Цели и задачи:
Образовательные:
- Развитие умения различать звуки з - ж
- Знакомство с названием следующих цветов: хризантема, незабудки, мимоза, жарок, подснежник, калужница.
Развивающие:
- Развитие речевой активности через двигательную деятельность в соответствии с заданным музыкальным ритмом.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие речевого дыхания и артикуляции.
- Развитие логического мышления через загадки и небылицы.
Воспитательная:
- Воспитание гуманного отношения к живой природе.
Оборудование:
- цветик-семицветик,
- корзина,
- ароматный цветок,
- зеркальце;
- игрушки: комар, жук, ёжик;
- искусственные цветы,
- ёлочки,
- пеньки.
Ход занятия
1. Организационный момент: "Добрая фея и её волшебный цветок".
Звучит музыка: "Вальс цветов" П.И. Чайковского.
Входит педагог в сказочн6ом костюме феи.
- Здравствуйте, я добрая фея, пришла пригласить вас, в свою сказку. А попасть в сказку нам поможет мой волшебный цветик - семицветик. У него семь разноцветных лепестков и каждый из них выполняет одно желание. Но вот беда, цветик ещё спит. Его нужно разбудить.
: Спит без просыпа всю зиму,
Но зима промчалась мимо -
Март, апрель, капель, весна
Просыпайся ото сна!
Просыпайся соня - сонюшка!
Под весенним, ярким солнышком!
- Вот какой сонюшка, не просыпается.
- Ребята, помогите разбудить цветик.
- Для этого давайте ручками изобразим цветочки - стебелёк и бутон.
Педагог повторяет стихотворение и вместе с детьми изображает просыпающийся цветок.
- Вот цветок просыпается, каждый листок открывается.
- Для того, чтобы отправиться в сказку, нужно оторвать один лепесток, сказать волшебные слова и выполнить волшебные движения. И конечно назвать своё желание. А слова такие; повторяйте за мной: лети-лети лепесток через запад на восток, через север, через юг возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли быть по-моему вели!
- Вели, чтоб мы оказались в сказке!
Под музыку ритмично фея и дети передвигаются в сторону сказочной поляны.
2. Основная часть: Дифференциация звуков з - ж.
1) Дифференциация изолированных звуков з - ж и закрепление их артикуляции. Развитие тактильного восприятия.
Звучит пение птиц, журчание ручейка.
- Посмотрите, как здесь красиво. Нравится? Что вы слышите?
- Я так люблю насекомых и хочу, чтобы вы превратились в маленьких, и красивых насекомых. А в каких вам подскажут загадки:
Летит, пищит
Ножки длинные тащит
Случай не упустит
Сядет и укусит:..(комар)
Дети отгадывают загадку, а педагог имитирует песенку комара.
- Вы ничего не слышите? Что это? Чья это песенка? Да это песенка комара. Давайте её вместе споем. А чтобы песенка была красивой и звонкой, нужно правильно уложить язычок. Язык за нижними зубами, а губки ваши улыбаются.
Педагог достаёт из корзины зеркало и подходит к каждому ребёнку, для того, чтобы дети смогли увидеть своё отражение и правильно уложить язычок.
- Какая красивая песенка!
- Но у меня есть ещё одна загадка:
Жу - жу - жу, жу - жу - жу,
Я на веточке сижу,
Я на веточке сижу,
Букву "Ж" всё твержу,
Знаю твёрдо букву эту,
Я жжужу весной и летом. (жук)
Дети говорят ответы, а педагог имитирует песенку жука.
- Вы слышите ещё одна песенка!
- Да это песенка жука.
Педагог предлагает спеть песенку жука, показывая, как правильно закрепить язычок (язычок за верхними зубами, губы хоботком).
- Молодцы красивые песенки исполнили.
Для того чтобы узнать, кто из вас превратится в жука, а кто в комара. Мы сделаем, все дети закроют глаза и вытянут вперёд ладонь. Кому жук сядет на ладонь своими шестью лапками, тот будет жуком, а кого затронет комар своим хоботком, тот будет комаром.
Воспитатель подходит к каждому ребёнку и поочерёдно одним садит на ладонь комара, а другим жука. Далее педагог спрашивает кто кому сел на ладонь, затем отрывает лепесток у цветика - семицветика и вместе с детьми произносит волшебные слова и выполняет движение.
- Велю, чтобы дети превратились в комариков и жучков.
Комарики летят к домику комара, жуки к домику жука и надевают атрибуты насекомых.
2) Дифференциация звуков з - ж в слоге и чистоговорке.
Развитие речевого дыхания.
