Проблема развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ведущие психологи всегда отдавали должное тому факту, что «общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития». Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками, что является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер его отношения к себе, к другим, к миру в целом.
Контакты со сверстниками приносят детям ни с чем несравнимую радость. Только с ними они учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которых не могут иметь со взрослыми. Это требует от дошкольников умения устанавливать контакты со сверстниками, находить в соответствии со своими возможностями себе место в совместной деятельности, умения согласовывать свои действия с действиями других детей и справедливо разрешать возникающие конфликты.
Далеко не всегда все складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Это может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости. Ребенок, мало общающийся со сверстниками или не принимаемый ими в детское сообщество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. В этом возрасте происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников, они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутриличностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. По мнению Т.Д. Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении зависит и от своевременной помощи взрослого и от полноценности развития ребенка в период дошкольного детства.
Важнейшая задача взрослых - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений, научиться вступать в контакт и вести разговор со сверстниками, внимательно слушать и понимать окружающих. Сформированные в дошкольном детстве умения сопереживать (радоваться успехам других, огорчаться, если их постигла неудача, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается), правильно строить взаимоотношения со сверстниками, помогут детям в дальнейшем устанавливать положительные, доброжелательные отношения с окружающими их людьми.
Нами разработан цикл занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативных умений в общении со сверстниками. Занятия проводились с подгруппой детей (8 – 10 человек), проходили в непринужденной обстановке с соблюдением ритуалов: приветствие, основная часть, заключение. В процессе приветствия преодолевалась скованность, неуверенность, вызывался интерес и доверие друг к другу. В основной части занятия проводились игры и упражнения на знакомство с невербальными формами общения с помощью мимики, жестов, на воспитание гуманных отношений между детьми, на развитие внимания, памяти, мышления и воображения; беседы по сказкам, событиям из жизни группы; приемы ТРИЗ, разбор проблемных ситуаций и «секретов общения»:
- Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!
- Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!
- Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!
- Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового!
- Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его!
В заключительной части занятий использовались игровые упражнения, направленные на то, чтобы показать, что занятие закончено («Круг друзей», «Связующая нить», «Солнечные лучики» и другие), пение детских песенок.
Тематический план занятий в старшей группе.
№ | Темы | Кол-во занятий |
1 | Вводное. «Волшебная планета» | 1 |
2 | «В стране настроений» | 2 |
3 | «Рисуем настроение» | 2 |
4 | «Страна волшебных слов» | 2 |
5 | «Давай поговорим» | 2 |
6 | «Учимся дружить» | 2 |
7 | «Что такое хорошо и что такое плохо» | 2 |
8 | «Мы вместе веселимся и играем» | 2 |
9 | «Можно и нельзя» | 3 |
10 | «Учимся дружить» | 2 |
11 | «Правила нашей группы» | 3 |
12 | Итоговое. «Мы дружные ребята» | 1 |
всего | 24 |
Тематический план занятий в подготовительной группе.
№ | Темы | Кол-во занятий |
1 | Вводное «Секреты общения» | 1 |
2 | «Секреты волшебных слов» | 3 |
3 | «Помогаем друг другу» | 2 |
4 | «Все мы разные» | 2 |
5 | «Мы дружные ребята» | 2 |
6 | «Плохо быть одному» | 3 |
7 | «Вместе веселее» | 2 |
8 | «Мир наших фантазий» | 3 |
9 | «Все мы разные» | 2 |
10 | «Мы дружные ребята» | 1 |
11 | «Мы вместе веселимся, смеемся и играем» | 2 |
12 | Итоговое «Урок общения» | 1 |
всего | 24 |
Для воспитателей были составлены рекомендации по использованию игр и упражнений на развитие навыков общения детей со сверстниками в повседневной совместной деятельности:
- игры на формирование внимания к сверстнику («Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо» и др.). В них дети должны повторить действия или слова партнера. Подстраиваясь к другому, повторяя его действия, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонации своих сверстников;
- игры на согласование движений («Хвост дракона» и др.). Правила данных игр заданы таким образом, что для достижения определенной цели, дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности;
- разбор проблемных ситуаций, типа «Как спасти кого-то от дракона», «Заболел ребенок, как его вылечить» и т.д.;
- игры на вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое, по правилам, должно иметь исключительно положительный характер («Комплименты», «Скажи хорошее о друге», «Опиши друга» и др.). Задача данных игр – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним;
- игры и упражнения из цикла «Я и мои эмоции»: «Лица» - на листе бумаги дети рисуют лица с различными выражениями настроения; «Мимическая гимнастика» – дети хмурятся, как осенняя туча, пугаются как заяц, увидевший волка» и т.д.
- а также оказание реальной помощи в совместной деятельности (изготовление общих рисунков, поделок, подарков).
Проведенная работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков общения со сверстниками дала положительные результаты: многие дети стали легче общаться со сверстниками, лучше понимать чувства других и легче выражать свои. Дети стали использовать в своей речи различные формы приветствия, благодарности, прощания. Они охотно включаются в совместную деятельность.
Список литературы.
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2002 г.
- Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М., 2002 г.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991 г.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996 г.
- Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000 г.
- Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье.
- Яковлева Н.Г.Психологическая помощь дошкольнику. СПб.,2002г.