Урок – ролевая игра "Der Geburtstag". 4-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 4


Практическая цель: развитие коммуникативных навыков и умений в учебной ситуации «День рождения».

Образовательные задачи урока:

  • Формирование лексических знаний по темам «День рождения», «Еда», «Посуда».
  • Закрепление грамматических знаний по теме «Склонение имён существительных».
  • Формирование умения употреблять фразы речевого этикета в ситуациях, связанных с празднованием дня рождения: покупки, накрывание стола, приглашение и прием гостей, вручение подарков, поздравления и т.д.
  • Формирование умения вести диалог – расспрос в ситуациях «Was gibt es auf dem Tisch?», «Was magst du?», «Im Lebensmittelgeschäft».

Развивающие задачи урока:

  1. Привлечь внимание учащихся к значимости изучения немецкого языка.
  2. Развивать интерес к занятиям немецким языком через сюжетно – ролевую игру.
  3. Развивать способность логически мыслить при решении речемыслительных задач, при работе с текстами, при обобщении ранее изученного материала.
  4. Развивать память, произвольное внимание, языковую догадку наблюдательность, умение слушать, делать выводы, обобщения.
  5. Развивать эмоциональные, творческие качества детей, их фантазию.
  6. Развивать культуру общения, соблюдать нормы и правила речевого этикета, культурного поведения в ситуации «Празднование дня рождения».

Воспитательные задачи урока:

  1. Воспитывать  толерантное отношение к чужому мнению.
  2. Воспитывать силу воли, усидчивость, стремление к осознанному получению знаний, умению использовать полученные знания в различных ситуациях, умение работать самостоятельно
  3. Осуществление нравственного воспитания, а именно, воспитание чувства товарищества, формирование этических норм поведения.

Мотивация:

  • Стимулирование и мотивация положительного отношения школьников к учению через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуации успеха, создание комфортной среды.
  • Создание ситуаций языкового погружения с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся, их жизненного опыта и через разнообразие форм работы (деловое сотрудничество, работа в парах).
  • Учет психофизического и интеллектуального развития учащихся с целью создания положительной мотивации учения.

Оборудование:

  • Ноутбук, проектор, экран;
  • Компьютерная обучающая игра «Учим немецкий язык»;
  • Поздравительные открытки, приглашения, рисунки;
  • Карточки с текстами – загадками;
  • Презентация «День рождения»;
  • Мягкие игрушки, книги, школьные принадлежности и т. д.;
  • Муляжи фруктов, овощей и т. д.;
  • Предметы кухонного обихода: салфетки, тарелки, чашки, скатерть;
  • Продукты: мука, сахар, соль, яйцо, масло;
  • Тематические картинки, вербальные опоры;
  • Диск с песнями “Zum Geburtstag viel Glück”, „Guten Tag“, „Backe, backe Kuchen“.

Учебно-коммуникативные умения:

  • 1-й уровень: умение вести диалог  в ситуациях;
  • 2-й уровень: умение вести диалог с опорой на ключевые слова;
  • 3-й уровень: умение составлять диалог по аналогии.

Контроль:

  1. Лексических навыков по теме «Подарки»;
  2. Навыков диалогической речи по темам «Дарим подарки» и «В магазине»;
  3. Грамматических навыков по теме «Винительный падеж имён существительных»;
  4. Навыков аудирования по теме «Печём пирог».

Ход урока

I. Начальный этап урока.

1. Приветствие. Введение в тему урока:

Учитель: Ich freue mich euch zu sehen! Kinder, es gibt viele Feiertage, viele Feste, z.B., Weihnachten, Neujahr, Ostern und andere. Aber jedes Kind freut sich auf seinen Geburtstag. Wir haben heute eine ungewöhnliche Stunde. Wir haben einen Feiertag. Heute hat У1 ihren (seinen) Geburtstag und lädet ihre (seine) Gäste ein. Heute haben wir so viele Gäste. Begrüssen wir unsere Gäste! Wollen  wir singen!
Дети поют песенку:
Guten  Tag!  Guten  Tag!  Hallo!  Wie  geht's? / 2p
Danke!  Prima!  Gut!  / 3p
Tschus!  Auf  Wiedersehen!

2. Объявление целей и задач урока

Учитель предлагает учащимся сказать по-немецки, что они будут делать на уроке.
Was machen wir heute in der Stunde? Wie meint ihr?
Ученики рассказывают о том, что можно делать на уроке: Wir lesen, schreiben, malen, singen, spielen.
Учитель: Richtig! Sehr gut!
Wir spielen und lernen im Spiel. Unser Spiel heisst “Der Geburtstag”.
Учитель озвучивает цели урока: Das ist unser Plan:
1.Die Vorbereitung zum Geburtstagsfest: wir gehen einkaufen, wir decken den Tisch,wir backen einen Kuchen.
2. Der Empfang der Gäste.
3. Geschenke.
4. Geburtstagswünsche.
5. Tanzen und Singen.

3. Распределение ролей, необходимых для создания игровой ситуации.

Учитель: Wir teilen unsere Rollen ein.
Wer ist das Geburtstagkind?
Wer will sein Freund sein?
Ich bin die Mutter.

II. Фонетическая зарядка.

Учитель: Der Geburtstag ist das schönste Fest! Hört das Gedicht zu und sprecht mir nach!
Alle zusammen im Chor!

Geburtstag! Geburtstag!
Das ist ein schöner Tag!
Da feiern wir und singen.
Da tanzen wir und springen.
Da spielen wir und lachen
und essen tolle Sachen!

У1, lies bitte vor!
Все вместе читают стихотворение, затем читают некоторые ученики.

III. Чтение приглашений на День рождения.

Учитель: Vor dem Geburtstagfest bekommen alle Gäste die Einladungen.
Wir haben auch unsere  Einladungen gemacht. Lest, bitte, eure Einladungen vor!
Ученики читают написанные ими и красочно оформленные приглашения на день рождения:

Lieber Freund!
Ich habe am Montag Geburtstag
und lade dich zum Geburtstagsfest
ein. Wir spielen. Dann essen wir.
Komm bitte um 10 Uhr.
Dein(е)… .

IV. Формирование лексических знаний по темам: «День рождения», «Еда», «Посуда».

 1. Повторение лексики по темам: «Продукты», «Овощи и фрукты», «Столовые приборы».

Учитель предлагает учащимся сыграть в компьютерную обучающую игру и повторить слова по темам «Продукты» и «Мы накрываем на стол».Wir wiederholen zuerst einige Wörter zum Thema “Der Geburtstag”.
Учащиеся повторяют за диктором слова, затем садятся по очереди за компьютер и выполняют задания.

2. Игровая ситуация «Пишем список продуктов».

Учитель вводит учащихся в игровую ситуацию: «Покупки в магазине»:
Alle kennen die Wörter ausgezeichnet. Wir können den Festtisch decken und müssen ins Lebensmittelgeschäft gehen, um alles Nötige zu kaufen.
Учащиеся составляют «листок покупок».
Два ученика выполняют задание на доске, остальные учащиеся работают в парах по карточкам с дифференцированными заданиями.
Осуществляется контроль лексических навыков.

Приложение №1

III. Формирование  умения вести диалог в ситуациях:  «Was gibt es auf dem Tisch?», «Was magst du?», «Im Lebensmittelgeschäft»      

1. Диалог «В продуктовом магазине»

Учитель предлагает учащимся инсценировать диалог.
Wir haben den Einkaufszettel geschrieben und gehen jetzt einkaufen.
Ученики берут необходимый реквизит и инсценируют диалог.
У.1: Guten Tag!
У.2: Guten Tag! Was wünschen Sie?
У.1: Ich möchte ein Kilo Gurken, ein Kilo Tomaten, ein Kilo Mandarinen, ein halber Kilo Apfelsinnen.
У.2: Bitte! Ein Kilo Gurken, ein Kilo Tomaten, ein Kilo Mandarinen, ein halber Kilo Apfelsinnen.
У.1: Was macht das zusammen?
У.2: 20 Euro
У.1: Bitte!
У.2: Danke!
Остальные ученики выполняют упражнение на правильное распределение фраз диалога.
Приложение №2

2. Ситуация: «Мы накрываем на стол».

