Обобщающий урок в форме игры "Что? Где? Когда?" А.С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане"

Разделы: Начальная школа


Цель: проверить знания учащихся по изученному произведению.

Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся по прочитанному произведению, вырабатывать навык выборочного чтения, продолжать учить детей самостоятельно обобщать и делать выводы по прочитанному, совершенствовать умения работать с разными видами плана, развивать навык выразительного чтения, развивать и расширять словарный запас, развивать артистические способности, воспитывать чувство коллективизма, понимания, уважения друг к другу, тренировать выдержку, смекалку, воспитывать чувство уважения к матери, отцу, семье.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, картинный план, CD-диск с фильмом, CD-диск с аудио-файлом сказки, черный ящик с предметом, плакаты с пословицами, компьютер, проектор, колонки.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня урок чтения мы проведем в виде обобщающего урока. У нас будет игра "Что? Где? Когда?"

2. Сообщение цели.

- Я посмотрю, как вы внимательно меня слушали, читали и изучали это произведение, над которым работали почти целую неделю на уроках чтения.

3. Вводная часть.

- Какое произведение мы изучали с вами на этой неделе? ("Сказка о царе Салтане")

- Кто написал это произведение (А.С. Пушкин)

- На доске у нас портрет А.С. Пушкина и его сказка "Сказка о царе Салтане"

4. Выбор капитанов-в трёх командах.

- Скажите, что мы делаем на таких уроках? (Отвечаем на вопросы, читаем, отгадываем, что в черном ящике, слушаем музыку и отгадываем к какому моменту относится, обсуждаем, выбираем капитанов - 2 балла

- С этого и начнем. Выберите капитанов. Капитаны, поднимите руки.

- Кто будет первый начинать игру, сейчас мы с вами узнаем. Кто быстрее и правильно ответит, тот первый и начинает. Назовите полное название этой сказки? ("Сказка о царе Салтане, его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди")

5. Игра.

1 тур

5 баллов.

Общие вопросы по этому произведению.

- Кто в раннем детстве привил А.С. Пушкину любовь к сказкам? Какие сказки ему рассказывались? (няня Арина Родионовна, народные сказки)

- К какому виду сказок относится это произведение? Почему? (Литературная сказка. Есть автор в отличие от народной)

-Чем похожа эта сказка Пушкина на народную? Докажите (слова и выражения народные, концовка сказки - "Я там был, мед, пиво пил - И усы лишь обмочил")

2 тур.

5 баллов.

А сейчас вопросы по содержанию сказки Как вы внимательно читали и знаете все произведение. Счет пошел, команды работают.

- Посмотрите на рисунок и подумайте, какие строчки можно подписать под этим рисунком?("Море вздуется бурливо - Закипит, подымает вой,Хлынет на берег пустой. Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя - Тридцать три богатыря.Все красавцы удалые,Великаны молодые. Все равны, как на подбор - С ними дядька Черномор")

- Составлен план по вашим рисункам. Правильный ли порядок?(рисунки на стенде)

Дополнительное задание 1 балл (пока занят отвечающий)

- Восстановите записанный план

1. Чародея погубил. 1. Царский выбор.
2. Град на острове стоит. 2. Обманщица.
3. Мать и сын на свободе. 3. Бочка по морю плывет.
4. Царевна - Лебедь. 4. Мать и сын на свободе.
5.Соединение семьи. 5. Чародея погубил.
6. Обманщица. 6. Град на острове стоит.
7. Белка - чудесница. 7. Превращения Гвидона.
8. Морские чудеса. 8. Белка - чудесница.
9. Превращения Гвидона. 9. Морские чудеса.
10. Бочка по морю плывет. 10.Царевна - Лебедь.
11. Царский выбор. 11.Соединение семьи.

- как наказывал князь Гвидон своих теток и сватью бабу Бабариху после превращения?

(Когда превратился в комара - впился в правый глаз поварихе.

Во второе превращение в муху - сел портихе на левый глаз. И третий раз когда был шмелем - ужалил в нос сватью бабу Бабариху.)

Черный ящик.

3 балла.

Очень интересный предмет. Посмотрим, как вы запомнили значение слов в сносках. Сделан он из шелка, и без него князь Гвидон не смог бы погубить коршуна - чародея. (снурок шелковый)

Физминутка.

Сказка даст отдохнуть
А потом обратно в путь!
"Станет талия осиной,-
Говорит нам там Мальвина,
Если будем наклоняться
Вправо, влево - десять раз"

Считаю до 10.

А Дюймовочки слова:
"Чтоб спина была пряма,
Вы нагнитесь до носочка,
Словно тянетесь к цветочкам"
Раз, два, три, четыре, пять - повторите-ка опять.
Дала нам сказка отдохнуть?
А теперь обратно в путь.

3 тур.

5 баллов.

Чтение.

А сейчас нам пригодится книга. Я послушаю как вы умеете читать.

- Найдите и прочитайте отрывок, в котором Пушкин использует аллитерацию.

- Что такое аллитерация? (Повторение в стихах одних и тех же звуков, похожих на изображаемые явления "Ты волна:")

- Чтение по ролям разговора князя Гвидона и царевны - Лебедь о последнем диве. ("Князь у синя моря:Ведь царевна эта - я")

- Как завистницы осуществили свой коварный план, обманув царя и царицу? (Шлет с письмом она гонца: :Так велел де царь - отец")

Музыкальная пауза.

Римский-Корсаков "Полёт шмеля"

Докажите, к какому моменту сказки относится этот музыкальный отрывок?

4 тур.

5 баллов.

А сейчас узнаем, как вы умеете инсценировать, пересказывать, отвечать на вопросы.

- инсценировать любой момент из этой сказки.

- Каковы были утехи "Лебеди"? Перечислите по порядку.

1. Город новый златоглавый.

2. Обращение в комара.

3. Белка песенки поет, да орешки все грызет.

4. Превращение в муху.

5. Тридцать три богатыря, с ними дядька Черномор.

6. Обращение шмеля.

7. Царевна - Лебедь.

- Озвучьте фрагмент из мультфильма "Сказка о царе Салтане:". (можно читать) "К морю:Злого Коршуна клюет".

Блиц-вопросы итоговые.

По одному человеку из команды.

1. У кого князь Гвидон просил разрешения княжить в новом граде, жениться на царевне - Лебеди? (У матери, т.к. матушка - самый главный друг, советчик, помощник для своих детей. Раньше почитали и уважали родителей. чего не хватает сейчас)

2. Зачем князь Гвидон летал несколько раз в царство славного Салтана? (Он хотел видеть отца и ждал встречи с ним в свое городе, с царицей - его женой)

3. Что стало причиной несчастий царицы и ее сына? А какое другое чувство и качество помогло соединиться семье? (Зависть - чуство досады на успех другого. Любовь сына и доброта царевны - Лебедь помогли соединиться семье.)

Вывод: Добро побеждает зло.

- Кто же в этой сказке добро, а кто зло?

(Царь Салтан, князь Гвидон, царевна-Лебедь, царица - добро; Повариха, Ткачиха, сватья Бабариха, коршун-чародей - зло)

- А теперь выберите пословицу, которая соответствовала бы теме сказки, и другую пословицу, которая соответствовала бы главной мысли сказки и ее идеи.

Семья вместе - душа на месте.
Добро творить - зло победить.
Терпенье и труд - все перетрут.

6. Подведение итогов и награждение победителей.