новое мировоззрение позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать последствия опасных ситуаций.

Поэтому значимым является создание условий, как в дошкольном учреждении, так и в семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения, а значить сохранить жизнь и здоровье.

Пояснительная записка

В связи с увеличением числа пожаров по вине детей и повышением детской смертности, учитывая материалы письма Департамента государственной политики в образовании и науки, Министерства образования и науки РФ от 30.08 2005г., № 03 - 1572 об установлении внимания к вопросам безопасности жизнедеятельности детей, считаем актуальным введение проекта "Помнить нужно нам, друзья, что с огнем шутить нельзя!" в деятельность дошкольного учреждения. Это позволит формировать осознанное безопасное поведение детей во время чрезвычайной ситуации (пожар), тем самым, обеспечивая охрану жизни детей и их безопасность.

Новизна проекта: через создание развивающей среды и внедрение инновационных форм работы с детьми формировать осознанное безопасное поведение воспитанников во время чрезвычайной ситуации (пожар).

  • Принципы, положенные в основу проекта.
  • Принцип занимательности необходим для вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования желания выполнять предъявленные требования и стремиться к достижению конечного результата.
  • Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника.
  • Принцип комплексного подхода позволяет разносторонне воздействовать на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности.
  • Принцип дифференциального и индивидуального подхода заключается в постоянном углублении и расширении задач по обучению, развитию, воспитанию ребенка.
  • Принцип интеграции знаний в единое поле деятельности и дальнейшей жизни в современном обществе.
  • Принцип полезности заключается в формировании практических действий во время чрезвычайной ситуации (пожар).
  • Принцип цикличности и систематичности усложнения материала.
  • Принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательной, эмоциональной раскрепощенности.

Проект "Помнить нужно нам друзья, что с огнем шутить нельзя" рассчитан на детей подготовительной группы 6 - 7 лет, реализация - 1 год обучения.

Скоро ребенок пойдет в школу, этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются вопросы личной безопасности ребенка. Ребенок опасностей не видит, не замечает и чаще всего не подозревает о них. Пока ребенок находится в заботливых руках родителей и воспитателей, взрослые не задумываются серьезно над проблемами его безопасности. Поэтому именно в подготовительной группе необходимо углубленное изучение данного вопроса. Учитывая особенности познавательного развития детей этого возраста, выражающиеся в стремлении ребенка накапливать новые, ранее не доступные ему сведения, воспитатель делает акцент на изучение различных правил безопасности. Если в младшем дошкольном возрасте главная цель - формирование чувство опасности огня, то для детей старшего возраста необходимо привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара. В подготовительной группе важно сформировать навык и выработать осознанное отношение к безопасному поведению.

Наше образовательное учреждение реализует программу "Детство", которая предполагает следующие направления работы по реализации данной темы: формирование представлений о правилах обращения с огнем и электроприборами, о правилах поведения в опасных ситуациях. Но эти задачи находятся в разных разделах программы, представленные формулировки не отражают всех компонентов безопасного поведения ребенка, поэтому возникла необходимость углубленного системного изучения этого вопроса.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными психофизиологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима мероприятий.

Педагог определяет с помощью контрольных вопросов знания детей в этой области и выстраивает работу через занятия, совместную и самостоятельную деятельность. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.

Цель проекта

  • Формирование осознанного безопасного поведения дошкольника в чрезвычайных ситуациях (пожар).

Задачи

  • Дать знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях.
  • Освоить умения осторожно пользоваться опасными предметами и правильно действовать в опасных ситуациях.
  • Формировать навыки безопасного поведения.
  • Развивать осознанное отношение к безопасному поведению.
  • Воспитывать самостоятельность и ответственность.

Условия реализации проекта

  • Организационно - педагогические (создание и коррекция развивающей среды, приобретение программно-методического сопровождения, повышение профессиональной компетенции педагогов).
  • Психологические (создание благоприятного климата в группах и условий для ситуаций успеха в освоении знаний и умений каждому ребенку, разработка индивидуального маршрута).
  • Материально-технические (оснащение образовательного процесса игровым, познавательным, развивающим, демонстрационным, наглядным материалом, средствами ИКТ).
  • Социально-культурные (установление внешних связей).
  • Административно-правовое (изучение и формирование нормативно-правовой базы Федерального, Регионального, Муниципального уровней, разработка локальных актов).

