Интегрированное занятие в форме путешествия "Музыкальные портреты"

Разделы: Музыка


Категория участников: младший школьный возраст

Год обучения: 4-й год

Тема: Музыкальные портреты

Цель: формирование творческой деятельности воспитанников через взаимодействие различных видов искусства.

Задачи:

  1. познакомить воспитанников с жанром изобразительного искусства – портретом;
  2. развивать творческое воображение и ассоциативное мышление, умение создавать собственные сказочные и фантастические образы средствами изобразительной деятельности, пластики движений, словесного творчества;
  3. развить способности понимать и чувствовать «язык» музыки и живописи;
  4. способствовать освоению детьми комплекса выразительных средств, ощущая непрерывную связь с эмоциональным содержанием образа.

Тип занятия: усвоения новых знаний

Форма проведения занятия: интегрированное (музыка, хореография, театр, ИЗО)

Методы обучения: словесный, наглядный, продуктивный, мотивация и стимулирования

Педагогические технологии: игровая и здоровьесберегающая технология

Музыкальное оформление:

  1. «Белка» Н.Римский – Корсаков.
  2. «Медведь танцует под флейту» М.Старокадомский
  3. «Кукушка» Дакен.
  4. «Заинька и волк» Е.Тиличеева.
  5. «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргский
  6. «Русская песня» П.И.Чайковский.
  7. «Спящая красавица» П.И. Чайковский.

Подготовительная работа:

  1. Работа с литературой.
  2. Подбор музыкального оформления.
  3. Подбор иллюстраций.
  4. Оформление наглядного материала.
  5. Написание конспекта.

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята.

II. Изучение нового материала.

(название темы занятия «Портреты в музыке» висит на доске)

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. У меня в руках волшебные очки. А волшебные они потому, что мир сквозь них видится по - волшебному, по - сказочному. Хотите увидеть сказку? (ответы детей)

Педагог: Сейчас вы оденете их и увидите этот прекрасный и удивительный, сказочный мир таким, каким он видится только вам.

(дети надевают очки)

Психогимнастика на развитие воображения и словесного творчества «Волшебные очки».

Педагог: Расскажите, что вы увидели?

(дети рассказывают о том, что они представили степи лазоревые, горы изумрудные, реки молочные с кисельными берегами, деревца с наливными да румяными яблочками)

Педагог: А сейчас мы отправимся с вами в сказочную кладовую, где хранятся все чудеса сказок, это сказочные вещи. Скажите, какие существуют сказочные предметы, для чего они нужны в сказках?

(дети называют предметы, показывают их на рисунках и объясняют, для чего они нужны в сказках)

Воспитанники: Сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, волшебное зеркало, волшебная палочка, живая и мёртвая вода, волшебный клубочек.

Педагог: Ребята, а вы хотите побывать сегодня в удивительном сказочном мире? (ответы детей)

Педагог: А вы не боитесь? Ведь в сказках происходят самые невероятные чудеса, и опасности будут подстерегать вас на каждом шагу.

Педагог:

А чтоб в лесу не заблудиться,
Без тропинок и дорог,
Вот, вам, детки, серебристый
Весь из ниток золотистых,
Круглый сказочный клубок…

Педагог: А для того, чтобы наш клубок показал нам дорогу, надо сказать такие слова:

Ты катись, катись, клубочек
По лесам и по лугам,
Укажи ты путь-дорожку
Чтоб не заблудиться нам.

Педагог: Посмотрите, куда привёл наш клубочек.

(рисунок теремка)

Что это за теремок? Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? Послушайте. (звучит «Белка» Н.Римского - Корсакова)

(ребята делают вывод, что на пути повстречался теремок, где живут зверушки)

Педагог: А ещё, каких животных изобразила музыка?

(звучат музыкальные фрагменты: «Медведь танцует под флейту» М.Старокадомского, «Кукушка» Дакен, «Заинька и волк» Е.Тиличеевой)

(звучит музыка, дети определяют её характер, ищут подходящие слова из музыкального словарика)

Педагог: Ну, что, ребята, продолжим наше путешествие?

(говорят слова)

Ты катись, катись, клубочек
По лесам и по лугам,
Укажи ты путь-дорожку,
Чтоб не заблудиться нам.

(звучит музыка М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках»)

Педагог: Как вы думаете, ребята, чей образ рисует вам эта музыка? Это образ реального человека или какого-то сказочного героя?

Воспитанники: (дети отвечают)

Педагог: Какая по характеру эта музыка?

(дети выбирают слова: колючая, злая, грубая и выясняют, что это сказочный герой)

Педагог: А чья это избушка? (показывает рисунок избушки на курьих ножках)

Воспитанники: Избушка на курьих ножках.

Педагог: Кто в ней живёт?