Учитель вводит учащихся в ситуацию.
Wir haben jetzt alle nötige Lebensmittel und können den Tisch decken. Das Geburtstagskind und sein Freund helfen der Mutter den Festtisch decken.
Ученики, используя муляжи столовых приборов и посуды,  накрывают на стол и называют данные предметы по-немецки.
У.1: Ich lege auf den Tisch Gabeln, Messer, Löffeln.
У.2: Ich stelle auf den Tisch Tassen und Untertassen, die Teekanne.

IV. Формировать навыки аудирования по теме: «Печём пирог».

1. Аудирование песни.

Учитель: Wir backen einen Kuchen.
Hört das Lied zu und sagt, was wir für Kuchenbacken brauchen.

Backe, backe Kuchen,
der Bäcker hat gerufen!
Wer will guten Kuchen backen,
der muß haben sieben Sachen:
Eier und Schmalz,
Zucker und Salz, Milch und Mehl,
Safran macht den Kuchen gell.
Schieb in den Ofen ein!

Учащиеся слушают песенку и соотносят немецкие слова и их перевод.

  1. Eier
  2. Schmalz
  3. Zucker
  4. Salz
  5. Milch
  6. Mehl
  7. Safran
  • Сало
  • Мука
  • Соль
  • Сахар
  • Молоко
  • Шафран
  • Яйца

2. Повторение новой лексики.

Учитель в роли мамы именинника печёт пирог, используя настоящие продукты, которые назывались в песни.
Позже на праздничном столе появляется макет пирога, наполненный конфетами.

V. Физкультминутка.

Танцуем под песню «Brüderchen, komm, tanz mit mir»

VI. Формирование умения употреблять фразы речевого этикета в ситуациях: прием гостей и вручение подарков, поздравления.

1. Закрепление грамматических знаний по теме «Склонение имён существительных».

Учитель предлагает учащимся вспомнить артикли имен существительных в Akkusativ по схеме на доске.
Учащиеся повторяют грамматическое правило.

2. Ситуация «Встреча гостей и вручение подарков».

Учитель: Unsere Gäste sind schon da!
Sie gratulieren dem Geburtstagskind und schenken ihm Geschenke.
Учащиеся вынимают из пакета подарки и называют их в речевом образце: “ Ich gratuliere dir zum Geburtstag und schenke dir einen…, eine…, ein… .

3. Ситуация: «Поздравления».

Учитель: Wir wünsche dem Geburtstagskind alles Gute!
Kinder! Eure Wünsche zum Geburtstag, bitte!
Учащиеся, сидя за праздничным столом, произносят пожелания имениннику.
У.1: - Guten Tag, K.! Ich gratuliere dir zum Geburtstag. Ich   wünsche dir alles Gute.
Geburtstagskind: - Danke schön!
У.2: -Viel Glück!
G: - Danke schön!
У.3: - Bleibe immer munter und gesund!
G: -Vielen  Dank!
Учащиеся поют песенку  “Zum Geburtstag viel Glück”и пробуют угощения.

VII. Заключительный этап урока.

1. Домашнее задание.

Учитель даёт дифференцированное домашнее задание:
1-й уровень - написать о праздновании Дня рождения (по опорному конспекту).  Приложение №3
2-й уровень – вспомнить слова по темам: «Продукты», «Овощи и фрукты», « Столовые приборы» (по 10 слов).
3-й уровень – заполнить кроссворд.
Schreibt bitte Glückwunschkarten!
Учащиеся записывают домашнее задание.

2. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся выразить своё отношение к уроку  с помощью цветов (красный цветок - урок понравился, синиц цветок – не понравился) и составить букет для именинника.
Учащиеся выбирают бумажные цветы нужного цвета и ставят их в вазу.

3. Подведение итогов урока.

Учитель даёт  оценку успешности достижения цели урока, работы класса и отдельных учащихся:
Сегодня самыми  внимательными были …, самыми сообразительными - …, самыми артистичными - … .
Ребята, вы любите дни рождения? Вы счастливы, когда вам дарят подарки?
Урок заканчивается под песню «Wie schön, dass  du geboren bist!!»