Цель:
- Развитие умения решать разноплановые задачи, развитие речи мышления.
- Учить делать чертежи к задачам, учить выделять главное в материале.
- Воспитание внимательности, бережного отношения к нашей планете.
Тип урока: интегрированный (математика, познание мира).
Оборудование:
- иллюстрации планет, космонавтов, скафандра, Байконура;
- тесты, карточки, схемы задач, ракеты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Улыбнулись мне, друг другу, нашим гостям. Все у нас получится.
II. Повторение пройденного материала по познанию мира.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по планетам Солнечной системы, повторяя эти планеты мы будем выполнять математические задания.
- А что сегодня за праздник? Почему его отмечают именно в этот день?
- Казахстан можно назвать космической державой?
- Каких казахстанских космонавтов вы знаете?
- Как называется спутник планеты земля?
- Там был человек или нет?
III. Оценивание урока.
На партах у вас стоят ракеты, которые помогут вам оценить себя за урок. Дав правильный ответы вы приклеиваете на свою ракету звезду. С критериями оценок вы уже знакомы.
Критерии оценок:
- Пять и более звезд оценка – "5".
- Четыре звезды – "4".
- Три звезды – "3".
- Меньше звезд ученик не оценивается.
Также вы получили тест о Солнечной системе состоящий из пяти вопросов, за который вы получите оценки в конце урока по познанию мира.
Работа в тетрадях.
Открыли тетради, записали число, классная работа.
И так мы взлетаем.
Ждет нас быстрая ракета
Для прогулок по планетам.
На какую захотим –
На такую полетим.
Но в игре один секрет –
Опоздавшим, места нет.
Мы стартуем с планеты Земля посмотрите ребята какая она красивая. Такая живая, зеленая земля единственная в системе. Поэтому давайте будем ее беречь, не будем ее загрязнять, чтобы она оставалась такой же красивой еще не одно тысячелетие. Чтобы наша ракета взлетела нам нужно набрать высоту Планета Меркурий. Что вы про нее знаете Меркурий первая планета от солнца. Она делает один оборот вокруг солнца за 88 дней. Там очень жарко днем, а ночью очень холодно. У него спутников нет.
Устный счет.
10*
99, 187, 293.
100*
98, 186, 274.
1000*
87, 144, 216.
Далее мы посетим планету Венера. Что мы помним о ней?
Венера на ней температура +450 градусов, очень яркая планета. Она состоит из ядовитых газов, на ней нет растений и животных. Спутников у нее тоже нет.
Мы с вами на этой планете выполняем математический диктант.
Один человек решает за доской, затем обмен тетрадями и взаимопроверка. Числа нужно записать в два столбика /3 и не/3.
А прежде чем записывать эти числа давайте вспомним правило, когда число делится на три.
Правило. Если сумма цифр из которого состоит число делится на три, то и число делится на три.
Математический диктант.
Все мы: люди, дома, реки двигаемся в пространстве со скоростью 530 км/сек, внутри нашей галактики мы двигаемся со скоростью 225 км/ч, галактика двигается со скоростью 305 км/сек, пока мы здесь сидим нас Земля перенесла на расстояние 3000 км.
Плотность Сатурна в 2 раза меньше плотности воды, чтобы в это поверить нажен стакан диаметром 60000км. Около 27 тонн космической пыли выпадает на Землю каждый день. А год на Землю пыли приземляется 1000 тонн пыли.
Видите ребята сколько пыли попадает на нашу планету. Поэтому мы должны бережно относится к нашей планете и не загрязнять её. Все числа записываются в два столбика. Первый столбик делящиеся на 3, во второй не делящиеся на 3.
/3 225 60000 27000 3000 |
не /3 530 305 2 10000 |
Следующая планета Марс. Кто нам расскажет об этой планете?
Марс имеет красный цвет .потому что там много окислившихся металлов, здесь обнаружены следы воды и углекислого газа, Марс имеет два спутника.
На это этой планете мы будем решать задачу о первом космонавте Ю.А.Гагарине.
Её нужно решить составив краткую запись.
Первый космонавт Ю Гагарин пролетел вокруг Земли 43200 км за 90 мин. Какое расстояние он преодолевал за каждую минуту, за каждую секунду?
S – 43200 км
Т – 90 мин.
u – ? За мин.? За сек.?
43200 / 90 = 480 км/мин
480 / 60 = 8 км/сек
Ответ: 480 км в мин, 8 км за 1 сек.
Дальше мы летим на планету Юпитер. Познакомьте нас с ней?
Юпитер самая большая планета. В ней уместилось бы 1330 планет похожих на Землю. Состоит из каменистых пород и льда. У него 16 спутников.
На этой планете мы решаем задачу по готовой краткой записи, нужно составить задачу. А главное эту задачу нужно решить уравнением.
S от 3. До Л.– х тыс. км
S до С. – ? В – 390 раз больше
S то 3. до. С. – 149760000 км
Х * 390 = 149760000
Х = 149760000 / 390
Х = 384000
384000 * 390 = 149760000
Ответ: 384000 км S то Земли до Луны.
А мы летим дальше. Планета Сатурн? Что можете сказать о ней?
Сатурн состоит из газа. Его диаметр в 9 раз больше диаметра Земли. Его сопровождает 19 спутников.
Решение задачи при помощи модели Солнца и звезды.
От Солнца до ближайшей звезды свет идет 4 года 2 месяца. Сколько нужно непослушному солнечному зайчику, чтобы 6 раз пробежать от Солнца к звезде и обратно?
1 год = 12 мес.
(12 * 4) + 2 = 50 (мес.)
50 * 6 = 300 (мес.)
300 / 12 = 25 (л)
Ответ: 25 лет нужно солнечному зайчику.
Наша ракета летит на планету Уран Расскажите о нем?
Уран похож на Юпитер, только но меньше. У него !5 спутников. На этой планете мы решим задачу по готовому чертежу.
От Земли до Луны 384360 км. За сколько суток пешеход прошел бы это расстояние, если он двигался со скоростью 5 км/ч, ни останавливаясь ни на одну минуту.
384360км / 5км/ч = 76872 (ч)
Ответ: за 86872 часов
Далее мы летим на планету Нептун А здесь нас ожидает Метеоритный дождь. Что мы должны знать о этой планете?
Нептун самая маленькая планета. Его диаметр всего в б раз больше Диаметра Земли. У Нептуна 8 спутников.
Решение примеров с пустыми окошками.
За первым ученико решает первый ряд, за вторым второй ряд.
... / 5 = 200 ... * 70 =1400 ... + 700 = 210 ... / 70 = 30 |
... * 600 = 18000 ... – 790 = 17210 + 2790 = 20000 ... / 1000 = 20 |
Тест по планетам Солнечной системы.
1. Самая яркая из планет?
А) Уран. Б) Венера. В) Юпитер.
2. Сколько планет в Солнечной системе?
А) 5. Б) 8. В) 9.
3. Самая большая планета?
А) Марс. Б) Юпитер. В) Сатурн.
4. Самая близкая планета к Солнцу?
А) Венера. Б) Меркурий. В) Марс.
5. Назовите место в Солнечной систему ,где ступала нога человека?
А) Нептун. Б) Уран. В) Луна.
VI. Завершение урока.
- Приземление на планету Земля.
- Подсчет звезд.
- Проверка теста по познанию мира.
- Выставление оценок.
- Мнения учащихся о уроке.
Домашнее задание. Решение задачи по карточке (тоже о космосе).