Музыкально-педагогическая гостиная "Путешествие в сказочный лес". Педагогическая поддержка семьи

Разделы: Работа с дошкольниками


Педагогическая поддержка семьи.

Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами. Сравнительно малое количество семей равнодушно относится к выполнению данной функции. Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без поддержки и сопровождения специалистов: психологов, педагогов, дефектологов и др. В следствие этого в настоящее время становится все более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с основными социальными заказчиками – родителями воспитанников.

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучению в школе. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями, обсуждения и решения конкретных воспитательно-образовательных задач.

Как правило, традиционные методы сотрудничества с семьей (собрания, круглые столы, индивидуальные консультации) не вызывают у родителей желаемой активности и заинтересованности. Педагоги МДОУ Детский сад комбинированного вида № 22 используют в своей практике различные формы работы по установлению и укреплению взаимодействия в системе детский сад – семья: показ открытых занятий, выставки совместных работ родителей и детей на различную тематику, общие мероприятия и др. Но такие мероприятия не дают большой возможности педагогическому просвещению родителей. Поэтому мы решили организовывать встречи с родителями в необычной форме – в форме педагогических гостиных, где созданы условия для равноправного участия родителей и детей в игре и продуктивной деятельности. Основная цель проведения педагогических гостиных состоит в том, чтобы развивать личность ребенка с помощью родителей и при их активном участии. Такая форма работы позволяет не только в непринужденной обстановке сообщить какие-либо знания родителям, но и позволяет родителям по-новому играть с детьми и понимать их. Полученные педагогические знания и навыки игрового взаимодействия, методы совместной деятельности родители в дальнейшем смогут применять самостоятельно в домашних условиях.

25 ноября в нашем детском саду прошла одна из таких гостиных, в которой приняли участие родители и дети подготовительной к школе группе. Темой гостиной стало обсуждение вопроса «Как воспитывать у детей любовь к природе». Педагоги за круглым столом совместно с родителями обсудили, что делают родители для воспитания у своих детей любви к природе; провели в непринужденной форме педагогический всеобуч по теме. Под руководством музыкального руководителя дети вместе с родителями участвовали в музыкально-ритмической игре-путешествии «Необычная прогулка в сказочный лес». В завершении каждый ребенок вместе с мамой придумали и нарисовали свое волшебное животное. Итогом гостиной стало совместное принятие решения о том, что данное направление в воспитании детей является важнейшим, о необходимости использовать в семейном экологическом воспитании опыт детского сада и провести смотр-конкурс на лучшую кормушку для птиц.

Музыкально-педагогическая гостиная "Путешествие в сказочный лес"

Цели:

  1. Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка.
  2. Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
  3. Способствовать формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
  4. Представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей.

План проведения.

  1. Круглый стол по теме собрания.
  2. Педагогический всеобуч «Воспитание любви к природе».
  3. Игра-путешествие «Необычная прогулка в сказочный лес».
  4. Продуктивная деятельность: рисование «Волшебное животное».
  5. Подведение итогов. Принятие решения.

Подготовительный этап.

  1. Оформить приглашение родителям на собрание в виде индивидуальных приглашений, передающих сюжет из жизни живой природы, выполненных детьми.
  2. Организовать и провести выставку детских рисунков и поделок из природных материалов.
  3. Оформить фотогазету «Друзья природы». Используются семейные фотографии, фотографии с экологических праздников, занятий по экологии и т.д.
  4. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр, видеофильмов природоведческого содержания.

Используемая литература.

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.-208с.
  2. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Программа и методические рекомендации/ сост. Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224с.
  3. Соломенникова О. А. экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 104с.
  4. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие./ Под ред. С. Н. Николаевой. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96с.
  5. Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144с.
  6. Родительские собрания: Подготовительная группа/ Авт.-сост. С. В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2008. -336 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  7. И. Ю. Запорожец. Психолого-педагогические гостиные в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003, 2010. – 72с.
  8. Танцуй малыш! Автор-составитель Т. И. Суворова «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург 2006.

Ход мероприятия.

