Программа элективного курса "Ступени подвига русского ученого"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Число часов на изучение химии с каждым годом сокращается. В связи с этим школьники совершенно не имеют возможности ознакомиться с биографией известных ученых-химиков. Современные учебники по химии обычно включают небольшие исторические и биографические справки. Выпускники школ, несмотря на успешное усвоение химии, имеют слабое представление о жизни и деятельности великого русского ученого Д.И. Менделеева. Они могут вспомнить лишь открытие им периодического закона. А ведь наследие Д.И. Менделеева очень велико, это мировое достояние, гордость нашей страны. Не случайно Москва, Петербург, Тобольск хранят и ценят все, что связано с именем великого русского ученого. В ряд этих славных городов может с полным право встать и Тверь. Корни Д.И. Менделеева именно на Тверской земле, отсюда идет и фамилия ученого.

Основной задачей курса показать, что Д.И. Менделеев знаменит не только открытием периодического закона и периодической системы химических элементов, но является мыслителем и организатором науки. За годы своей работы в науке он показал себя не только великим химиком, но и отличным педагогом, великолепным физиком. Известна его практическая деятельность в различных областях науки: метрологии, метеорологии, агрохимии.

Цели курса: На примере жизни и деятельности Д.И. Менделеева научить основным этапам проведения историко-научного исследования.

Задачи курса:

  • расширить знания учащихся по истории русской классической науки;
  • используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса;
  • ознакомить учащихся с биографией и открытиями Д.И.Менделеева;
  • развивать умения выбирать источники информации в соответствии с целями и условиями познавательной деятельности;
  • формировать у учащихся чувство национальной гордости и патриотизма за своего великого соотечественника Д.И.Менделеева.

Программа элективного курса предназначена для учащихся 8 или 9 классов. Курс рассчитан на 34 учебных часа в течение года. Работа на уроках включает как изучение фактического материала, так и проведение химических опытов в рамках учебно-исследовательской работы, а также экскурсии, проектную деятельность учащихся.

Содержание курса

Тема 1. Становление ученого (7 ч)

Тверские корни Д.И. Менделеева. Детство, школьные и студенческие годы. Начало научной деятельности. Учителя Д.И. Менделеева. 200-летие А.А. Воскресенского.

Практическая работа №1. Умение писать конспект.

Экскурсии. 1.г. Торжок (посещение могилы Воскресенского). 2. г. Удомля (экскурсия в Удомельский краеведческий музей, посещение храма Спаса Нерукотворного).

Тема 2. «Первая служба Родине» - научное поприще (8 ч)

Изучение вопросов теоретической химии: изоморфизм, удельный объем тел, капиллярные явления, законы для идеальных газов, абсолютная температура кипения, соединения спирта с водой. Открытие периодического закона и создание периодической системы.

Практическая работа № 2. Тайны эфирных масел.

Практическая работа № 3. Исследование коррозии железа от влияния различных реагентов.

Практическая работа № 4. Бытовой алюминий: факты и проблемы.

Практическая работа № 5. Определение железа в овощах и фруктах.

Тема 3. «Вторая служба Родине» - педагогическая деятельность (6 ч)

Д.И. Менделеев – профессиональный педагог, основоположник единой системы непрерывного образования. Автор учебников «Органическая химия», «Основы химии», преподаватель во многих учебных заведениях, инициатор создания Русого химического общества.

Практическая работа № 6. Гирменефтический подход к анализу текста на примере текста учебника «Основы химии».

Диспут. Актуален ли сегодня учебник «Основы химии»?

Экскурсия. Поездка в Санкт-Петербург.

Тема 4. «Третья служба Родине» - вклад ученого в развитие промышленности и сельского хозяйства (7 ч)

Проблема сырья и природных ресурсов. Вопросы происхождения, добычи и утилизации нефти. Энергетическая проблема, прогноз энергетики будущего. Сельскохозяйственное производство. Вопросы создания искусственной пищи и охраны окружающей среды.

Практическая работа № 7. Химический анализ минеральных удобрений.

Практическая работа № 8. Определение механического и минерального состава почвы, степени засоленности почвы.

Конференция. «Происхождение нефти».

Экскурсия. С. Боблово, Клинский район Московской области.

Тема 5. Д.И. Менделеев – человек, личность, гражданин (4 ч)

Чемоданных дел мастер, сыроварение, воздухоплавание, метеорология, вопрос о бездымном порохе. Интересовался литературой и искусством, собрал огромную коллекцию репродукций картин художников разных стран, литературно-художественные «среды» и научные «пятницы». Наследие Д.И. Менделеева.

Практическая работа № 9. Исследование качества молока и определение его кислотности.

Диспут. Что общего видит Д.И. Менделеев между естествознанием в науке и пейзажем в искусстве.

Тема 6. Защита учебно-исследовательских работ по индивидуальным темам (2 ч)

В конце года учащиеся защищают учебно-исследовательские работы.