(ответы детей)

Педагог: Какой характер у Бабы-Яги? Что подсказала вам музыка?

(ответы детей)

(слушают музыку ещё раз)

Педагог: Хотите продолжить наше путешествие по сказочной стране?

Воспитанники: ответы детей

Педагог: Тогда говорим слова:

Ты катись, катись, клубочек
По лесам и по лугам,
Укажи ты путь-дорожку,
Чтоб не заблудиться нам.

(звучит «Русская песня»П.И.Чайковского)

Показ иллюстрации – «Царского терема)

Педагог: А кто-нибудь знает, что это за терем? Кто в нём живёт?

Воспитанники: В царских теремах живут царь с царицей.

Педагог: Например, так иногда начинаются сказки: «в некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицею…»

Педагог: А вы помните сказки, где есть царь с царицей? Давайте вспомним, в каких сказках говорится об этих чудесных и сказочных теремах.

(дети рассматривают иллюстрации и называют сказки)

III. Физ.минутка

Педагог: Ребята, а вы сами хотите попасть в сказку и поучаствовать в ней? Воспитанники: ответы детей

Педагог: Ну, тогда слушайте внимательно.

(Педагог рассказывает сказку и приглашает на свой выбор участников сказки, надевает на них сказочные предметы)

Педагог: В одном сказочном государстве жили-были король с королевой. Родилась у них маленькая дочь – принцесса. В честь крошечной принцессы родители созвали на бал всех волшебниц королевства…

Педагог: Вы хотите узнать, какие это были волшебницы? (ответы детей)

Педагог: Тогда слушайте внимательно, что подскажет вам музыка.

(Звучит фрагмент «Фея Сирени» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского)

Педагог: Какие волшебницы пришли на бал?

Воспитанники: ответы детей

Педагог: Почему вы так думаете?

Воспитанники: музыка добрая, нежная, мечтательная, ласковая, лёгкая, светлая, волшебная

Педагог: Итак, на бал пришли добрые, грациозные волшебницы. А какие у них будут наряды?

Воспитанники: ответы детей

Педагог: Ребята, а вы сможете узнать их по портретам?

(дети рассматривают репродукции картин, рассказывают какие у них наряды)

Педагог: А если бы вы были добрыми волшебниками, какое бы у вас было выражение глаз?

(дети пытаются передать взглядом доброту, нежность, участие)

Педагог: Попробуйте изобразить, как бы двигались в танце добрые волшебницы.

(дети двигаются под музыку плавно)

Педагог: Каждая волшебница принесла маленькой принцессе подарок.

Как вы думаете, что они подарили?

(дети фантазируют, какие могли бы быть эти подарки)

Педагог: Оказывается, они подарили волшебное зеркало. Взглянув в него, принцесса становилась ещё красивей и добрее. (показывает зеркало)

Педагог: Но король и королева забыли пригласить на бал ещё одну гостью. Кто бы это мог быть?

(Звучит фрагмент «Фея Карабос» П.Чайковского – музыка сердитая, тёмная, колючая, злая)

Дети догадываются, что это злая колдунья.

Педагог: Где изображена злая колдунья, найдите её портрет (дети узнают её на портретах).

Педагог: А как бы вы передали недобрый взгляд колдуньи?

(дети показывают)

Педагог: Придумайте, что могла бы подарить колдунья малышке-принцессе.

(дети фантазируют)

Педагог: Она тоже принесла в подарок зеркало. Но когда принцесса смотрела в него, она становилась злой, жестокой и грубой.

Как-то раз, когда маленькая принцесса примеряла свои наряды перед зеркалами, случилась беда, зеркала разбились на мелкие кусочки, и они разлетелись по всему свету, летели, и превращались в капли, а куда эти капли падали, там появлялись большие, жирные кляксы.

(Педагог показывает на листах бумаги кляксы)

Педагог: Посмотрите, они похожи на странные, заколдованные, недвижимые существа. Да это же злые и добрые волшебницы!

Как вы думаете, какая клякса от зеркала доброй волшебницы, а какая от злой.

Воспитанники: ответы детей

Педагог: А давайте их оживим. Для этого надо дорисовать им части тела, прорисовать выражение лица (доброго и злого) в соответствии с характером образа. (дети дорисовывают к кляксам части тела, лицо)

IV. Рефлексия

Педагог: - Итак, наше путешествие подошло к концу. Я предлагаю вам одеть свои волшебные очки. Закройте глаза…Сейчас я досчитаю до трёх и мы с вами вернёмся в наш реальный мир.

(считает)

Педагог: - Понравилось вам наше путешествие?

- Что вам понравилось и запомнилось больше всего?

- А как помогала вам музыка сегодня, что она делала?

- Портреты, каких героев рисовала музыка?