Кабинет изобразительного искусства АРИПК уже много лет работает над проблемой интеграции материалов художественной культуры народов Адыгеи и Кубани в содержание федеральных программ учебного предмета "Изобразительное искусство". Это направление научно-методической работы не утратило своей актуальности и на современном этапе модернизации Российского общего образования. Поэтому недопустимо исключать из учебного процесса изучение художественных ценностей регионального искусства, имеющих весомую социальную и эстетическую значимость в воспитании учащихся.
Здесь уместно сослаться на мысли известного художника, деятеля эстетического воспитания, академика Бориса Михайловича Неменского, который утверждает, что: "Огромное значение для правильного развития социально-активной личности имеет формирование чувства Родины. Оно немыслимо без приобщения к культурным традициям своего народа. Эти традиции прочнее всего хранятся в народных песнях, сказках и народном декоративно-прикладном искусстве" [1].
В аспекте указанного направления кабинетом были разработаны специальные программы национально-регионального компонента и учебные пособия, организовано обучение на курсах учителей ИЗО по апробации и внедрению этих программ.
Очень важным методическим подходом в изучении учащимися адыгского прикладного искусства являлось систематическое развитие эстетического чувства детей через восприятие красоты родной природы.
Как показали наблюдения, растения (цветы), мир насекомых, животных, красивые ландшафты Адыгеи пробуждали в детях художественное чутьё, развивали их эстетическое восприятие, закладывали прочную основу для осмысленного понимания особенностей прикладного искусства адыгов, которое веками развивалось на основе художественной переработки народными мастерами природных форм, гармоничной стилизации элементов животного и растительного мира.
Совсем не случайно в своде нравственных законов адыгов "Адыге хабзэ" привлекает к себе внимание закон "Культ красоты и гармонии", в котором красноречиво говорится: "Поклоняйся красоте и почитай её. Красота - это гармония. Стремись к ней во всем. Естественная красота - это природа" [2].
Учителя ИЗО, особенно аульских школ, уделяют также внимание развитию такой интересной формы работы по изучению традиционного прикладного искусства адыгов, как школьное художественное краеведение. Оно способствует выявлению среди жителей народных умельцев по золотому шитью или аппликации, сбору информации о наличии у аульчан старинных изделий художественного ремесла. Часто они передают юным краеведам для школьных музеев редкие, уникальные экземпляры народного рукотворного ремесла, которые потом применяются на занятиях как эталоны высокого мастерства и красоты в искусстве.
Практической реализацией задач по обучению и воспитанию учащихся средствами этнохудожественной культуры адыгов занимаются многие учителя ИЗО Адыгеи. Своим инновационным опытом они делятся на семинарах, заседаниях методобъединений, курсах повышения квалификации, конференциях.
В данной статье представлено описание отдельных граней такого опыта двух учителей ИЗО: Х.М. Жане и Э.К. Баговой.
После окончания в 1974 г. отделения изобразительного искусства Адыгейского педагоги-ческого училища им. Хусена Андрухаева Жане Харет Мадиновна была принята на работу учи-телем ИЗО в среднюю школу №10 аула Тлюстенхабль, в которой работает по настоящее время.
На протяжении этих долгих лет она приобщает детей к тайнам искусства, учит их азам изобразительной грамоты, умению выражать свои мысли линией и цветом. Основой ее педагогического мастерства являются такие профессионально значимые, личностные качества как доброта, душевная щедрость, любовь к детям, стремление к овладению новыми педагогическими идеями, технологиями, формами и приёмами в обучении рисованию.
Атмосфера особой чуткости, внимания, терпеливой индивидуальной работы с каждым ребенком царят на уроках Харет Мадиновны. И дети всегда отвечают ей взаимностью, доверием, активной творческой работой (рисунок 1).
