В эпоху, когда личность стоит на первом месте как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации. Современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но её основы целесообразно вводить в учебный процесс с начальной школы. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушится преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удастся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности. Способствуя становлению коммуникативной компетентности учащихся, необходимо активно развивать их мыслительные процессы, творческие способности.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Мы и окружающий мир» Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова по программе Л. В. Занкова, дает возможность каждому ребенку моего класса найти сферу своих интересов. Руководствуясь программой, учитель может ограничиться предусмотренным минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. На своих уроках я сама не ограничиваюсь минимумом по объяснению нового материала, но и ребятам даю разные домашние работы по накоплению знаний окружающего мира в виде творческих работ, сообщений, рисунков. Весь собранный материал хранится в классе и используется на уроках. Данный материал некоторые учащиеся используют и в своих исследовательских проектах.
Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности, она учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследование.
Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы с помощью учителя. В своей работе я подвожу ребят к выбору среди фантастических и экспериментальных теоретических тем исследований.
Это темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, и др. Данный способ добывания информации развивает кругозор, саму личность младшего школьника, а также формирует мотивацию к получению учащимися знаний.
Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей прошлых веков, истории музыкальных инструментов или развитии компьютерной техники и др. Обобщив эту информацию, можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда. Структурировав полученные данные, можно представить выявленные сведения для обсуждения в коллективе сверстников.
Из всех тем исследовательских работ теоретические - самые сложные. Обычно такие темы могут и любят разрабатывать младшие школьники, входящие в категорию одаренных детей. Здесь от ребенка требуется интерес к анализу и синтезу, способность к классифицированию и категоризации, любовь к суждениям и умозаключениям, для успеха в этой работе необходимо хорошо развитое ассоциативное мышление и интуиция.
Далее мы ставим цель – чего должны добиться в процессе своей исследовательской деятельности.
Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя, родителей и научного руководителя. В настоящее время издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста. Это создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований даже с детьми младшего школьного возраста.
Также по просьбе учителя были проведены обучающие занятия по нахождению информации в разных энциклопедиях и справочниках в школьной и городской детской библиотеках.
Но прежде чем приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Сделать это технически несложно.
Нужно подсказать детям, что на маленьких листочках бумаги (мы заготавливаем их заранее) ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки-рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы.
Известно, что в этом возрасте ребенком активно воспринимается чувственно-образная информация, которая в дальнейшем станет объектом осмысления и изучения. В итоге юный исследователь учится постепенно познавать такие важнейшие характеристики излагаемого, как его логическая структура и последовательность. Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрения, слуха, вкуса, температуры и т.п.).
Отражение в пиктографическом письме собственных впечатлений ребенка является показателем того, что данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, размышления и, следовательно, приобретает для него значимость, становится ценностью.
При работе с книгой в 1-2 классах могут возникнуть сложности при работе с другими источниками информации. Например, не овладевшему в совершенстве навыками чтения ребенку узнать из нее что-то новое весьма затруднительно. Способа в этом случае два: можно просто ограничиться просмотром иллюстраций или попросить помощи у того, кто может прочитать (учитель, родители). Поэтому желательно надо заранее подобрать литературу, (по возможности) сделать необходимые закладки и быть готовым.
Нужно учитывать, что в настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник.
Надо активно помогать юным исследователям обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем на этом материале, как ни на каком другом, можно развивать мышление, творческие способности, речь ребенка.
Во-первых, выделяем главные идеи, отмечаем второстепенные, а затем и третьестепенные. Сделать это несложно – надо просто, посоветовавшись с нашими исследователями, разложить пиктограммы в определенной последовательности.
Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его под руководством учителя. И заключительным этапом работы является защита – выступление на школьной конференции. Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, публикация.
В роли единомышленников обязательно выступают родители. На родительском собрании я учила родителей, как надо обсуждать с учащимися тему, как правильно помогать, отбирать материал, ориентироваться в потоке информации. В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
- поисковый эксперимент;
- описательный;
- анкетирование;
- интервьюирование.
Исследовательской работой мы занимаемся уже не первый год. Правильно организованная педагогическая деятельность приносит и свои плоды – дипломы и грамоты школьных, районных, городских и областных конкурсов исследовательских работ.
Таким образом, создание атмосферы творческого научного поиска способствует развитию познавательных интересов учащихся, формирование успешности. Исследовательская деятельность обеспечивает развитие умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В ходе работы у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Работа над исследовательскими проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, развивает творческие способности.
Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта ребенка. Она стимулирует детское творчество и самостоятельность, потребность ребенка в самореализации, самовыражении и реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное, а так же ведет ребенка по ступенькам роста личности от проекта к проекту.
В течение этого времени мы все познавали окружающий мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга.