Пояснительная записка
Число часов на изучение химии с каждым годом сокращается. В связи с этим школьники совершенно не имеют возможности ознакомиться с биографией известных ученых-химиков. Современные учебники по химии обычно включают небольшие исторические и биографические справки. Выпускники школ, несмотря на успешное усвоение химии, имеют слабое представление о жизни и деятельности великого русского ученого Д.И. Менделеева. Они могут вспомнить лишь открытие им периодического закона. А ведь наследие Д.И. Менделеева очень велико, это мировое достояние, гордость нашей страны. Не случайно Москва, Петербург, Тобольск хранят и ценят все, что связано с именем великого русского ученого. В ряд этих славных городов может с полным право встать и Тверь. Корни Д.И. Менделеева именно на Тверской земле, отсюда идет и фамилия ученого.
Основной задачей курса показать, что Д.И. Менделеев знаменит не только открытием периодического закона и периодической системы химических элементов, но является мыслителем и организатором науки. За годы своей работы в науке он показал себя не только великим химиком, но и отличным педагогом, великолепным физиком. Известна его практическая деятельность в различных областях науки: метрологии, метеорологии, агрохимии.
Цели курса: На примере жизни и деятельности Д.И. Менделеева научить основным этапам проведения историко-научного исследования.
Задачи курса:
- расширить знания учащихся по истории русской классической науки;
- используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса;
- ознакомить учащихся с биографией и открытиями Д.И.Менделеева;
- развивать умения выбирать источники информации в соответствии с целями и условиями познавательной деятельности;
- формировать у учащихся чувство национальной гордости и патриотизма за своего великого соотечественника Д.И.Менделеева.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 8 или 9 классов. Курс рассчитан на 34 учебных часа в течение года. Работа на уроках включает как изучение фактического материала, так и проведение химических опытов в рамках учебно-исследовательской работы, а также экскурсии, проектную деятельность учащихся.
Содержание курса
Тема 1. Становление ученого (7 ч)
Тверские корни Д.И. Менделеева. Детство, школьные и студенческие годы. Начало научной деятельности. Учителя Д.И. Менделеева. 200-летие А.А. Воскресенского.
Практическая работа №1. Умение писать конспект.
Экскурсии. 1.г. Торжок (посещение могилы Воскресенского). 2. г. Удомля (экскурсия в Удомельский краеведческий музей, посещение храма Спаса Нерукотворного).
Тема 2. «Первая служба Родине» - научное поприще (8 ч)
Изучение вопросов теоретической химии: изоморфизм, удельный объем тел, капиллярные явления, законы для идеальных газов, абсолютная температура кипения, соединения спирта с водой. Открытие периодического закона и создание периодической системы.
Практическая работа № 2. Тайны эфирных масел.
Практическая работа № 3. Исследование коррозии железа от влияния различных реагентов.
Практическая работа № 4. Бытовой алюминий: факты и проблемы.
Практическая работа № 5. Определение железа в овощах и фруктах.
Тема 3. «Вторая служба Родине» - педагогическая деятельность (6 ч)
Д.И. Менделеев – профессиональный педагог, основоположник единой системы непрерывного образования. Автор учебников «Органическая химия», «Основы химии», преподаватель во многих учебных заведениях, инициатор создания Русого химического общества.
Практическая работа № 6. Гирменефтический подход к анализу текста на примере текста учебника «Основы химии».
Диспут. Актуален ли сегодня учебник «Основы химии»?
Экскурсия. Поездка в Санкт-Петербург.
Тема 4. «Третья служба Родине» - вклад ученого в развитие промышленности и сельского хозяйства (7 ч)
Проблема сырья и природных ресурсов. Вопросы происхождения, добычи и утилизации нефти. Энергетическая проблема, прогноз энергетики будущего. Сельскохозяйственное производство. Вопросы создания искусственной пищи и охраны окружающей среды.
Практическая работа № 7. Химический анализ минеральных удобрений.
Практическая работа № 8. Определение механического и минерального состава почвы, степени засоленности почвы.
Конференция. «Происхождение нефти».
Экскурсия. С. Боблово, Клинский район Московской области.
Тема 5. Д.И. Менделеев – человек, личность, гражданин (4 ч)
Чемоданных дел мастер, сыроварение, воздухоплавание, метеорология, вопрос о бездымном порохе. Интересовался литературой и искусством, собрал огромную коллекцию репродукций картин художников разных стран, литературно-художественные «среды» и научные «пятницы». Наследие Д.И. Менделеева.
Практическая работа № 9. Исследование качества молока и определение его кислотности.
Диспут. Что общего видит Д.И. Менделеев между естествознанием в науке и пейзажем в искусстве.
Тема 6. Защита учебно-исследовательских работ по индивидуальным темам (2 ч)
В конце года учащиеся защищают учебно-исследовательские работы.
Требования к результатам обучения
В результате изучения курса учащиеся должны научиться:
- проводить самостоятельный поиск информации с использованием учебных пособий, теоретического материала, представляемого учителем. А также дополнительной литературы, в том числе справочников и энциклопедий, сетевых ресурсов, электронных библиотек и т.д.; анализировать и систематизировать найденную информацию;
- составлять рефераты на заданную тему, делать по ним доклады;
- участвовать в дискуссиях, грамотно излагать свою точку зрения и внимательно выслушивать чужую;
- планировать и осуществлять химический эксперимент, самостоятельно проводить химические опыты; соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Литература для учителя:
- Тищенко В.Е., Младенцев М.Н. Д.И.Менделеев, его жизнь и деятельностью Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1938.