Особое место в работе Жане Х.М. с давних пор занимает проблема изучения и реализации регионального компонента этнохудожественной культуры, погружения учащихся в мир народного декоративно-прикладного искусства адыгов и других народов Адыгеи, развития художественного восприятия детей средствами изобразительного творчества мастеров пластических искусств Адыгеи и сопредельных территорий. Она одна из первых учителей ИЗО Адыгеи успешно апробировала экспериментального программу "Изобразительное искусство и художественные ремесла" [3], представив в итоге интересные работы учащихся начальной школы по разным видам прикладного искусства адыгов (аппликации, золотому шитью, чеканке, плетению пальцевой тесьмы).
Главная цель этой программы заключалась в приобщении школьников к богатому наследию адыгской художественной культуры, художественным ценностям других народов Адыгеи и современного, профессионального изобразительного и прикладного искусства Адыгеи и Кубани, воспитание на этой основе гармоничной, эстетически развитой личности.
Безусловно на первом месте стояло решение воспитательных задач, обращенных к чувственному, наглядно-образному мышлению детей. Учитывая это, Харет Мадиновна создает на своих занятиях благоприятные условия для возникновения у детей чувства восторга, удивления, радости, тонкого эмоционального отклика на прекрасное в природе и в искусстве.
Уже на первых занятиях в первом классе Харет Мадиновна ведет с детьми беседы-диалоги о красоте родной природы Кавказа, посвящает их в тайны древнего культа священных рощ и деревьев адыгов, рассказывает с каким трепетом и вниманием воспринимали они дерево как красивейшее создание природы и как практическую ценность, которую оно дает людям. Она читает и стихи о почтительном отношении адыгов к дереву, которое отразилось в национальном фольклоре в одной из старинных песен, где монолог ведется от лица дерева:
Я и мачта, Я и лодка И башмачная Колодка Я и стрелы, Я и лук, И телега я И плуг: |
Знайте, люди, Без меня Нет ни дыма Ни огня. Без меня бы Вы пропали, День бы Прожили Едва ли: |
Харет Мадиновна всегда придает большое значение наглядности в обучении. Она дает возможность детям увидеть красоту дерева в произведениях искусства по репродукциям с картин И. Шишкина, К. Лоррена, а также - художников Адыгеи, В. Мехеда, С. Умарова, Г. Назаренко, В. Баркина и др.
Затем она выводит детей во двор школы и обращает их внимание на красоту деревьев, их листьев в естественной среде. "Посмотрите, - говорит Харет Мадиновна, - легкий ветерок качает растения, веточками деревьев и положение их меняется, изменяется и цвет листьев; при солнечном освещении цвета их яркие, контрастные; а вот солнышко закрыло облако и цвета их стали более мягкие и нежные".
После такого эмоционального восприятия красоты природы дети садятся за столы и начинают рисовать веточки дерева с тремя листочками, трилистник. А учительница помогает им передать выразительной линией рисунок трилистника (яблони, липы или ясеня) и подобрать разнообразные оттенки зеленого.
На следующем уроке эта тема продолжает свое развитие. Харет Мадиновна посвящает детей в истоки зарождения растительного орнамента адыгов, типичным мотивом которого был трилистник как символ жизни, добра, плодородия и материнства. В форме активного диалога она погружает детей в историю возникновения орнамента, понятия мотива и ритма, знакомства с геральдикой Адыгеи, в частности, с Гербом г. Майкопа, на котором основным символом является трилистник в виде веточки яблони (Майкоп - долина яблонь). Затем дети выполняют под руководством учителя проектное творческое задание по изображению ленточного орнамента на основе чередования мотива трилистника темного и светлого оттенков цвета.
Учебные задания постепенно усложняются. Х.М. Жане обучает детей с учетом принципов дидактики: от простого к сложному, от легкого к трудному. От растительного орнамента она переходит к зооморфному, связанному с культовым, магическим изображениям рогатых животных, потом зооморфно-растительному и смешанному, состоящему из геометрических фигур, трилистников и роговидных завитков животных. Наряду с изображением орнамента она обучает детей плетению из цветных ниток разных видов пальцевой тесьмы, а также - овладению навыками золотого шитья гладью, как наиболее простой и доступной для учащихся начальной школы техникой (рисунки 2, 3).
