Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Цветик-семицветик (дифференциация звуков [з], [ж])"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи:

Образовательные:

  • Развитие умения различать звуки з - ж
  • Знакомство с названием следующих цветов: хризантема, незабудки, мимоза, жарок, подснежник, калужница.

Развивающие:

  • Развитие речевой активности через двигательную деятельность в соответствии с заданным музыкальным ритмом.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие речевого дыхания и артикуляции.
  • Развитие логического мышления через загадки и небылицы.

Воспитательная:

  • Воспитание гуманного отношения к живой природе.

Оборудование:

  • цветик-семицветик,
  • корзина,
  • ароматный цветок,
  • зеркальце;
  • игрушки: комар, жук, ёжик;
  • искусственные цветы,
  • ёлочки,
  • пеньки.

Ход занятия

1. Организационный момент: "Добрая фея и её волшебный цветок".

Звучит музыка: "Вальс цветов" П.И. Чайковского.

Входит педагог в сказочн6ом костюме феи.

- Здравствуйте, я добрая фея, пришла пригласить вас, в свою сказку. А попасть в сказку нам поможет мой волшебный цветик - семицветик. У него семь разноцветных лепестков и каждый из них выполняет одно желание. Но вот беда, цветик ещё спит. Его нужно разбудить.

: Спит без просыпа всю зиму,
Но зима промчалась мимо -
Март, апрель, капель, весна
Просыпайся ото сна!
Просыпайся соня - сонюшка!
Под весенним, ярким солнышком!

- Вот какой сонюшка, не просыпается.

- Ребята, помогите разбудить цветик.

- Для этого давайте ручками изобразим цветочки - стебелёк и бутон.

Педагог повторяет стихотворение и вместе с детьми изображает просыпающийся цветок.

- Вот цветок просыпается, каждый листок открывается.

- Для того, чтобы отправиться в сказку, нужно оторвать один лепесток, сказать волшебные слова и выполнить волшебные движения. И конечно назвать своё желание. А слова такие; повторяйте за мной: лети-лети лепесток через запад на восток, через север, через юг возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли быть по-моему вели!

- Вели, чтоб мы оказались в сказке!

Под музыку ритмично фея и дети передвигаются в сторону сказочной поляны.

2. Основная часть: Дифференциация звуков з - ж.

1) Дифференциация изолированных звуков з - ж и закрепление их артикуляции. Развитие тактильного восприятия.

Звучит пение птиц, журчание ручейка.

- Посмотрите, как здесь красиво. Нравится? Что вы слышите?

- Я так люблю насекомых и хочу, чтобы вы превратились в маленьких, и красивых насекомых. А в каких вам подскажут загадки:

Летит, пищит
Ножки длинные тащит
Случай не упустит
Сядет и укусит:..(комар)

Дети отгадывают загадку, а педагог имитирует песенку комара.

- Вы ничего не слышите? Что это? Чья это песенка? Да это песенка комара. Давайте её вместе споем. А чтобы песенка была красивой и звонкой, нужно правильно уложить язычок. Язык за нижними зубами, а губки ваши улыбаются.

Педагог достаёт из корзины зеркало и подходит к каждому ребёнку, для того, чтобы дети смогли увидеть своё отражение и правильно уложить язычок.

- Какая красивая песенка!

- Но у меня есть ещё одна загадка:

Жу - жу - жу, жу - жу - жу,
Я на веточке сижу,
Я на веточке сижу,
Букву "Ж" всё твержу,
Знаю твёрдо букву эту,
Я жжужу весной и летом. (жук)

Дети говорят ответы, а педагог имитирует песенку жука.

- Вы слышите ещё одна песенка!

- Да это песенка жука.

Педагог предлагает спеть песенку жука, показывая, как правильно закрепить язычок (язычок за верхними зубами, губы хоботком).

- Молодцы красивые песенки исполнили.

Для того чтобы узнать, кто из вас превратится в жука, а кто в комара. Мы сделаем, все дети закроют глаза и вытянут вперёд ладонь. Кому жук сядет на ладонь своими шестью лапками, тот будет жуком, а кого затронет комар своим хоботком, тот будет комаром.

Воспитатель подходит к каждому ребёнку и поочерёдно одним садит на ладонь комара, а другим жука. Далее педагог спрашивает кто кому сел на ладонь, затем отрывает лепесток у цветика - семицветика и вместе с детьми произносит волшебные слова и выполняет движение.

- Велю, чтобы дети превратились в комариков и жучков.

Комарики летят к домику комара, жуки к домику жука и надевают атрибуты насекомых.

2) Дифференциация звуков з - ж в слоге и чистоговорке.