Этапы реализации проекта

При реализации проекта используется пошаговая методика, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка.

I этап - вызвать интерес детей к теме, уточнить и систематизировать их знания о правилах пожарной безопасности.

Используемые формы и методы: занятия, беседы просмотр видео фильмов на тему о пожарах, творческие задания "Закончи рассказ", загадки, стихи, пословицы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративного материала, экскурсии, встречи с сотрудниками ОГПС, конкурс детского рисунка.

II этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять их.

Используемые формы и методы (не исключая выше указанных): дидактические игры, игровые ситуации, имитационные игры, моделирование ситуаций, работа с макетами, разыгрывание спектаклей, интерактивные викторины и видеопрезентации, разработка детских проектов.

III этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознано овладеть практическими действиями.

Используемые формы и методы (не исключая выше указанных): тренинги, практические занятия и тренировки по эвакуации.

Практические занятия и тренировки по эвакуации в случае пожара позволяют:

  • систематизировать знания воспитанников о правилах поведения в случае пожара;
  • отрабатывать действия при эвакуации;
  • развивать психологическую способность к быстрой внутренней мобилизации в условиях чрезвычайной ситуации.

Реализация проекта "Помнить нужно нам, друзья, что с огнем шутить нельзя" осуществляется с учётом основных методов развивающего обучения, с помощью которых решается задача обеспечения у детей положительной мотивации своих действий по освоению знаний, умений и навыков:

- создание ситуаций успеха - основной метод эмоционального стимулирования;

- формирование готовности восприятия нового материала с использованием зоны ближайшего развития;

- метод стимулирования занимательным содержанием при подборе яркой наглядности;

- создание проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы, которая сразу их "зажигает".

Используемые развивающие технологии:

  • игровые ситуации (С.Н. Николаева);
  • моделирование игровых проблемно практических ситуаций (Т.И. Ерофеева);
  • имитационно-игровые упражнения (В.Г. Барабаш);
  • игровое моделирование (Е.В. Самсонова).

Для оптимизации усвоения детьми правил безопасного поведения

необходимо:

  • активная позиция ребенка;
  • идентификация с взрослым, транслирующим норму поведения ребенку;
  • игровая форма передачи способов поведения;
  • эмоциональная включенность ребенка в деятельность.

Обучение строится через игру. Ребенок знакомится с доступными способами моделирования окружающей жизни, обогащает свой чувственный и жизненный опыт.

Формы работы с детьми:

  • диагностика;
  • инструктажи в виде бесед;
  • чтение художественной литературы;
  • моделирование ситуаций, связанных с пожарной тематикой: дым в квартире, зажги бенгальский огонь, наряди елку, сестра обожгла палец, найди дома огнеопасные предметы;
  • конкурсы "Угадай автора", "Что бы это значило?";
  • составление творческих рассказов на противопожарную тематику;
  • просмотр видеофильмов "На пожаре" и "Кошкин дом";
  • выступление пожарного инспектора;
  • экскурсия в пожарную часть, музей пожарной охраны;
  • игротеки (словесные, сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические игры);
  • обучение навыкам первой помощи при ожогах и травмах (проводит старшая медсестра);
  • минутка безопасности "Осторожно, огонь!";
  • элементарное экспериментирование "Опасная свеча";
  • экологический турнир "Если горит лес";
  • постановка кукольного театра "Кошкин дом" и "Береги дом от огня";
  • интерактивные презентации и викторины;
  • клуб "Почитай-ка";
  • творческая мастерская (изготовление макетов, аппликации, организация выставок и т.д.)

Критерии оценки успешности освоения правил безопасного поведения.

В конце года ребенок должен обладать определенным набором знаний и умений.

Знания:

  • куда позвонить и к кому обратиться за помощью в случае пожара;
  • об источниках опасности;
  • о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта;
  • способов преодоления угрозы;
  • о способах элементарной помощи при ожогах и действиях при пожаре;
  • о возможных угрожающих ситуациях;
  • правил поведения в опасных ситуациях;

Умения:

  • с осторожностью пользоваться доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода;
  • обратиться за помощью в случае необходимости;
  • оказать элементарную помощь;
  • навык правильного поведения в опасных ситуациях;
  • осознанное отношение к безопасному поведению.

