В настоящее время много говорят об использовании в процессе обучения ИКТ, подразумевая при этом, использование компьютерных технологий. Учителя нашей школы считают, что нельзя так узко понимать значение слова ИКТ. Мы согласны с таким определением: «Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) - это всевозможные способы и методы обмена знаниями, фактами, правилами, а не только компьютерные технологии. Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу процесса обучения составляет получение и преобразование информации» [6].
Рассмотрим применение ИКТ на уроках математики в 1 классе. Мы используем комплект дидактических учебных пособий «Спектра»: математические кораблики, раздаточные бусы, магнитный плакат «Числовая прямая», развивающе-обучающие игры «Палитра» и мозаику «Пирамида», а также компьютерные технологии (см. Приложение 1).
Комплект пособий «Спектра» – эффективное средство, с помощью которого учитель вводит новые темы, выявляет вместе с учащимися возникающие проблемы в понимании материала и совместно с детьми ищет их решения. В результате использования новых дидактических пособий создаются благоприятные условия для развития личности каждого ученика, на что нацеливает нас новый образовательный Стандарт.
Рассматриваемый комплект дидактических учебных пособий позволяет формировать личностные, познавательные, регулятивные и особенно коммуникативные универсальные учебные действия (УУД). Использование пособий дает возможность формирования таких важных коммуникативных УУД, как умение вести диалог, формулировать и доказывать свое мнение, координировать свою позицию с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Рассмотрим виды работ с таким оборудованием.
Счетный материал «Математические кораблики» удобно использовать совместно с демонстрационным магнитным плакатом и альбомом заданий для индивидуальной и групповой работы, а также в комплекте с математическими бусами. Работа с математическими корабликами помогает изучить числовой ряд в пределах 20, изучить и закрепить состав чисел до 20, научиться выполнять действия сложения и вычитания в пределах 20. Это пособие способствует плавному переходу учащихся от использования конкретно-действенного мышления к абстрактному, позволяет развивать у детей умение видеть закономерности, решать ряд логических задач.
Предлагаю несколько заданий и игр с использованием математических корабликов.
1. Игра на закрепление состава числа.
а) Сколько фишек?
- Загрузите в кораблики 8 фишек разного цвета. (Учитель выполняет работу на демонстрационном магнитном плакате. Синие фишки закрывает листом.)
- У меня 5 красных фишек. Догадайтесь, сколько фишек синего цвета в моем кораблике? (3 синих.)
- Как рассуждали? (8 – это 5 и еще 3.)
Работа продолжается в группе. Аналогично ученики загадывают свои варианты одноклассникам.
б) Сколько фишек закрыли?
Учитель на демонстрационном плакате выкладывает 4 фишки:
К С К С ....
- Сколько фишек закрыли, если в кораблике всего 9 фишек, а мы видим только 4?
- Сколько фишек закрыто, если в кораблике 8 фишек?
К К ....... К С С
- Догадайтесь, какого цвета фишки, которые были закрыты. (Ученики осуществляют проверку на своих корабликах.)
в) Положите в ячейки 5 фишек. Сколько надо добавить фишек, чтобы стало 7 фишек? (Ученики записывают равенство в тетрадь с опорой на предметную модель.)
2. Игры на формирование навыков присчитывания и отсчитывания по одному.
- Выложите фишки из ячеек (каждый вынимает фишки из своего кораблика) и положите рядом с корабликом.
- Переверните кораблики.
1-й вариант: называй числа в порядке возрастания и закрывай число фишкой синего цвета.
2-й вариант: называй числа в порядке убывания и закрывай число фишкой синего цвета. (Каждый ученик закрывает числа на своем кораблике.)
3. Игра на закрепление последовательности ряда чисел.
«Кораблики» следуют один за другим и загружены фишками синей стороной вверх. Все цифры закрыты фишками. Под диктовку учителя дети постепенно переворачивают фишки красной стороной вверх.
- Обозначьте красной фишкой число, которое:
- следует за числом 6;
- следует перед числом 3;
- стоит между числами 5 и 7;
- больше числа 2, но меньше числа 4;
- самое большое однозначное число;
- предшествует числу 2;
- следует за числом 4;
- следует перед числом 5.