Развитие пальцевого моторики.
- А сейчас, мои милые жучки и комарики, я хочу загадать третье желание. Желаю, чтобы насекомые научились правильно вдыхать аромат цветов.
Затем дети вместе с педагогом говорят волшебные слова и выполняют движение под музыкальное соправождение.
- Сначала я хочу научить комариков, а затем жуков.
Педагог подходит к каждому комарику и даёт понюхать ароматизированный цветок, но обращает внимание на то, что вдох через нос, а выдох через рот. Далее воспроизводится дыхание со слогом "зи". Упражнение сопровождается движениями. Затем проходит аналогичное упражнение с жуками со слогам "жу". По окончанию педагог благодарит детей.
- Ушки ваши внимательные, язычок и губки умелые. А хотят ли ваши пальчики быть ловкими? Давайте оторвём четвёртый лепесток и загадаем желание, чтобы ваши были ловкими.
Дети говорят волшебные слова и выполняют движения.
- Покажите мне свои пальчики, большие пальчики соедините, а остальные раздвиньте, как лучики солнца, затем скрестите их.
- А теперь представьте, что у вас в ладонях маленький клубок.
- Кто же у нас такой получился? Послушайте загадку:
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки не одной::..(ёжик)
Педагог, выслушав ответы детей, говорит, что отгадка находится под самой маленькой ёлочкой. Дети приносят ежа.
- Вы слышите, кто-то фыркает? Да это же ёжик. Он хочет что-то сказать. Ёжик просит вас, исполнить чистоговорку, которую он сам сочинил.
Под музыкальное сопровождение дети исполняют чистоговорку с движениями.
За - за, за - за
У ёжика глаза. 3р.Жа - жа, жа - жа
Есть иголки у ежа. 3р.Зу - зу, зу - зу,
Под пеньком грибок грызу. 3р.Жу - жу, жу - жу
С вами вместе я дружу. 3р.
- Ёжик очень рад, что вы исполнили его песню. А теперь давайте с ним попрощаемся.
Дети уносят ёжика под ёлочку.
3) Дифференциация звуков з - ж в словах. Знакомство с названием цветов.
- Дорогие комарики и жуки, на моём волшебном цветике-семицветике ещё три лепестка. И следующему лепестку я велю познакомить вас с цветами.
Далее дети и фея произносят волшебные слова и выполняют круговые движения.
- Как у нас на сказочной поляне, много разных цветиков растёт. Педагог предлагает полюбоваться цветами и через некоторое время обращает внимание на то, что у домиков комара и жука совсем нет цветов, а им так хочется, чтобы у них росли цветы.
- Давайте пересадим по три цветочка к каждому домику. Но есть одно условие. Комару нравятся те цветы в названии которых звенит его песенка "з", а жуку цветы в названии которых жжужит "ж".
Дети вместе с педагогом подходят к цветам, проговаривают их название и определяют есть ли в нём звук з - ж. Цветы осторожно пересаживают к домикам насекомых. По окончанию воспитатель обращает внимание на то, какие красивые стали домики у комара и жука.
4) Дифференциация звуков з - ж в небылицах.
- У цветика - семицветика осталось два лепестка и на одном что-то написано, какие-то небылицы. Никак не могу в них разобраться. Вы не поможете?
1)
Рады, рады, рады
Светлые берёзы
И на них от радости
Вырастают розы:
Быстро дайте мне ответ, это правда или нет?
2)
То не дождь пошёл
Из облака
И не град
То посыпался из облака виноград
Быстро дайте мне ответ -
Это правда или нет?
3)
И вороны над полями
Закричали журавлями.
Быстро дайте мне ответ -
Это правда или нет?
4)
И ручьи из под земли
Жёлтым мёдом потекли.
Педагог выслушивает рассуждение детей, подсказывает, дополняет ответы.
- Нужно загадать лепестку желание, чтобы больше не было таких путаниц.
Фея и дети говорят волшебные слова и выполняют движения.
3. Заключительная часть.
1) Дифференциация звуков з - ж в разговорной речи.
- Посмотрите, у нас остался всего один лепесток, а желаний у меня ещё так много. А у вас есть заветные желания? Что бы вы хотели ещё пожелать?
Педагог выслушивает ответы детей, но обращает внимание на то, что лепесток только один, а ведь надо ещё насекомым превратиться в детей и вернуться в группу. Дети под музыку говорят волшебные слова и возвращаются в группу. Фея прощается и дарит детям ещё один цветик-семицветик.
- Когда вы захотите попасть ещё в сказку, то вам поможет мой волшебный цветок.
На этом занятие заканчивается.