Цель: проверить знания учащихся по изученному произведению.
Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся по прочитанному произведению, вырабатывать навык выборочного чтения, продолжать учить детей самостоятельно обобщать и делать выводы по прочитанному, совершенствовать умения работать с разными видами плана, развивать навык выразительного чтения, развивать и расширять словарный запас, развивать артистические способности, воспитывать чувство коллективизма, понимания, уважения друг к другу, тренировать выдержку, смекалку, воспитывать чувство уважения к матери, отцу, семье.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, картинный план, CD-диск с фильмом, CD-диск с аудио-файлом сказки, черный ящик с предметом, плакаты с пословицами, компьютер, проектор, колонки.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня урок чтения мы проведем в виде обобщающего урока. У нас будет игра "Что? Где? Когда?"
2. Сообщение цели.
- Я посмотрю, как вы внимательно меня слушали, читали и изучали это произведение, над которым работали почти целую неделю на уроках чтения.
3. Вводная часть.
- Какое произведение мы изучали с вами на этой неделе? ("Сказка о царе Салтане")
- Кто написал это произведение (А.С. Пушкин)
- На доске у нас портрет А.С. Пушкина и его сказка "Сказка о царе Салтане"
4. Выбор капитанов-в трёх командах.
- Скажите, что мы делаем на таких уроках? (Отвечаем на вопросы, читаем, отгадываем, что в черном ящике, слушаем музыку и отгадываем к какому моменту относится, обсуждаем, выбираем капитанов - 2 балла
- С этого и начнем. Выберите капитанов. Капитаны, поднимите руки.
- Кто будет первый начинать игру, сейчас мы с вами узнаем. Кто быстрее и правильно ответит, тот первый и начинает. Назовите полное название этой сказки? ("Сказка о царе Салтане, его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди")
5. Игра.
1 тур
5 баллов.
Общие вопросы по этому произведению.
- Кто в раннем детстве привил А.С. Пушкину любовь к сказкам? Какие сказки ему рассказывались? (няня Арина Родионовна, народные сказки)
- К какому виду сказок относится это произведение? Почему? (Литературная сказка. Есть автор в отличие от народной)
-Чем похожа эта сказка Пушкина на народную? Докажите (слова и выражения народные, концовка сказки - "Я там был, мед, пиво пил - И усы лишь обмочил")
2 тур.
5 баллов.
А сейчас вопросы по содержанию сказки Как вы внимательно читали и знаете все произведение. Счет пошел, команды работают.
- Посмотрите на рисунок и подумайте, какие строчки можно подписать под этим рисунком?("Море вздуется бурливо - Закипит, подымает вой,Хлынет на берег пустой. Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя - Тридцать три богатыря.Все красавцы удалые,Великаны молодые. Все равны, как на подбор - С ними дядька Черномор")
- Составлен план по вашим рисункам. Правильный ли порядок?(рисунки на стенде)
Дополнительное задание 1 балл (пока занят отвечающий)
- Восстановите записанный план
1. Чародея погубил. | 1. Царский выбор. |
2. Град на острове стоит. | 2. Обманщица. |
3. Мать и сын на свободе. | 3. Бочка по морю плывет. |
4. Царевна - Лебедь. | 4. Мать и сын на свободе. |
5.Соединение семьи. | 5. Чародея погубил. |
6. Обманщица. | 6. Град на острове стоит. |
7. Белка - чудесница. | 7. Превращения Гвидона. |
8. Морские чудеса. | 8. Белка - чудесница. |
9. Превращения Гвидона. | 9. Морские чудеса. |
10. Бочка по морю плывет. | 10.Царевна - Лебедь. |
11. Царский выбор. | 11.Соединение семьи. |
- как наказывал князь Гвидон своих теток и сватью бабу Бабариху после превращения?
(Когда превратился в комара - впился в правый глаз поварихе.
Во второе превращение в муху - сел портихе на левый глаз. И третий раз когда был шмелем - ужалил в нос сватью бабу Бабариху.)
Черный ящик.
3 балла.
Очень интересный предмет. Посмотрим, как вы запомнили значение слов в сносках. Сделан он из шелка, и без него князь Гвидон не смог бы погубить коршуна - чародея. (снурок шелковый)
Физминутка.
Сказка даст отдохнуть
А потом обратно в путь!
"Станет талия осиной,-
Говорит нам там Мальвина,
Если будем наклоняться
Вправо, влево - десять раз"
Считаю до 10.
А Дюймовочки слова:
"Чтоб спина была пряма,
Вы нагнитесь до носочка,
Словно тянетесь к цветочкам"
Раз, два, три, четыре, пять - повторите-ка опять.
Дала нам сказка отдохнуть?
А теперь обратно в путь.
3 тур.
5 баллов.
Чтение.
А сейчас нам пригодится книга. Я послушаю как вы умеете читать.
- Найдите и прочитайте отрывок, в котором Пушкин использует аллитерацию.
- Что такое аллитерация? (Повторение в стихах одних и тех же звуков, похожих на изображаемые явления "Ты волна:")
- Чтение по ролям разговора князя Гвидона и царевны - Лебедь о последнем диве. ("Князь у синя моря:Ведь царевна эта - я")
- Как завистницы осуществили свой коварный план, обманув царя и царицу? (Шлет с письмом она гонца: :Так велел де царь - отец")
Музыкальная пауза.
Римский-Корсаков "Полёт шмеля"
Докажите, к какому моменту сказки относится этот музыкальный отрывок?
4 тур.
5 баллов.
А сейчас узнаем, как вы умеете инсценировать, пересказывать, отвечать на вопросы.
- инсценировать любой момент из этой сказки.
- Каковы были утехи "Лебеди"? Перечислите по порядку.
1. Город новый златоглавый.
2. Обращение в комара.
3. Белка песенки поет, да орешки все грызет.
4. Превращение в муху.
5. Тридцать три богатыря, с ними дядька Черномор.
6. Обращение шмеля.
7. Царевна - Лебедь.
- Озвучьте фрагмент из мультфильма "Сказка о царе Салтане:". (можно читать) "К морю:Злого Коршуна клюет".
Блиц-вопросы итоговые.
По одному человеку из команды.
1. У кого князь Гвидон просил разрешения княжить в новом граде, жениться на царевне - Лебеди? (У матери, т.к. матушка - самый главный друг, советчик, помощник для своих детей. Раньше почитали и уважали родителей. чего не хватает сейчас)
2. Зачем князь Гвидон летал несколько раз в царство славного Салтана? (Он хотел видеть отца и ждал встречи с ним в свое городе, с царицей - его женой)
3. Что стало причиной несчастий царицы и ее сына? А какое другое чувство и качество помогло соединиться семье? (Зависть - чуство досады на успех другого. Любовь сына и доброта царевны - Лебедь помогли соединиться семье.)
Вывод: Добро побеждает зло.
- Кто же в этой сказке добро, а кто зло?
(Царь Салтан, князь Гвидон, царевна-Лебедь, царица - добро; Повариха, Ткачиха, сватья Бабариха, коршун-чародей - зло)
- А теперь выберите пословицу, которая соответствовала бы теме сказки, и другую пословицу, которая соответствовала бы главной мысли сказки и ее идеи.
Семья вместе - душа на месте.
Добро творить - зло победить.
Терпенье и труд - все перетрут.
6. Подведение итогов и награждение победителей.