Вид деятельности: совместная деятельность педагоги с детьми
Форма деятельности: посиделки
Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с традицией празднования на Руси Рождества Христова, подготовка к рождественскому утреннику.
Задачи: познакомить детей с Евангельскими событиями из жизни Иисуса Христа, продолжать формировать представления о традициях празднования на Руси Рождества Христова, закреплять способы изготовления кукол - закруток, воспитывать милосердие, сострадание.
Предшествующая работа: посещение выставки народной игрушки, разучивание колядок, рождественская ярмарка, экскурсия в храм, рассматривание ёлочки, еловых веток и шишек, рождественских открыток.
Материал и оборудование: магнитофонная запись колокольного звона, коробка, обои для изготовления вертепа, открытка с изображением Иисуса Христа в яслях, Пресвятой Девы Марии, Иосифа, камушки, вифлеемская звезда, звёздочки из фольги, игрушки ослика, лошадей, верблюдов, овечек, кусочки ткани для изготовления кукол, нитки, стразы, бусины, цветная тесьма, иголки, клей.
Ход посиделок
Звучит магнитофонная запись колокольного звона.
Беседа о Рождестве с чтением Евангелия
- Дорогие дети, скажите, пожалуйста, на какой праздник звучит такой красивый колокольный звон? (В праздник Рождества)
- Как вы думаете, что значит Рождество? (День рождения)
- Чей это день рождения? (Иисуса Христа).
- Посмотрите на крестик, на нём – Иисус Христос. Это Его день рожденья отмечает народ вот уже 2011 лет. Много - много лет назад захотел правитель страны Иудеи сосчитать свой народ и приказал всем прийти в город своих предков записаться. (Чтение Детской Библии. Евангелие от Луки, гл. 2)
- Где родился Младенец? (В пещере)
- Почему в пещере? (Не было места в гостинице)
- Куда положила Мария своего Сыночка? (В ясли)
- Что такое ясли? (Кормушка для скота)
- Кто первым из людей узнал о рождении Иисуса Христа? (Пастухи)
- Кто им об этом рассказал? (Ангел)
- А теперь послушайте, что ещё говорится в Библии. (Чтение Евангелия от Матфея, гл.2)
- Скажите, пожалуйста, кто такие волхвы? (Мудрецы, учёные-звездочёты, цари)
- Ребята, вы любите получать подарки?
- Волхвы тоже принесли подарки. Какие подарки? (Золото, масло и ладан)
- А как они узнали, что родился великий человек? (Появилась новая звезда)
- Восьмиконечная звезда - символ Рождества.
- Сегодня я предлагаю вам сделать Рождественский вертеп. Вертепы делали на Руси с древних времён. Как вы думаете, что можно сделать из этого материала? (Пещеру)
- Отгадайте загадку
Хоть выше оно, чем горы,
Но нет у него опоры. (Небо)
- Полукругом мы изобразим звёздное небо, украсим его звёздочками из фольги.
- Из коробки и обоев сделаем пещеру, и поместим в неё открытку с изображением Иосифа, Пресвятой Марии и Младенца Иисуса. Рядом с пещерой разложим камешки.
- Вы тоже были маленькими-маленькими, мама вас пеленала и пела песенки.
- Как называются такие песенки? (Колыбельные). Какие колыбельные песенки вы знаете, спойте.
- Украинский народ придумал колыбельную песенку про Марию и Младенца Иисуса, послушайте её. (Воспитатель поёт украинскую колыбельную песенку «Спы Иисусэ») Понравилась колыбельная песенка? В ней Матерь Божья убаюкивает Сыночка, называет Его сердечком, журавликом. А как ваши мамы вас называют?
- У каждого малыша его мама – самая любимая. Ваши мамы очень сильно любят вас. Вот и Мария, с любовью смотрит на Своё Дитя.
- Кто пришёл поклониться Младенцу? (Пастухи с овечками, волхвы на верблюдах и лошадях)
Изготовление кукол
- Я предлагаю вам сделать пастухов и волхвов из ткани, как в старину делали кукол - скруток. 1. Для того чтобы сделать куклу, нужно взять полоску ткани, скрутить её трубочкой, перевязать ниткой там, где будет шея.
2. Затем нужно взять квадратный кусок ткани, надеть на головку, обмотать ниткой по линии шеи, два противоположных конца квадрата будут ручками.
3. Их можно подогнуть, чтобы получился ровный край, перевязать ниткой там, где будет запястье.
4. По линии талии тоже обмотаем и завяжем нитку.
5. Теперь куколку можно одевать. Мы с вами сделаем пастухов, ангелов и волхвов. Вы можете выбрать, кем станет ваша кукла.
- В какие одежды мы оденем Ангелов? (В белые, прозрачные, блестящие, крылья сделаем, золотую тесьму на голову)
- Как оденем пастухов? (В простые платья, потому что, брюки тогда не носили, сделаем накидки, а на голову - чалму)
- Чем отличается одежда царей? (У царей одежда дорогая, красивая) Воспитатель выслушивает детей, уточняет их высказывания
Вертеп
- Давайте к вертепу поставим ваших кукол - пастухов, царей, Ангелов закрепим над вертепом.
- Кого ещё можно поместить возле вертепа? (Верблюдов, лошадок, овечек, ослика, на котором путешествовала Мария)
- А теперь украсим небо звёздочками, а в центре, над пещерой повесим вифлеескую звезду. Посмотрите, какой замечательный вертеп у нас получился.
Традиции Рождества на Руси
- И в старину, да и сейчас, православный народ перед Рождеством строго соблюдал пост. В сочельник, день перед праздником, не ели до тех пор, пока не появится первая звезда на небе, дети выбегали во двор смотреть - не появилась ли звезда. Потом садились всей семьёй за стол, на который насыпали зёрна пшеницы, покрывали скатертью и ели коливо. Из чего его варили? (Из пшеницы, добавляли мёд, изюм, орехи) Издавна церкви украшают елями, вертепами. После праздничной службы, дети – христославы, ходили по дворам, пели весёлые песенки.
- Как называются такие песенки? (Колядки)
- Что вы о них знаете? (Это весёлые песенки, за которые дают угощение)
- В колядках прославляли Христа, желали здоровья хозяевам, обсыпали их овсом. Хозяева одаривали колядовщиков пирогами, пряниками, салом, колбасой, а зёрна бережно собирали и кормили ими скотинку. В народе считалось необходимым в этот день подать милостыню, угостить бедных людей, посетить больных.
- Подумайте, что бы мы с вами могли сделать для других людей? (Чем-нибудь помочь, пригласить в гости к нам, сделать подарки для малышей, поздравить с праздником, спеть колядки, повеселить)
- У нас с вами будет рождественский праздник, на который мы пригласим ваших родителей, а сейчас я приглашаю вас к самовару.
Чаепитие.