На этих занятиях она терпеливо, в замедленном темпе показывает детям все этапы действий плетения тесьмы на пальцах, а они многократно повторяют их, чтобы сформировать прочные навыки.
Харет Мадиновна успешно реализует не только региональный компонент общего художественного образования, но и федеральный. Высокая результативность работы учителя подтверждается участием ее учащихся в разного уровня выставках и конкурсах детского изотворчества, от районных, республиканских до российских и международных. Например, Гиш Сара награждена Дипломом лауреата Российского фестиваля детского художественного творчества "Ф.И. Тютчев - певец природы, певец Родины".
Группа учащихся этой школы в составе Гиш Сары, Нехай Рузаны, Чесебиевой Замиры, Рябченко Юлии награждены Дипломами II степени за участие в Республиканском конкурсе детских рисунков на тему "Моя Адыгея", посвященном 10-летию Республики Адыгея.
Мокшин Андриян в 2005 году стал победителем Республиканского конкурса детского и юношеского рисунка "Дети Кавказа против террора" за работу "Терроризм - трагедия 21 века".
Черткова Марина в 2008 году получила Свидетельство и ценные подарки за участие в IV Международном конкурсе детского рисунка на лучшую открытку "Арт Город. Санкт-Петербург".
За услуги в области художественного воспитания детей Харет Мадиновна Жане награждена многими Почетными грамотами разных ведомств, а также нагрудным знаком "Почетный работник общего образования Российской Федерации. На протяжении многих лет она уверенно и заслуженно подтверждает в ходе профессиональной аттестации высшую квалификационную категорию по своей специальности "Учитель изобразительного искусства". Харет Мадиновну не покидает чувство оптимизма и веры в творческие возможности детей, желание всегда быть рядом с ними и помогать им в успешной самореализации своих художественных способностей, в том числе и по возрождению прикладного искусства адыгских народов Северного Кавказа.
Учитель изобразительного искусства средней школы № 6 аула Хатажукай Шовгеновского района Эмма Казбековна Багова уже много лет руководит кружком золотого шитья, главной целью которого является возрождение забытого старинного и распространенного в прошлом рукотворного ремесла адыгов. Секретами технологии этого уникального ремесла Эмма Казбековна овладевала постепенно, посещая организованные кабинетом изобразительного искусства Республиканского института повышения квалификации специальные проблемные курсы и семинары, на которых занятия по золотому шитью, вели такие опытные мастера как Юрий Махмудович Сташ и Люся Салиховна Болокова (рисунок 4).
Они увлеченно и интересно преподносили слушателям исторические сведения о развитии художественных ремесел адыгов и старательно, терпеливо обучали их азам наиболее простого способа национальной вышивки. Многие слушатели курсов впервые узнали о том, что черкешенки были искусными мастерицами золотого шитья, красиво отделывавшими одежду, предметы домашнего убранства, воинского и конного снаряжения изящными узорами. Свидетельством этому является нартский эпос, в котором упоминается легенда об искуснейшей мастерице Сэтэнай, владевшей неописуемым мастерством золотой вышивки.
Прозрачным и свежим утром, у истока долгого летнего дня, заключила она пари с парнем-шорником, пообещав расшить к вечеру золотым узором национальный костюм. Солнце уже присело на краешек горизонта, готовое покинуть небосклон, а у Сэтэнай не положен последний стежок. Обратилась тогда мастерица к светилу с просьбой остановить свой ход. Услышало ее ясноликое солнце, обратило к ней лучезарный свой лик, увидело ее работу, да так и замерло, очарованное несказанной красотой ее золотых узоров.
Не исключено, что полученные знания, мастерство преподавателей и красивая легенда воодушевили Багову Эмму Казбековну начать работу по обучению юных аульчанок искусству золотошвейной вышивки. К началу нового учебного года созрел план работы кружка, определено содержание занятий, создана необходимая учебно-материальная база, отобраны для занятий наиболее способные и усидчивые девочки начальных классов. Известно, что традиционно девочек начинали обучать в семьях адыгов золотому шитью с шестилетнего возраста.