Часть 1.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Сегодня в нашей музыкально-педагогической гостиной мы поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем.

Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам.

  1. Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?
    • Наблюдает ли ваш ребенок самостоятельно за растениями и животными?
    • Бережно ли обращается с насекомыми или проявляет жестокость?
    • Выражает ли готовность поухаживать за животными?
    • Обращает ли внимание на красивые явления природы?
    • Интересуется ли книгами о природе?

      Прежде всего, надо сталкивать ребенка с чудесами живой природы, давать возможность любоваться деревом и кустиком, кошкой и галкой. На свете ведь трудно прожить без трех вещей: искусства, любви и воспоминаний.
  1. Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?
    Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое и неизведанное. Посмотрите в карманы ребенка, чего там только нет: круглая речная галька, птичье перышко, кусочек сосновой смолы. Вот и выходит, что все эти собранные ребенком «драгоценности» своего рода овеществленные «почему», «зачем» и «как». Л. С. Выгодский – известный детский психолог назвал это «зоной ближайшего развития», т. е. «сегодня с мамой, а завтра – сам». Зона дел вместе с родителями – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот и получается, что у одного ребенка эта зона - широкая (с ним занимаются), а у другого – узкая, т. к. родители часто предоставляют его самому себе.
  2. Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят эти прогулки?
    «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить» гласит мудрая пословица. Это относится и к тому, как проходят прогулки на природе. Присмотритесь, чем больше увлекается ваш ребенок, разделите с ним это увлечение. Пусть нам кажется, что эти увлечения примитивные, но они обладают жизненной силой.
    Ребенок должен приходить к нам с вопросами, а наша с вами задача – эти вопросы вызывать. Дети обычно задают много вопросов о природе.
  3. Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?
    Чувственное восприятие природы – основа умственного развития (пошуршать осенними листочками; послушать, как звенит мартовская капель или как тихо падает первый снег; зажмуриться от яркого солнца; глубоко вдохнуть морозный воздух). Чем разнообразнее чувственное восприятие – тем ярче восприятие мира ребенком (это и художественное слово, и иллюстрации, а далее и посещение музеев).
  4. Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе?
    Трудно найти человека равнодушного к родной природе (покормить птиц, посадить божью коровку на цветок, полюбоваться веселыми стрекозами, порхающими над водой). Детство самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. их следует учить по доброму относиться к людям, к природе, воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.
  5. Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания и доброго отношения ко всему живому?

    В раннем возрасте для детей важен наш с вами авторитет. Но дети слышат: «Костер сам погаснет. Воды в реке на всех хватит. Нарвем букет домой – в лесу цветов много». Одна из особенностей нашего времени заключается в том, что окружающая среда дает в подавляющем большинстве опыт негативного содержания, образцы экологической безграмотности. В поле зрения детей постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоемы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным. Экологическое бескультурие становится «нормой», ребенок воспринимает его как привычную картину окружающего мира. Нам всегда с вами надо помнить: «Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счел бы неприличным делать в гостях». И этому правилу мы с вами должны научить наших детей.

Помочь ребенку разобраться: что есть добро, а что есть зло, не оставить его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед нами – взрослыми. А как помочь ребенку поделится своим опытом моя коллега Селезнева В. В.

Часть 2.

Уважаемые родители и коллеги! Наш разговор о воспитании любви к природе продолжается.

Интересное в природе происходит каждый день. Нам лишь надо уметь видеть самим и показывать это интересное ребенку. Пусть природа будет нашей союзницей в воспитании детей. Давайте чаще отправляться вместе с ребенком на природу. Такие прогулки сближают нас с ребенком, помогают установить дружеские взаимоотношения. Во время прогулок мы имеем большие возможности воспитательного воздействия на ребенка, а также развиваем его ум, тренируем память и внимание. Нам лишь надо научиться заполнять прогулки определенным содержанием, добиваясь, чтобы каждая из них стала праздником для ребенка и наполняла его душу радостью. И, выходя на прогулку с ребенком, мы с вами должны всегда помнить, что для детей это путешествие в большой, многообразный мир. Наблюдайте с ребенком за природой, развивайте у него способность к наблюдению. Наблюдайте за вечерним небом с огромным количеством звезд, за растущей сосулькой, за набухающей почкой, за вороной, жучком, паучком, снегопадом, дождем и радугой. Наблюдайте и объясняйте происходящее вокруг. И постепенно ребенок научится сначала замечать происходящее в природе, затем чувствовать и понимать, беречь и охранять.

Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества у них знаний. Чем мы можем помочь ребенку? Конечно, можем что-то рассказать им из своего опыта, так как сами имеем знания о природе. Но дело в том, что не всегда мы можем правильно, в доступной форме, красиво сообщать эти знания детям. И верным нашим помощником в данном случае являются книги, наша детская литература. Чарушин, Бианки, Пришвин, Пушкин. Этот список можно перечислять бесконечно. Это все авторы, которые писали о природе. Я предлагаю вам обсудить вопрос о том, как вы покупаете своему ребенку книги?

    • На что вы обращаете внимание при покупке книги? (содержание, иллюстрации, отсутствие в домашней библиотеке, просто понравилась, с учетом возраста ребенка).
    • Как вы читаете книги? (сразу с листа, сначала знакомлюсь с содержанием, сначала рассматриваю иллюстрации с ребенком).

Конечно, желательно, чтобы взрослые сначала сами познакомились с содержанием, учесть возраст ребенка, рассмотреть с малышом иллюстрации и постараться выбрать время, чтобы при чтении вас ничего не отвлекало. Обсудите с ребенком прочитанное, задайте ему 2-3 вопроса, выясните, понял ли он содержание, как он относится к поступкам героев.

В настоящее время выпускается много разных интересных журналов для детей и взрослых. Среди них большое место занимают журналы экологической направленности, которые позволяют формировать у детей реалистические представления о природе, дают возможность знакомить детей с жизнью на других континентах, объясняют детям сложные природные явления, рассказывают много удивительного из жизни животных и растений, об их поведении, повадках. К тому же многие журналы позволяют создавать свою коллекцию минералов, насекомых и др. А вдруг это незатейливое увлечение перерастет в дело всей жизни?

Мы живем с вами в 21 веке и не пользоваться достижениями научно-технического прогресса просто преступление. Но использовать их надо тоже во благо ребенка. Смотрите с ребенком интересные природоведческие передачи, которые транслируются по разным каналам телевидения. Просмотр передач интересен и детям и взрослым. Эти передачи развивают добрые и гуманные чувства ко всему живому, учат любить родную природу, позволяют посетить такие дикие уголки нашей планеты, в которых вы никогда не сможете очутиться. Обсудите с ребенком увиденное, сделайте рисунки к интересным и увлекательным эпизодам, предложите ребенку рассказать об увиденном тому члену семьи, который не смотрел телевизор. Вот передачи, которые вы можете вместе с ваши ребенком посмотреть: по Первому каналу – «В мире животных» и сериал «Живая природа»; на канале «Россия» - «Диалоги о животных», НТВ - «Дикий мир». Также сейчас можно приобрести интересные видеофильмы и аудиозаписи. Например, ВВС сняли увлекательный сериал «Ребятам о зверятах», а послушать звуки природы перед сном не помешает не только детям, но и нам. Мы подготовили для вас выставку художественной литературы, книг, видеофильмов и в конце мероприятия вы сможете с ней познакомиться.

Дети неугомонные исследователи. Поняв закономерность, они сразу же начинают искать новые подтверждения своих выводов. И здесь они не всегда могут обойтись без помощи взрослого. Экспериментируйте с детьми. Как сложно объяснить на словах, почему погиб цветок. А провести в домашних условиях эксперимент, доказывающий, что растениям необходимы тепло, свет, вода, воздух, не составит труда, к тому же он не потребует никаких финансовых вложений. Посадите в прозрачную банку с водой луковицу и наблюдайте с ребенком как прорастают корни. Совсем не трудно, опять же польза: витамины и свежая зелень у вас на столе. На улице покажите ребенку, что глина воду плохо пропускает, а песок – легко; дерево не тонет, а железка утонула. Вот первые элементарные знания из области физики в игровой форме ваш ребенок и получил. А опыт, доказывающий, что воздух передает запахи – это же легко, а это уже химия. Нам всегда надо помнить, что то, что нам кажется обычным и неинтересным, наши дети воспринимают как необыкновенные открытия.