- Макареня А.А., Рысев Ю.В. Д.И.Менделеев. М.: Просвещение, 1997. 136с.
- Губкин И.М. Учение о нефти. М.-Л.: Гос. Научно-технич. нефтяное изд-во, 1932
- Современные проблемы геологии нефти и газа. Министерство энергетики. РФ. 2001.
- Менделеев Д.И. Винокурение//Энциклопедический словарь: В 41т (82кн.)/Изд-во Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. СПб., 1890-1904; т.6,1892.
- Менделеев Д.И. Сочинения. Л.-М.: Изд-во АН СССР 1949. Т.15.
- Менделеев Д.И. Сочинения. Л.-М.: Изд-во АН СССР 1952. Т.25.
- Плетнер Ю.В. Дедушка русской химии. Калинин, 1959,.
- Папулов Ю.Г. Великий сын русской земли// Записки тверских краеведов. Тверь: Русская провинция. 2005, №5.
- Архангельский Н.А. История Удомельского района с древнейших времен до 1990 г. Тверь, 1993, 144с.
- Авербух А.Я. Вклад Менделеева в развитие отечественной промышленности: В помощь лектору Л.: Знание, 1984
- С.М. Берсенев. Д.И.Менделеев о проблемах охраны природы. Журнал «Химия в школе», №7, 1999
Литература для учащихся:
- Добротин Р.Б., Карпенко Н.Г.и др. Летопись жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Л.: Наука, 1984. с. 179
- Менделеева А.И. Менделеев в жизни. М., 1928.
- Забродский Г.А. Менделеев Д.И., о нем, 1957.
- Менделеев Д.И. Об артельном сыроварении // Менделеев Д.И. Работы по сельскому хозяйству и лесоводству/Под. ред. С.И. Вольфковича М., 1954
- 5. А.А.Макареня, И.Н. Семенов. Д.И.Менделеев о проблемах природных ресурсов и окружающей среды. Ленинград.
- 6. Д.И.Менделеев. Основы химии. Государственное научно-техническое издательство химической литературы. Москва. 1947 год. Ленинград.
Учебно-тематическое планирование
Тема 1. Становление ученого 7ч
Дата | № урока | Тема урока | Форма проведения учебных занятий |
1 | Детство, школьные и студенческие годы | Лекция с элементами беседы | |
2 | Тверские корни Д.И. Менделеева | Лекция | |
3 | Начало научной деятельности | Лекция | |
4 | Учителя Д.И. Менделеева | Лекция | |
5 | Умение писать конспект | Практическая работа №1 | |
6 | Экскурсия в г. Торжок | Экскурсия | |
7 | Экскурсия в г. Удомля | Экскурсия |
Тема 2.«Первая служба Родине» - научное поприще 8ч
Дата | № урока | Тема урока | Форма проведения учебных занятий |
1 | Вопросы теоретической химии | Лекция - беседа | |
2 | Тайны эфирных масел | Практическая работа №2 | |
3 | Исследование коррозии железа от влияния различных реагентов | Практическая работа №3 | |
4 | Бытовой алюминий: факты и проблемы. | Практическая работа №4 | |
5 | Определение железа в овощах и фруктах | Практическая работа №5 | |
6 | Создание периодической системы Д.И. Менделеева | Урок-игра | |
7 | Открытие и утверждение периодического закона | Лекция | |
8 | Роль периодического закона в современном естествознании | Семинар |
Тема 3. «Вторая служба Родине» - педагогическая деятельность 6ч
Дата | № урока | Тема урока | Форма проведения учебных занятий |
1 | Д.И.Менделеев и классическое образование | Лекция | |
2 | Заветы Д.И. Менделеева молодежи | Семинар | |
3 | Гирменефтический подход к анализу текста на примере текста учебника «Основы химии» | Практическая работа №6 | |
4 | Актуален ли сегодня учебник «Основы химии»? | Диспут | |
5,6 | Поездка в Санкт-Петербург | Экскурсия |
Тема 4. «Третья служба Родине» - вклад ученого в развитие промышленности и сельского хозяйства 7ч
Дата | № урока | Тема урока | Форма проведения учебных занятий |
1 | Проблема сырья и природных ресурсов | Лекция | |
2 | Вопросы происхождения, добычи и утилизации нефти | Лекция | |
3 | Происхождение нефти | Конференция | |
5 | Сельскохозяйственное производство | Лекция | |
Химический анализ минеральных удобрений | Практическая работа №7 | ||
Определение механического и минерального состава почвы, степени засоленности почвы. | Практическая работа №8 | ||
5,6 | Экскурсия в Боблово | Экскурсия | |
7 | Вопросы создания искусственной пищи и охраны окружающей среды. | Лекция |
Тема 5. Д.И. Менделеев – человек, личность, гражданин 4ч
Дата | № урока | Тема урока | Форма проведения учебных занятий |
1 | Разносторонние знания и интересы Д.И.Менделеева | Лекция | |
2 | Исследование качества молока и определение его кислотности. | Практическая работа №9 | |
3 | Что общего видит Д.И. Менделеев между естествознанием и пейзажем в искусстве? | Диспут | |
4 | Заветные мечты Д.И.Менделеева | Семинар |
Тема 6. Защита учебно-исследовательских работ по индивидуальным темам 2ч
Дата | № урока | Тема урока | Форма проведения учебных занятий |
1 | Оформление учебно-исследовательских работ | Консультация | |
2 | Защита учебно-исследовательских работ | Конференция |