Одним из важных мероприятий в начале работы кружка было посещение Национального музея Республики Адыгея в г. Майкопе, где кружковцы познакомились с уникальной коллекцией по этнографии, особенно с адыгскими женскими праздничными платьями из бархата и шелка, богато украшенными золотым орнаментом, тесьмой и галуном, а также - с женскими узорчатыми шапочками необыкновенной красоты. Надолго они задержались у витрины, на которой экспонировалось золотошвейное искусство адыгов: кисеты, веера, подчасники, вешалки для полотенец, панно, футляры.
Посещение музея воодушевило и настроило юных мастериц на серьезную и кропотливую учебную работу по овладению тонкостями этого ремесла.
Планируя работу кружка, Эмма Казбековна включила в него очень важный раздел по художественно-краеведческой работе.
Чувство интуиции подсказывало ей, что у жителей аула ещё могут храниться старинные золотошвейные изделия. Поэтому надеялась с помощью юных краеведов, участников кружка разыскать такие работы и использовать их на занятиях как подлинные произведения народного прикладного искусства и как незаменимые наглядные пособия. При этом она учитывала также рекомендации кабинета ИЗО института повышения квалификации по методике организации и проведения художественно-краеведческой работы [4].
Интуиция не подвела её. Через некоторое время посредством общения юных-краеведов с одноклассниками, соседями, друзьями были найдены и переданы школе ценные золотошвейные вещи, вошедшие в золотую коллекцию методического фонда школы и кабинета ИЗО.
Среди них редкий по красоте подчасник, выполненный в технике городской вышивки в конце XIХ века (рисунок 5).
По этим старинным образцам кружковцы изучают теперь технику вышивки, знакомятся с мастерством своих талантливых и трудолюбивых предков. Именно на этом первоначальном этапе восстанавливается связь поколений, возрождаются утраченные традиции народного ремесла.
Прежде чем приступить к показу и обучению технике вышивания, Эмма Казбековна посвящает несколько занятий изучению адыгского орнамента, истории его видов, мотивов, символики, композиции.
Все виды орнаментации в адыгском прикладном искусстве изучаются на конкретных образцах, наиболее полно представленных в альбоме М.-К. З. Азаматовой "Адыгейский народный орнамент" [5].
В беседе об адыгейском орнаменте она говорит детям, что первой попыткой обобщения, систематизации и описания материалов об адыгейской орнаментальной культуре явился альбом, составленный М.-К.З. Азаматовой, который представляет собой значительную научную и художественную ценность в изучении прикладного искусства адыгов. В семи разделах альбома последовательно показаны в красочных иллюстрациях лучшие образцы адыгейского орнаментального искусства на примерах декора национальной одежды, оружия, ювелирных изделий, войлочного ковроделия, циновок, предметов быта.
Но особое внимание детей Эмма Казбековна обращает на представленные в альбоме орнаменты золотошвейного ремесла, для которых характерна высокая степень художественной выразительности. Здесь необходимо отметить, что оформлением иллюстраций альбома занимались талантливые художники, среди которых был и Народный художник Адыгеи Давлет Меретуков.
Учитель поясняет, что за многие столетия развития прикладного искусства у адыгов выработался своеобразный стиль орнамента, основу композиции которого составляют симметрично расположенные элементы животного и растительного происхождения, роговидные завитки животных, трилистники или пятилистники.
Традиционным в орнаментальном искусстве адыгов является изображение бараньего рога, которое встречается во многих узорах и выражает древний культ животных. Вышитый на женской одежде бараний рог выполнял магическую роль оберега, предохранения от злых духов.
Растительные мотивы узора тоже были связаны с культовыми поклонениями адыгов. Они верили в магическую силу плодовых деревьев, а также липы, ясеня, дуба, боярышника, которые могли исцелить от болезни и приносить счастье.