Развитие речевого дыхания.

Развитие пальцевого моторики.

- А сейчас, мои милые жучки и комарики, я хочу загадать третье желание. Желаю, чтобы насекомые научились правильно вдыхать аромат цветов.

Затем дети вместе с педагогом говорят волшебные слова и выполняют движение под музыкальное соправождение.

- Сначала я хочу научить комариков, а затем жуков.

Педагог подходит к каждому комарику и даёт понюхать ароматизированный цветок, но обращает внимание на то, что вдох через нос, а выдох через рот. Далее воспроизводится дыхание со слогом "зи". Упражнение сопровождается движениями. Затем проходит аналогичное упражнение с жуками со слогам "жу". По окончанию педагог благодарит детей.

- Ушки ваши внимательные, язычок и губки умелые. А хотят ли ваши пальчики быть ловкими? Давайте оторвём четвёртый лепесток и загадаем желание, чтобы ваши были ловкими.

Дети говорят волшебные слова и выполняют движения.

- Покажите мне свои пальчики, большие пальчики соедините, а остальные раздвиньте, как лучики солнца, затем скрестите их.

- А теперь представьте, что у вас в ладонях маленький клубок.

- Кто же у нас такой получился? Послушайте загадку:

Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки не одной::..(ёжик)

Педагог, выслушав ответы детей, говорит, что отгадка находится под самой маленькой ёлочкой. Дети приносят ежа.

- Вы слышите, кто-то фыркает? Да это же ёжик. Он хочет что-то сказать. Ёжик просит вас, исполнить чистоговорку, которую он сам сочинил.

Под музыкальное сопровождение дети исполняют чистоговорку с движениями.

За - за, за - за
У ёжика глаза. 3р.

Жа - жа, жа - жа
Есть иголки у ежа. 3р.

Зу - зу, зу - зу,
Под пеньком грибок грызу. 3р.

Жу - жу, жу - жу
С вами вместе я дружу. 3р.

- Ёжик очень рад, что вы исполнили его песню. А теперь давайте с ним попрощаемся.

Дети уносят ёжика под ёлочку.

3) Дифференциация звуков з - ж в словах. Знакомство с названием цветов.

- Дорогие комарики и жуки, на моём волшебном цветике-семицветике ещё три лепестка. И следующему лепестку я велю познакомить вас с цветами.

Далее дети и фея произносят волшебные слова и выполняют круговые движения.

- Как у нас на сказочной поляне, много разных цветиков растёт. Педагог предлагает полюбоваться цветами и через некоторое время обращает внимание на то, что у домиков комара и жука совсем нет цветов, а им так хочется, чтобы у них росли цветы.

- Давайте пересадим по три цветочка к каждому домику. Но есть одно условие. Комару нравятся те цветы в названии которых звенит его песенка "з", а жуку цветы в названии которых жжужит "ж".

Дети вместе с педагогом подходят к цветам, проговаривают их название и определяют есть ли в нём звук з - ж. Цветы осторожно пересаживают к домикам насекомых. По окончанию воспитатель обращает внимание на то, какие красивые стали домики у комара и жука.

4) Дифференциация звуков з - ж в небылицах.

- У цветика - семицветика осталось два лепестка и на одном что-то написано, какие-то небылицы. Никак не могу в них разобраться. Вы не поможете?

1)

Рады, рады, рады
Светлые берёзы
И на них от радости
Вырастают розы:
Быстро дайте мне ответ, это правда или нет?

2)

То не дождь пошёл
Из облака
И не град
То посыпался из облака виноград
Быстро дайте мне ответ -
Это правда или нет?

3)

И вороны над полями
Закричали журавлями.
Быстро дайте мне ответ -
Это правда или нет?

4)

И ручьи из под земли
Жёлтым мёдом потекли.

Педагог выслушивает рассуждение детей, подсказывает, дополняет ответы.

- Нужно загадать лепестку желание, чтобы больше не было таких путаниц.

Фея и дети говорят волшебные слова и выполняют движения.

3. Заключительная часть.

1) Дифференциация звуков з - ж в разговорной речи.

- Посмотрите, у нас остался всего один лепесток, а желаний у меня ещё так много. А у вас есть заветные желания? Что бы вы хотели ещё пожелать?

Педагог выслушивает ответы детей, но обращает внимание на то, что лепесток только один, а ведь надо ещё насекомым превратиться в детей и вернуться в группу. Дети под музыку говорят волшебные слова и возвращаются в группу. Фея прощается и дарит детям ещё один цветик-семицветик.

- Когда вы захотите попасть ещё в сказку, то вам поможет мой волшебный цветок.

На этом занятие заканчивается.