Цели работы:
- проверить знание основных грамматических признаков имени прилагательного;
- проверить умение точно употреблять прилагательные в речи, безошибочно определять из род, число, падеж, правильно писать падежные и родовые окончания.
Оборудование: карточки с заданиями разной степени сложности. Таблицы. Рисунки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем.
2. Мы с вами и закончили изучать имя прилагательное.
Очень занимательное имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Но чтобы все отлично стало, разных признаков немало
Всюду будем замечать, к месту в речи их вставлять,
Их падеж определять и окончания писать.
3. Постановка учебной задачи.
- Сегодня у нас проверочная работа по теме "Имя прилагательное". Чтобы справиться с ней, что вы должны знать? (Основные грамматические признаки имени прилагательного).
- А что вы должны уметь? (Правильно находить прилагательные в речи; определять их род, число, падеж и безошибочно писать окончания).
4. Мы с вами проведем грамматическую разминку. С помощью "вееров" вы должны показать падеж словосочетания зеленый лист.
Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый. (И.п.)И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зеленого листа. (Р.п.)Ветер нес его и нес,
Бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес
Шмыг - к зеленому листу, (Д.п.)Лапой - хвать зеленый лист, (В.п.)
Дескать, поиграем.
"Не хочу" - парашютист головой качает:
Ветер вмиг с листом зеленым (Т.п.)Над землей взметнулся снова,
Но шалун-листок упал:
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом (П.п.)
5. Проверочная работа.
Задание 1.
Запишите словосочетание в единственном числе. Обозначить род прилагательных.
Пожелтевшие луга, деревянные полы, темные ночи.
Красивые дома, глубокие реки, синие моря.
Маленькие елочки, цветные шары, серые мыши.
Задание 2.
Спишите предложение. Вставьте пропущенные буквы. Надпишите падеж имен прилагательных.
Глубоко погрузив голову в воду, они так и плавали с опущен: голов: .
Ваня вытер слезы и пошел лес: дом: .
Он нагнулся и увидел небольш: щенк: , бел: с черн: пятн: , который, несмотря на все старания, никак не мог вылезти из вод....
Задание 3.
Спишите предложение. Подчеркните члены предложения и подпишите все части речи.
Горные вершины покрыты льдом.
Русскую балалайку знают во всем мире.
Телега съехала в вековой лес.
Задание 4.
Подбери к именам существительным однокоренные имена прилагательные. Запишите их вместе с подходящими по смыслу существительными. Образец: молоко - молочная река.
окно | ночь | хлопок |
стекло | дерево | холод |
ученик | камень | глаза |
Задание 5.
Подберите к именам прилагательных подходящие по смыслу имена существительные. Просклоняйте их и выделите окончания.
Летний, зимняя.
Дальний, осеннее.
Свежее, нижняя.
Задание 6.
Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте падеж имен прилагательных.
Лето выдалось (хорошо), с небольшими дождями и (жаркое солнце).
Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить (этот рыжий кот).
Кот уронил (колбаса), она упала на (голова мальчика).
6. Самопроверка. Проверьте свои работы полностью и поставьте на полях отметки возле каждого задания.
- вы уверены, что задание выполнено верно - +
- не знаете, как его выполнять - -
- если сомневаетесь в правильности выполнения - ?
7. Дополнительные задания.
Исправляй - дополняй:
Р:жая, хитрая : . К:сой, трусливый : . Б:льшой к:с:лапый: .
В (сказочный) лесу, у (молодой) жеребенка над (скалистый) берегом, по (голубое) озеру, о (древний) городе, на (черное) небе.
Назовите орфограмму.
Через поле и лесок
Под:ется г:лосок,
Он б:жит по пр:водам -
Скажешь здесь, а слышно там.
По Полотняной стране,
По реке-простыне
Плывет парохо:
То наза:, то впере: .
А за ним такая гла:ь,
Что и зыби не видать.
8. Подведение итогов урока.