Любить труд на родной земле

07.04.2011

Считаю, что воспитание эффективно только тогда, когда оно ведется через деятельность. Еще результативней, если дети видят реальные плоды своего труда. Так появилось идея создания своего огорода в детском саду. Как нельзя лучше здесь можно интегрировать и эстетическое, и трудовое воспитание, и развивать художественный вкус.

Для человека земля, на которой он живет, самое дорогое в его жизни. Мать-земля является источником всего живого, дает силу и могущество. Маленькому человеку необходимо рассказывать о труде земледельцев и хлеборобов, воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, чувство благодарности к ним.

Вовлечения же самих детей в посильный им труд на земле (выращивание овощей, фруктов, уход за ними) как нельзя лучше докажет детям: земля наша кормилица.

Решила познакомить детей с весенними работами на огороде: посевом семян и высадкой рассады в открытый грунт. Старалась раскрыть ребятам народные секреты хорошего урожая: как определить готовность земли к посеву, по каким приметам узнать время проведения посевных работ; воспитывать уважение к земле, развивать навыки ручного труда.

Со старшими детьми мы сравнивали весной семена растений, дети сами сеяли овощи, помогали в высаживании рассады помидоров, капусты, пересаживали цветы.

Важно доверять детям, ободряя и поддерживая их стремление добиться желаемого результата, желание участвовать в совместном труде. Какое счастье излучают глаза детей, когда у них что-то получается. Они готовы трудиться еще и еще.

Посмотрите на наш мини-огород. На нем есть грядка пахучих трав (мелисса, мята, душица, зверобой, иссоп, сельдерей, укроп, петрушка, базилик).

Грядку злаков, где растут рожь, пшеница, овес, просо и декоративные злаки (зайцехвост, трясунка) ребята сажали сами. Узнали новое слово «озимь», когда сеяли рожь под зиму. Провели эксперимент, сравнивая посевы ржи, посаженные осенью и весной.

Растут на огороде капуста разных сортов (цветная, краснокочанная, брюссельская, декоративная), морковь, свекла, картофель, перец, горох, фасоль, кабачки, тыквы, кукуруза, много подсолнушков и цветы.

Для огорода сплели небольшой плетень, около него поставили петушка, посадили бабочек нашего края (крапивница, капустница). А какие веселые пчелки поселились на грядке, где растут кабачки и тыквы! Они сверкают своими крылышками на солнце и качаются от легкого ветерка, кажется, что они на самом деле летят.

Интересная новинка на огороде – приствольные круги, сплетенные из ивы, полные цветов. Идея взята из журнала, а воплотила я ее вместе с детьми.

Живет на нашем огороде и пугало, которое вовсе не похоже на своего прародителя. Доброе, милое создание с широкой улыбкой и ярким бантом на шее придумано не для того, чтобы пугать ворон, а чтобы радовать глаз всех окружающих.

Огород стал очень популярен. Он послужил декорацией к сказке «Про ежика Пыха», которую показывали сотрудники детского сада малышам.

Весело, интересно прошел День природы. Дети отгадывали загадки о растениях, находили их на грядках, угадывали овощи и фрукты на вкус.

Летом дети поливали посадки, собирали вредителей. А сколько гордости и радости было при сборе урожая!

Закончилось жаркое лето, оставив нам столько впечатлений. И огород в нашем детском саду – наше особое, поистине неоценимое богатство. Ведь сколько тепла и заботы вложили в него добрые детские руки.

Впечатления от увиденного на огороде, от результатов своего труда, воспитанники отразили в творческих работах на занятии по лепке. Каждый создал свою композицию на тему «Наш огород».

Дети реально примерили на себе роль созидателя и утвердились в ней. Именно в детстве, когда инициатива и энергия ребенка, кажется, бьют через край, имеет смысл направить их в созидательное, творческое русло – русло полезных дел. И общение и природой дает для этого бесконечные возможности.


a_id: 593254