Воспитание у ребенка экологической культуры – это долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чтобы ребенок видел, слышал и умел действовать с предметами, необходимо развивать сенсорные чувства и эталоны. Сенсорные чувства – это обоняние, осязание, слух, зрение, вкус; сенсорные эталоны – форма, цвет, величина. Лучше всего сенсорное развитие проходит через игру. Играйте с вашим ребенком в игры природоведческого содержания. Это несложно и увлекательно, а играть можно в любом месте. Например, в машине поиграйте в игру «Кто где живет», на рынке «Что где растет», на прогулке «С какой ветки детки». Сейчас я хочу вам предложить поиграть в игру, которую можно провести дома на кухне, во время приготовления ужина. Это очень простая и веселая игра, а ребенок закрепит название фруктов и овощей и будет развивать вкусовые рецепторы.

Проводится игра «Определи по вкусу с закрытыми глазами».

А вот еще одна игра – «Чудесный мешочек». Поиграйте всей семьей во время уборки урожая с собственной плантации. Она поможет ребенку закрепить название не только фруктов и овощей, но и форму, а еще подключит осязание.

Проводится игра «Чудесный мешочек».

Легко? Весело? А польза на лицо. Играйте с вашим ребенком, учите его незаметно, в игре, приносите ему радость от общения с вами.

Сколько бы мы не проводили бесед, не разговаривали с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока сами не будем заботиться о природе. Вы пришли в лес на пикник? Уберите за собой мусор, погасите костер, привлеките к этому своего малыша, и он впитает такой стиль поведения во всем. Вы приехали купаться на речку? Оставьте после себя берег таким, чтобы было видно траву и цветы, а не то что вы с собою принесли. Весной пригласите ребенка поучаствовать в субботнике. А вот еще одна распространенная ситуация: в парке мальчик радостно бежит … разгонять стаю голубей. Как вы отнесетесь к этому?

Давайте посмотрим с точки зрения отношения ребенка к природным объектам. Ребенок разгоняет птиц и ему это доставляет удовольствие. В этом случае он действует с позиции силы, он сильнее их, и мы поощряем его действия. У ребенка формируется представление о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь. Таким образом, маленький ребенок сильнее червячка, бабочки, кузнечика, он может их ловить, топтать. Пока не осознанно, но под нашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем это может стать нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям. Не кажется ли вам, что здесь прямой перенос на взрослого? Внук сильнее бабушки, сын сильнее мамы, муж сильнее жены.

Привлекайте ребенка к труду в природе. Развивайте у него такие качества, как желание помогать, защищать, оберегать, сочувствовать, любить. Покормите бездомную кошку, вместе с ребенком изготовьте кормушку и кормите птиц. Ведь это не сложно. Самое главное заинтересовать, увлечь ребенка. Привлекайте малыша к работе на дачном участке: пусть сажает семена, поливает посадки, ухаживает за животными. Учите ребенка наблюдать, любоваться, ухаживать за природой.

Где как не в семье должны быть созданы все условия для естественного и благоприятного контакта детей с природой? От нас с вами зависит, каким ребенок вырастет: равнодушным или заботливым. В заключении я хочу прочитать вам несколько строк из стихотворения Н. Луконина.

В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!

Продолжит нашу беседу музыкальный руководитель Татьяна Васильевна.

Часть 3.

В зал входят дети.

Сегодня я путешественник. И я предлагаю всем отправиться в путешествие сказочный лес. Вы согласны? Ну, тогда вперед, мы с вами отправляемся в путь! Наше путешествие начинается! А отправимся мы в путь на веселом паровозике. Я буду машинистом, а вы пассажирами. Всем необходимо встать друг за другом, взять за талию впереди стоящего. Когда начнется движение, вы будете повторять все движения за мной.