Критериями оценки знаний выступают:

  • объем, полнота знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных бытовых ситуациях;
  • точность и аргументированность суждений о способах безопасного поведения в быту.

Качественное описание уровней:

  • 1 уровень - дети могут назвать лишь отдельные источники опасности в быту; не знают меры предосторожности и действия в случае опасности.
  • 2 уровень - дошкольники выделяют некоторое количество (до 25 %) потенциально опасных предметов домашнего обихода, называют запрет в качестве аргумента по соблюдению мер предосторожности, не знают способов использования предметов быта; имеют поверхностные представления о действиях в опасных бытовых ситуациях.
  • 3 уровень - дети называют половину объектов опасности дома; объясняют необходимость соблюдения отдельных мер предосторожности; знают отдельные способы безопасного обращения с данными предметами быта; информированы о действиях в опасных ситуациях, но представления не полные.
  • 4 уровень - дошкольники выделяют основной круг опасных предметов домашнего обихода; имеют полные, точные представления о мерах предосторожности; понимают и аргументируют значимость их соблюдения; знают, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации.

Критериями определения у детей уровня умения безопасного обращения с предметами домашнего обихода являются степень овладения действиями и соблюдение мер предосторожности.

  • 1 уровень - отказывается выполнять действия с предложенными предметами.
  • 2 уровень - выполняет действия первый раз путем не всегда адекватных проб, с нарушением мер предосторожности.
  • 3 уровень - выполняет действия с предметами путем ориентировочных проб, с соблюдением мер предосторожности.
  • 4 уровень - выполняет на уровне элементарного практического умения с соблюдением правил безопасности.

Работа с родителями

Родители для ребенка в возрасте до 7 лет являются образцом поведения, поэтому так важно, чтобы родители были положительным примером ребенку во всем, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого - либо правила поведения, если сами не всегда следуют ему.

Взрослые должны знать, что нельзя:

  • использовать запрет, не объяснив почему "нельзя";
  • необходимо неоднократное повторение правил, пока ребенок осознает его;
  • стимулировать и поощрять выполнение;
  • не перегружать ребенка запретами, чем их больше, тем хуже результат;
  • анализировать свои действия в соответствии с выставляемыми требованиями к ребенку.

Задача воспитателей - привлечь родителей к сотрудничеству по приобретению опыта безопасного поведения. Воспитатели должны активизировать их участие в практическом обучении своих детей

Формы работы с родителями:

  • информационный стенд "Осторожно, огонь!";
  • консультационный стол;
  • родительские посиделки "Огонь-друг, огонь-враг";
  • консультации медсестры и пожарного инспектора по ожогам пламенем;
  • консультация "Как правильно установить елку";
  • семейный проект "Огонь в руках детей";
  • интерактивные презентации;
  • ящик "вопросов" и "ответов".

Осуществляя работу по противопожарной безопасности, по привитию навыков безопасного поведения в быту, воспитатель так строит контакт с семьями детей, чтобы родители из пассивно принимающих информацию становились активно действующими и дисциплинированными. Взрослые должны дать ребенку не только знания и навыки полезной деятельности в жизни, но знания и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей среде полной скрытых опасностей.

Ожидаемый результат

  • Создание условий для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам поведения в случае возникновения пожара дома и в детском саду.
  • Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам организации и обеспечения пожарной безопасности воспитанников.
  • Повышение профессиональной компетенции родителей по вопросам организации и обеспечения пожарной безопасности детей в быту.
  • У детей сформированы навыки осознанного безопасного поведения:

4.1.Он знает, что пожароопасные предметы это те, которые угрожают жизни - спички, зажигалки, телевизор, утюг, компьютер, обогреватели, электрические розетки, газовая плита;

4.2. Знает и применяет правила пожарной безопасности в квартире:

4.2.1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

4.2.2. Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор и т.д. Уходя из дома, не забудь их выключить.

4.2.3. Не суши белье над плитой. Оно может загореться.

4.2.4. Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру.