Требования к результатам обучения

В результате изучения курса учащиеся должны научиться:

  1. проводить самостоятельный поиск информации с использованием учебных пособий, теоретического материала, представляемого учителем. А также дополнительной литературы, в том числе справочников и энциклопедий, сетевых ресурсов, электронных библиотек и т.д.; анализировать и систематизировать найденную информацию;
  2. составлять рефераты на заданную тему, делать по ним доклады;
  3. участвовать в дискуссиях, грамотно излагать свою точку зрения и внимательно выслушивать чужую;
  4. планировать и осуществлять химический эксперимент, самостоятельно проводить химические опыты; соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Литература для учителя:

  1. Тищенко В.Е., Младенцев М.Н. Д.И.Менделеев, его жизнь и деятельностью Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1938.
  2. Макареня А.А., Рысев Ю.В. Д.И.Менделеев. М.: Просвещение, 1997. 136с.
  3. Губкин И.М. Учение о нефти. М.-Л.: Гос. Научно-технич. нефтяное изд-во, 1932
  4. Современные проблемы геологии нефти и газа. Министерство энергетики. РФ. 2001.
  5. Менделеев Д.И. Винокурение//Энциклопедический словарь: В 41т (82кн.)/Изд-во Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. СПб., 1890-1904; т.6,1892.
  6. Менделеев Д.И. Сочинения. Л.-М.: Изд-во АН СССР 1949. Т.15.
  7. Менделеев Д.И. Сочинения. Л.-М.: Изд-во АН СССР 1952. Т.25.
  8. Плетнер Ю.В. Дедушка русской химии. Калинин, 1959,.
  9. Папулов Ю.Г. Великий сын русской земли// Записки тверских краеведов. Тверь: Русская провинция. 2005, №5.
  10. Архангельский Н.А. История Удомельского района с древнейших времен до 1990 г. Тверь, 1993, 144с.
  11. Авербух А.Я. Вклад Менделеева в развитие отечественной промышленности: В помощь лектору Л.: Знание, 1984
  12. С.М. Берсенев. Д.И.Менделеев о проблемах охраны природы. Журнал «Химия в школе», №7, 1999

 

Литература для учащихся:

  1. Добротин Р.Б., Карпенко Н.Г.и др. Летопись жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Л.: Наука, 1984. с. 179
  2. Менделеева А.И. Менделеев в жизни. М., 1928.
  3. Забродский Г.А. Менделеев Д.И., о нем, 1957.
  4. Менделеев Д.И. Об артельном сыроварении // Менделеев Д.И. Работы по сельскому хозяйству и лесоводству/Под. ред. С.И. Вольфковича М., 1954
  5. 5. А.А.Макареня, И.Н. Семенов. Д.И.Менделеев о проблемах природных ресурсов и окружающей среды. Ленинград.
  6. 6. Д.И.Менделеев. Основы химии. Государственное научно-техническое издательство химической литературы. Москва. 1947 год. Ленинград.

Учебно-тематическое планирование

Тема 1. Становление ученого 7ч

Дата № урока Тема урока Форма проведения учебных занятий
  1 Детство, школьные и студенческие годы Лекция с элементами беседы
  2 Тверские корни Д.И. Менделеева Лекция
  3 Начало научной деятельности Лекция
  4 Учителя Д.И. Менделеева Лекция
  5 Умение писать конспект Практическая работа №1
  6 Экскурсия в г. Торжок Экскурсия
  7 Экскурсия в г. Удомля Экскурсия

Тема 2.«Первая служба Родине» - научное поприще 8ч

Дата № урока Тема урока Форма проведения учебных занятий
         1   Вопросы теоретической химии Лекция - беседа
  2 Тайны эфирных масел Практическая работа №2
  3 Исследование коррозии железа от влияния различных реагентов Практическая работа №3
  4 Бытовой алюминий: факты и проблемы. Практическая работа №4
  5 Определение железа в овощах и фруктах Практическая работа №5
  6 Создание периодической системы Д.И. Менделеева Урок-игра
  7 Открытие и утверждение периодического закона Лекция
  8 Роль периодического закона в современном естествознании Семинар

Тема 3. «Вторая служба Родине» - педагогическая деятельность 6ч

Дата № урока Тема урока Форма проведения учебных занятий
  1 Д.И.Менделеев и классическое образование Лекция
  2 Заветы Д.И. Менделеева молодежи Семинар
  3 Гирменефтический подход к анализу текста на примере текста учебника «Основы химии»  Практическая работа №6
  4 Актуален ли сегодня учебник «Основы химии»?  Диспут
  5,6 Поездка в Санкт-Петербург Экскурсия

Тема 4. «Третья служба Родине» - вклад ученого в развитие промышленности и сельского хозяйства 7ч

Дата № урока Тема урока Форма проведения учебных занятий
  1 Проблема сырья и природных ресурсов Лекция
  2 Вопросы происхождения, добычи и утилизации нефти Лекция
  3 Происхождение нефти Конференция
  5 Сельскохозяйственное производство Лекция
    Химический анализ минеральных удобрений Практическая работа №7
    Определение механического и минерального состава почвы, степени засоленности почвы. Практическая работа №8
  5,6 Экскурсия в Боблово Экскурсия
  7 Вопросы создания искусственной пищи и охраны окружающей среды. Лекция

Тема 5. Д.И. Менделеев – человек, личность, гражданин 4ч

Дата № урока Тема урока Форма проведения учебных занятий
  1 Разносторонние знания и интересы Д.И.Менделеева Лекция
  2 Исследование качества молока и определение его кислотности. Практическая работа №9
  3 Что общего видит Д.И. Менделеев между естествознанием и пейзажем в искусстве? Диспут
  4 Заветные мечты Д.И.Менделеева Семинар

Тема 6. Защита учебно-исследовательских работ по индивидуальным темам 2ч

Дата № урока Тема урока Форма проведения учебных занятий
  1 Оформление учебно-исследовательских работ Консультация
  2 Защита учебно-исследовательских работ Конференция