- Какое число закрыто синей фишкой?
(В результате действий под синей фишкой осталось число 8. Это показывает, что ученик правильно выполнил работу.)
Счетные бусы – это великолепный материал, с помощью которого можно изучать числовой ряд, выполнять действия сложения и вычитания, использовать при изучении состава числа, решать задачи.
Можно предложить следующие задания на формирование вычислительных навыков:
- Присчитывай по 2, по 3.
- Отложи 4 бусинки. Сколько бусинок надо добавить, чтобы стало 9?
- Найди значение выражений и проверь свои ответы на математических бусах.
1 + 1 + 3 + 2 =
3 + 1 + 1 + 1 =
Кроме того, при фронтальной работе с « математическими бусами» можно использовать и задания для «корабликов».
Магнитная доска «Числовая прямая» удобна для организации фронтальной работы в классе, а также для индивидуальных занятий с детьми, нуждающимися в дополнительной работе над материалом. Это многофункциональное пособие подходит для работы практически над всеми темами курса начальной математики. Описание работы с данным пособием достаточно хорошо представлено в методических рекомендациях института новых технологий [4].
Развивающе-обучающая игра «Палитра» – универсальное пособие для самостоятельной работы учащихся с последующей самопроверкой. «Палитра» представляет собой деревянную основу с углублениями, на которую кладется карточка с заданиями. Ученик берет в руки фишку, соответствующую заданию, ищет подходящий ответ и кладет фишку в углубление рядом с этим ответом. При проверке карточку переворачивают, снова кладут на палитру и затем проверяют, совпадают ли цвет и форма фишек с раскраской по краям заданий. Набор карточек систематизирован по темам и разным уровням. Игру можно использовать индивидуально и в группах, на уроке и на внеклассных мероприятиях, как отдельное задание и даже на этапе физкультминутки.
Математическая мозаика «Пирамида» – это набор пластиковых карточек в виде равносторонних треугольников для тренировочных упражнений, проходящих в игровой форме индивидуально или в группах. В серию «От 1 до 10» входят две пирамиды для тренировки сложения и вычитания в пределах 10. Чтобы собрать все карточки в «пирамиду», нужно решить около 30 примеров на сложение (вычитание) в пределах первого десятка. Проблема мотивации уже решена – ведь ребенок играет, а значит, ему не скучно! Правильность сборки определяется так: каждая сторона треугольника имеет один цвет, внутри большого треугольника образуются круги одного цвета.
Одним из видов ИКТ является использование компьютерных технологий, например, компьютерная презентация (см. Приложение 2 к конспекту урока). Включение в структуру урока презентации делает процесс изучения нового материала более наглядным и доступным для учащихся, создает ситуацию эмоционального подъема, способствует формированию положительного отношения к предмету, позволяет сэкономить время учителя для индивидуальной работы с теми учениками, кто в ней нуждается.
Далее мы представляем конспект урока математики в 1 классе, в котором отражена работа с различными видами ИКТ: оборудование Спектра, компьютерная презентация (см. Приложение 2), а также вводятся элементы проблемного обучения (см. Приложение 3).
Урок проводится во второй четверти 1 класса по УМК «Гармония» и является закрепляющим по теме «Переместительное свойство сложения». Тема урока: Преобразование равенств в неравенства. Формирование навыков табличного сложения. (Урок-игра «Воздушное путешествие».)
Литература
- Истомина Н.Б., Редько З.Б. Уроки математики 1 класс. - Смоленск, 2009.
- Истомина Н.Б. Математика: учебник для 1 класса. 2009.
- Сопрунова Н. Магнитный плакат «Числовая прямая». Методические рекомендации. - М.,2010
- Сайт Института Новых Технологий http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=57&id=265
- Сайт о начальной школе Nachalka.com http://nachalka.edu.ru/attach/8/1061.pdf
- Сайт Педсовет http://pedsovet.org/forum/topic4909.html