Особый акцент в заключении она делает на том, что для композиции адыгского узора, основанной на упорядоченном расположении на предмете или вещи одного или нескольких мотивов, свойственны: лаконичность изобразительных элементов, симметричность построения мотива, гибкость и плавность линий, контрастность цвето-тоновых сочетаний фона и рисунка узора, гармония общего колористического решения с учетом назначения вещи или предмета, которые в совокупности делают узор в высшей степени художественно-выразительным.
Изучение истории и художественно-стилевых особенностей адыгского орнамента руководитель кружка чередует с практическими занятиями по заготовке мотивов узора и вырезке отдельных элементов и мотивов из бумаги. Вначале детям даются простые задания по вырезке несложных элементов узора путем складывания листка бумаги вдвое, а потом и вчетверо, по мере выработки умения и навыка задания усложняются. Красивый узор, изготовленный своими руками доставляет детям много радости и эстетического наслаждения.
Научившись вырезать бумажные узоры, кружковцы переходят под руководством учителя к освоению технологии шитья способом городской вышивки. Этот способ получил широкое распространение у адыгов в XIX веке.
Технология вышивки этим наиболее простым способом заключается в следующем: на пяльцы натягивается плотная ткань (бархат), поверх нее в центре прикрепляется бумажный трафарет орнамента; золотая нить накладывается поверх узора, под прямым углом к оси симметрии; снизу пялец по контуру узора продевается игла с прикрепляющей нитью желтого цвета, с помощью которой золотая нить туго прихватывается стежком; после чего игла с прикрепляющей нитью переносится на противоположную сторону контура трафарета, продевается наверх и аналогично прихватывает стежком золотую нить.
Таким образом, оставаясь на лицевой стороне пялец, золотая нить постепенно закрывает трафарет узора, а прикрепляющая нить, оставаясь снизу пялец с помощью иглы, стежками прикрепляет золотую нить к ткани по контуру орнамента [6].
Эмма Казбековна, сидя рядом с девочками, последовательно, не спеша показывает им все названные этапы действий по технике вышивания, уделяя при этом внимание и технике безопасности. Работа с иглой и ножницами требует осторожности.
На первых учебно-тренировочных занятиях дети используют по рекомендации руководителя кружка шелковые и хлопчатобумажные нитки желтого цвета, имитирующие золотые. Когда умения и навыки юных мастериц окрепнут, им разрешается вышивать серебряными или золотыми нитками
В первом полугодии дети выполняют упражнения по вышивке простых элементов и мотивов узора: листочка, роговидного завитка, трилистника.
Со второго полугодия Эмма Казбековна начинает обучать юных мастериц выполнению более сложных заданий по вышивке золотыми узорами футлярчиков, подчасников, кисетов, а на втором году - женских шапочек, вееров, нарукавных подвесок. Усложняя задания, учитель обращает особое внимание на то, чтобы сам узор по размеру и рисунку соответствовал форме изделия, иначе оно может утратить свою гармонию и красоту.
Результаты работы кружка весьма плодотворные. Юные вышивальщицы овладевают мастерством золотой вышивки, принимают участие в выставках, получают, как и их руководитель Эмма Казбековна, Почетные грамоты, Дипломы, Призы. Это важный показатель возрождения народного искусства адыгов (рисунки 6, 7, 8, 9).
Список литературы:
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителя, -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987.
- Возрождение черкесов. Вып.1. - М., 1998.
- Ланин А.М. Программа по изобразительному искусству и художественным ремеслам для начальных классов общеобразовательных школ Республики Адыгея. - Майкоп, 1993.
- Ланин А.М. Изучение, возрождение и пропаганда традиций адыгейского народно-прикладного искусства и художественных ремесел. - Майкоп, 1989.
- Азаматова М.-К.З. Адыгейский народный орнамент. - Майкоп, 1960.
- Ланин А.М. Внеклассная работа по возрождению золотого шитья адыгов. - Майкоп, 1993.