Проводится музыкально-ритмическая игра «Веселый паровозик».

Посмотрите куда мы попали! Вокруг нас лес! Давайте представим, какие красивые деревья здесь растут, как хорошо пахнут цветы! Все деревья разные и необычные, ведь мы с вами не в простом лесу, а в волшебном.

Проводится игра-релаксация «Деревья» под медленную спокойную музыку по выбору музыкального руководителя.

Сейчас каждый из вас представит себя любым деревом или цветком. Подумайте, кто вы: дерево или цветок? Ваши ноги – это корни, которые прочно держат вас в земле, вы твердо и уверенно стоите на земле. Ваши руки – стебли и ветки. Они качаются под действием легкого теплого ветерка.

В этом лесу есть и животные! Давайте мы с вами покажем, какие звери могут жить в этом лесу. Показывать необходимо только мимикой, движениями и жестами. Говорить нельзя. Родители – это взрослое животное, а ребенок – детеныш. А мы с вами должны догадаться, какое животное мы увидели.

Игра «Изобрази животное». Проводится под музыкальное сопровождение.

Наше путешествие подходит к концу, и нам пора возвращаться домой. Наш веселый паровозик уже ждет нас.

Проводится музыкально-ритмическая игра «Веселый паровозик».

Мы приехали в детский сад. Садитесь, пожалуйста, за столы: дети рядом со своими родителями. Продолжит наше с вами общение наш воспитатель Крестова Татьяна Васильевна.

Часть 4.

В необычном лесу обитает волшебное животное. Оно доброе, но немного пугливое. Поэтому его нельзя увидеть, но можно помечтать и представить. Животное может быть разной формы, большое или маленькое, толстое или худое, с одной ногой или несколькими головами. А может оно крылатое? А может у него есть 3 уха или 5 хвостов? А вдруг его тело покрыто шипами, а на носу растут рога? Возможно, его тело гладкое и переливается всеми цветами радуги? Или оно покрыто приятной шелковой шерсткой, которую так и хочется погладить? У этого волшебного животного могут быть когти, а могут быть мягкие лапки. А вдруг у него всего один огромный глаз или они маленькие и их очень много и расположены они по всему туловищу? У каждого из вас свое волшебное животное.

Наш волшебный лес пока пустой. Но лес без животных не может называться лесом. И я сейчас предлагаю вам нарисовать это волшебное животное и поселить его в этом лесу. Ваше животное может идти по дороге, а может лететь по воздуху или прыгать с дерева на дерево. Возможно, оно живет в реке или прячется под бережком. Помните, наш лес волшебный и живет в нем волшебное животное, а значит, выглядит оно необычно. И, конечно, не забудьте назвать свое животное.

Пожалуйста, приступайте к работе. Рисуйте вместе, учитывая мнение друг друга.

Дети с родителями рисуют волшебное животное в сопровождении спокойной музыки. На рисование отводится приблизительно 10 минут.

Вот и пришла пора заселить наш волшебный лес.

Дети с мамами по очереди выходят к мольберту и расставляют своих животных, называя их.

Давайте полюбуемся на наш волшебный лес. В нем теперь поселилось много необычных животных, и он ожил. Я слышу, как поют птицы, как рычат, пищат, трещат на все голоса животные. Это очень живой и веселый волшебный лес.

А сейчас наши дети пойдут в группу, а мы с вами продолжим нашу беседу.

Часть 5.

Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. И от нас взрослых зависит, какими хозяевами на Земле станут наши с вами дети. Я предлагаю вам сейчас принять решение.

Решение.

  1. Считать воспитание у детей любви к природе важнейшим направлением совместной деятельности педагогов и родителей.
  2. Использовать в семейном экологическом воспитании опыт детского сада.
  3. В целях стимулирования образного мышления и творческого воображения в процессе работы над поделками и побуждения к творческому союзу детского сада и семьи провести смотр-конкурс на лучшую кормушку для птиц «Помогите пернатым друзьям».