4.2.5. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.

4.3. Знает, как поступать, если начался пожар, а взрослых дома нет:

4.3.1. Если пожар случился в твоей квартире - немедленно убегай подальше - на улицу или к соседям.

4.3.2. Помни, если нет возможности выйти через дверь, спасайся на балконе или возле открытого окна.

4.3.3. Ни в коем случае не прячься от пожара под кроватью или в шкафу - пожарным будет трудно тебя найти.

4.3.4. Тушить огонь дело взрослых, но вызвать пожарных ты можешь сам.

4.3.5. Если на тебе вспыхнула одежда - остановись и падай на землю и катайся, пока не собьешь пламя.

4.3.6. Телефон пожарной охраны - 01. Назовите свое имя и адрес. Если не дозвонился сам, попроси об этом взрослых.

4.3.7. Если в помещение проник дым, надо смочить одежду водой, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить пригнувшись или ползком.

4.3.8. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт.

4.4. Знает первичные средства пожаротушения:

4.4.1. Песок, вода, огнетушитель, плотная ткань.

4.5. Знает оказание первой помощи при ожоге:

4.5.1. Не паниковать!

4.5.2. Наложить сухую стерильную повязку, приложить холод.

4.5.3. Срочно позвать на помощь взрослого и сообщить об ожоге врачу.

4.5.4. Нельзя смазывать обожженную поверхность маслами и жирами.

Оценка эффективности проекта

  • Целенаправленность - результаты диагностики; срезовый и тематический контроль.
  • Мотивированность - заинтересованное отношение к совместной деятельности, осознание необходимости организованной деятельности всеми участниками процесса.
  • Интегративность - плотность функциональных связей между участниками образовательного процесса.
  • Сплоченность - позитивное отношение друг к другу, чувство радости за успех друг друга и общих достижений.

Модель выпускника

Список художественной литературы для реализации проекта

  • Вациетис О., "Спички"
  • Гардернес Э., "Старший брат"
  • Гимн огня
  • Два огня. Старинная русская легенда
  • Житков Б., Интересные странички
  • Как люди добывают огонь?
  • Когда появились первые пожарные команды?
  • Почему огонь тушат водой?
  • Пожар!
  • Житков Б., "Пожар в море"
  • Житков Б., "Дым"
  • Загадки, скороговорки, пословицы
  • Маршак С., "В старину Москва сгорела"
  • Огонь и человек. Марийская народная сказка. - М: "Детская литература", 1990г.
  • О том, как люди узнали про огонь. Австрийский миф.
  • Смирнов О., "Степной пожар", "Как обращаться с огнем?", "Спички"
  • Толстой Л., "Пожар"
  • Толстой Л., "Пожарные собаки"
  • Хоринская Е, "Спички - невелички"

Список литературы

  • Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - М.: АСТ, 1998.
  • Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 1998.
  • Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др. Сост. Т.Н. Доронова. Радуга: Прогр. и метод. руководство по воспитанию и образованию детей 5-6 лет в детском саду. - М.: Просвещение, 1996.
  • Загорский Ф.Н. Краткие очерки из истории техники безопасности в России. - Л.: ЛИОТ, 1955.
  • Казанцев Г. ОБЖ и БЖД в 2000 году: необходимо развитие успехов // Основы Безопасности Жизнедеятельности. 2000. №1. С. 4 - 5.
  • Котик М.А. Психология и безопасность. - Таллин: Валгус, 1989.
  • Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М.: Просвещение, 1972.
  • Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. - СПб.: Образование, 1992.
  • Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании. - М.: 1990.
  • Проект Концепции формирования культуры безопасности и жизнедеятельности // Вестник образования России. 2005 №23-24. 2005
  • Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности. - СПб., 1994.
  • Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
  • Цвилюк Г.Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. - М.: Просвещение, 1994.
  • Чтобы не было беды: Детям об огне и пожаре / Сост. Д.Б. Игуменова, И.Г. Иванников. - М.: Стройиздат, 1992.
  • Шарова О.Е. Пожарное дело и ясли, ж. Дошкольная педагогика №3(12) /май июнь/ 2003
  • Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5 - 8 лет. - М.: ТЦ Сфера,
  • Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М.: Прометей, 2002.

Приложение.