Данная работа представляет собой урок из раздела баскетбола.
Урок был разработан для представления на районном этапе конкурса «Учитель года 2010».
Приложении №1 содержит план конспект урока.
Приложение №2 содержит описание практических упражнений урока.
Приложение №3 содержит описание теоретической части урока и необходимых для ее проведения материалов.
Данный урок рассчитан на учащихся 7 класса. Для меня основной идеей урока, при его составлении являлось повышение познавательного интереса учащихся. Другими словами я хотел заинтересовать учеников изучением не только практического, но и теоретического материала.
Преподнося ученикам теоретическую часть урока, учитель предлагает разгадать кроссворд (см. Приложение №3), и тем самым открыть зашифрованную в нем фамилию и имя человека, который придумал баскетбол (историческую справку по данной теме можно найти на сайте slamdunk.ru). В конце урока после того как зашифрованное слово будет отгадано актуально рассказать ученикам историю возникновения баскетбола.
Урок имеет стандартную структуру.
Подготовительная часть включает построение, сообщение задач и первые вопросы.
- Как переводится (расшифровывается) слово баскетбол?
- Кто самый легендарный баскетболист в мире?
Вопросы можно задавать в процессе урока в любом порядке, я предлагаю использованный мной вариант. После небольшой беседы мы с учениками приступаем к разминке. Она состоит из бега по линиям разметки зала и танцевальных упражнений (см. Приложении №2). Пока группа детей, занимающихся выполняет эти упражнения, учитель дает задание освобожденным ученикам. Задание: придумать несколько способов передвижения по залу (например: бег с высоким подниманием бедра, прыжки на двух ногах, ходьба на носочках и т. д.). Количество данных передвижений может меняться. Я использовал 4-6.
Основная часть начинается с вопросов о баскетболе (1-2 мин).
- Сколько периодов играют в баскетболе?
- Как называется игра 3х3 на одно кольцо?
- Сильнейший клуб Российского чемпионата по баскетболу?
Далее следует упражнение с перемещением от лицевой линии (см. Приложении №2). Следует отметить, что способы перемещения к этому моменту уже должны подготовить ученики, не выполняющие практическую часть.
После предложенного упражнения следует перейти к решению основной обучающей задачи. Обучающей задачей моего урока было изучение броска в кольцо в движении (бросок в два шага), но ее можно безболезненно изменить, опираясь на преследуемые цели и подготовку учащихся.
В процессе обучения броску я задаю ребятам еще несколько актуальных вопросов:
- Как называется нарушение, когда игрок делает с мячом в руках больше положенного количества шагов?
- Как в баскетболе, по другому, называется бросок мяча сверху?
- Какое специальное качество необходимо для точных бросков в кольцо?
Вторая половина основной части включает упражнение на совершенствование передач и игровое упражнение салочки с передвижением по линиям разметки (см. Приложение №2). Между упражнениями я задаю ребятам оставшиеся вопросы кроссворда. Здесь следует отметить, что к разгадыванию кроссворда просто необходимо подключать группу освобожденных учеников, также им можно дать задание по судейству игры в салки и соревнований бросков в два шага.
Заключительная часть данного урока представляет собой поиск оставшихся (неразгаданных) слов кроссворда с помощью методики интеллект-ориентирования.
Данная методика была представлена учителем физической культуры НОУ «Ломоносовская школа» Владимиром Виноградовым на педагогическом марафоне учителей физической культуры в 2008 году и описана в №7 (433) газеты «Спорт в школе» за апрель 2008 года. Использование данной методики на представленном уроке, а так же все необходимые материалы (карточки, маршрутные листы) вы найдете в приложение №3.
В заключении хочется отметить, что задавая вопросы кроссворда между упражнениями, не следует затягивать их обсуждение. А сами вопросы желательно задавать в контексте сложившейся ситуации (например: вопрос о минутном перерыве можно задать во время отдыха после игры в салки, проводя при этом параллель с игровой ситуацией в баскетболе).
P.S. Уважаемые коллеги, я был бы очень рад слышать отзывы о данном уроке, а так же с удовольствием отвечу на ваши вопросы и выслушаю ваши предложения. Моя электронная почта: zuev.a.y@gmail.com