Цели:
- рассказать учащимся о истории появления хлеба;
- ознакомить учащихся с классификацией бутербродов и технологией их приготовления;
- сформировать умения при приготовлении бутербродов и навыки по сервировке стола к завтраку;
- воспитывать аккуратность, бережливость, самостоятельность.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, набор кухонной посуды, доски разделочные, набор ножей, набор продуктов для практической работы.
Методы обучения:
- словесный (рассказ учителя, объяснения, беседа);
- наглядный (показ приёмов работы при приготовлении бутербродов, показ слайдов);
- практический.
Методическое оснащение урока
- оборудование кабинета;
- телевизор, ноутбук (слайд-программа),
Тип урока: комбинированный с презентацией.
Ход урока
I. Организационный момент.
- приветствие учащихся, отметка отсутствующих в журнале;
- проверка внешнего вида и подготовки детей к уроку;
- сообщение темы и целей урока.
II. Вводная часть – введение в тему.
Народная мудрость гласит: «Хлеб в доме – господин, в работе – друг, в дороге – товарищ». «Хлеб – всему голова». «Без хлеба куска везде тоска». «Плох обед, коли хлеба нет». «Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь».
Ни один другой продукт не пользуется у нас таким уважением, как хлеб. А появился свыше 15 тысяч лет назад. В каменном веке люди ели зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Такой хлеб в виде жидкой каши употребляют в наши дни в Африке и Азии.
Исстари русский народ считался хлебосольным, то есть гостеприимным, готовым делиться всем, что имеется в доме. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль. Подносят гостям на полотенце хлеб-соль, с низким поклоном ставят на стол гостям.
Сто лет назад человек съедал 1 кг хлеба в сутки. Мы съедаем – 300-4000 гр., потому что потребляем много других продуктов.
На основе хлеба готовят многие блюда: супы, пудинги, квасы, сухарики, гренки и конечно, бутерброды.
Бутерброд- в переводе с нем. – «хлеб с маслом». Это вполне самостоятельная и красивая закуска, не требующая больших затрат труда и времени, а выбор продуктов для него зависит не только от содержимого вашего холодильника, но и от фантазии.
Показ презентации.
Слайд 1. Классификация бутербродов
Открытые | закрытые | закусочные | горячие | |||
(сэндвичи) | (канапе) | (тосты, гренки, тортинки) |
Слайд 2.
Открытые бутерброды
Простые | Сложные | |
(1-2 вида продукта, хлеб толщиной 1 см) | (несколько видов продуктов) |
Слайд3
Закрытые бутерброды бывают: однослойные, двухслойные, многослойные. Толщина хлеба – 1 см.
Слайд 4
Закусочные бутерброды. Используют ломтики поджаренного хлеба толщиной – 0,5 см. различной формы нарезки.
Канапе – фр. «крошечный». Миниатюрные бутерброды, насаженные на шпашки, состоят из нескольких слоёв, подают на блюдах или вазах.
Слайд 5
Горячие бутерброды – используют как самостоятельные блюда или закуску, а также подают к бульонам, пюре и молочным супам.
Запекают перед подачей в духовке или микровалновой печи. Едят вилкой и ножом.
Слайд 6
Инструменты и приспособления, используемые при приготовлении бутербродов.
Красиво нарезать продукты для бутерброда (хлеб, колбасу, отварное мясо и т.д.) можно при помощи ломтерезки ручной или электрической.
Сыр нарезают сырорезкой (режущая часть – тонкая проволока.
Яйцо – яйцерезка.
Разделочные доски.
Подаются бутерброды на сервировочном блюде, пользуются кондитерской лопаткой, вилкой или щипцами.
III. Практическая часть урока.
Карточка для дежурных (раздаточный материал)
- Перед мытьём посуду очистить от остатков пищи.
- Мыть посуду сразу же после её использования: сначала чайную, столовую и затем кухонную.
- При мытье посуды используйте моющие средства
- Тщательно ополаскивайте посуду, сначала горячей водой, затем холодной, сушите на сушилке.
- Убрать рабочие места, вынести мусорное ведро с пищевыми отходами.
Слайды последовательности приготовления бутербродов с учётом выбранных продуктов (раздача инструкционно-технологических карт).
Работу выполняют по бригадам. Учитель показывает приёмы нарезки хлеба, продуктов.
Контролирует работу учащихся, правила безопасной работы с инструментами, санитарно-гигиенические требования.
IV. Заключительная часть урока.
Отчёт о проделанной работе:
- Какой хлеб лучше использовать для приготовления бутербродов из данных в задании продуктов?
- По виду используемых продуктов бутерброды делятся на …?
- Какие санитарные правила следует выполнять при приготовлении бутербродов?
Дать оценку приготовленным бутербродам, соблюдая требования к качеству и оформлению бутербродов.
Поблагодарить учащихся за совместную работу на уроке
Домашнее задание: подготовить библиотеку рецептов бутербродов.