Цель:
- Формирование у детей способности быть удовлетворенными жизнью.
- Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми.
Эпиграф к уроку: “Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно” (А,С. Макаренко)
Ход занятия
Ведущий. Сегодня мы с вами попробуем разобраться, умеем ли мы быть счастливыми, почему важно быть счастливым и для себя, и для других, имеет ли счастливый человек проблемы и др.
– Ребята, что такое счастье, как вы думаете?
– Ваши высказывания очень разнообразны, вы
каждый по-своему понимаете, что такое счастье.
– Есть ли общее определение счастья? (Дети
отвечают.)
Вывод: каждый понимает счастье по-своему, у каждого “свое” счастье.
– Почему же быть счастливым полезно в первую очередь для себя самого? (дети отвечают.)
Счастье – это положительные эмоции. Чем чаще человек испытывает их, тем меньше нервного напряжения возникает в его организме, а значит, тем он здоровее. Известно, что больше всего долгожителей в горных селениях. Там встречаются старцы, которым 100 и более лет. Что же так благотворно действует на людей? Ученые долго искали причину этого явления и пришли к выводу, что главное здесь – добросердечность, доброжелательное отношение к окружающим.
– Почему быть счастливым полезно и для
окружающих людей? (дети отвечают.)
Счастливый человек продлевает жизнь тем, кто с
ним контактирует. Он умеет доставлять счастье
другому: сказать добрые слова, поблагодарить,
попытаться рассмешить, чтобы поднять настроение.
Счастливый бережет счастье другого, поэтому он
деликатен. На такого человека приятно смотреть, с
ним приятно общаться. Своим видом он говорит: “Я
счастлив; я спокоен; я уверен в себе; я знаю, чего
хочу; я люблю этот мир и желаю счастья людям...” [1].
“Живая скульптура” [8].(две группы детей)
Изобразите счастливого человека и несчастного.
– Опишите, как выглядит счастливый человек и несчастный: его одежду, внешний вид, выражение лица, (дети отвечают.)
Действительно, у счастливого открытое лицо, с улыбкой, с блеском в глазах, поза свободная, осанка уверенная. Он заботится о своей внешности, аккуратно и чисто одевается, украшает себя.
– Какие еще чувства соседствуют со счастьем? Правильно, спокойствие, удовольствие, восторг, надежда, доверие, удивление, удовлетворенность.
– А как выглядит несчастный человек? (Противоположная характеристика.)
– Означает ли это, что счастливый человек не испытывает отрицательных эмоций, никогда не раздражается, не переживает огорчений? (Дети отвечают.)
Вывод: быть счастливым не означает жить без проблем, быть свободным от несчастья. Это значит: считать их частью своей жизни и уметь переживать огорчения
Для того чтобы пережить огорчение, есть разные способы:
- сделать дыхательную гимнастику;
- послушать музыку;
- посмотреть телевизор;
- пообщаться с друзьями;
- съесть что-нибудь вкусненькое;
- выпить стакан воды, сока, чашку чая;
- побоксировать подушку;
- поплакать (но не демонстрировать это окружающим).
Выбери тот способ успокоения, который тебе больше всего подходит.
– Кстати, кто из вас даст совет, как перестать быть плаксой, если “плачется” слишком часто? (дети отвечают)
Я бы посоветовала: стараться меньше жалеть себя; укреплять нервную систему: закаляться, бегать, плавать.
Народ по этому поводу сложил пословицу: “Слезами горю не поможешь!”
На тему счастья и несчастья есть много пословиц. [6].
Вот некоторые из них. Объясните, как вы их понимаете:
- Не родись красивым, а родись счастливым;
- Бояться несчастья – и счастья не видать;
- Лучше быть добрым уродом, чем злым красавцем.
- Счастливым быть – никому не досадить;
- Не бывать бы счастью, да несчастье помогло;
Ни радости без печали, ни печали без радости;
Вывод после обсуждения: как бы ни было плохо, в этом обязательно есть что-то хорошее. В неприятном тоже может быть скрыта радость, неудача может стать залогом достижения, несчастье обладает своей счастливой стороной.
Разбор ситуаций [1].
– Вспомните ситуации в вашей жизни, когда неудача стала причиной успеха. Переделайте фразы так, чтобы найти в неприятном тот момент, в который уже заложено счастье:
- В комнате прохладно, но зато... (так легче думается).
- С утра не кончается дождь, но мне кажется это замечательным, потому что... (в такой день хорошо сочиняются стихи).
- К уроку мне надо перечитать огромную кипу книг, но это хорошо тем... (что я узнаю много нового).
- Как долго еще до контрольной работы! Это прямо везение для нас, потому что... (мы еще лучше подготовимся).
Вывод: привычка быть счастливым позволяет человеку в значительной степени освободиться от господства внешних обстоятельств; внешними обстоятельствами мы управляем сами.
– Счастлив тот человек, который не одинок, у которого есть друзья.
Стихотворение Расула Гамзатова “Берегите друзей”.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши,
Гнев на друге, может быть, мгновенный
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей!
Просмотр мультфильма “Сплетница” и беседа по его содержанию.
В исполнении ребят звучит песня “Ты да я, да мы с тобой”
Ты да я, да мы с тобой – 2 р.
Здорово когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля – 2 р.
Ты да я, да мы с тобой – 2 р.
Землю обойдем, потом махнем на Марс
Где-то у Оранжевой речки,
Там уже грустят человечки,
Оттого что слишком долго нету нас – 2 р.
Ты да я, да мы с тобой – 2 р.
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаемся,
Дружба все равно остается,
Дружба остается с нами навсегда – 2 р.
Упражнение “День, наполненный счастьем”[1].
Отыщите в сегодняшнем дне признаки счастья, которые вы проживали, но в суете дел, забот, может быть, не запомнили, а значит, не оценили (дети отвечают).
Вывод: мы умеем быть счастливыми, когда думаем не о том, чего хотим, а о том, что имеем; нам есть за что благодарить судьбу.
Послушайте старую восточную легенду. После того как боги сотворили Вселенную, Землю, звезды, Солнце; после того как они сотворили Природу – горы, моря, океаны, леса; после того как они сотворили Человека – они создали Счастье. Боги не хотели, чтобы Счастье досталось Человеку даром, без труда. Он должен был сам достичь, открыть его. Боги задумались, где же спрятать Счастье. Сначала они хотели спрятать его на вершине самой высокой горы, потом – в самом глубоком месте океана, затем на самой далекой звезде. Но все эти места казались им слишком доступными. И тогда они решили: “Спрячем Счастье в сердце человека, он станет искать его на земле и на небе, в лесах и в воде, даже не подозревая, что все время носит его с собой”.
– О чем говорится в этой легенде?
Вывод после обсуждения: счастье – это не какая-то несбыточная и далекая мечта; оно в нас самих, рядом с нами.
Шуточный тест “Скажи мне, кто...” – друзья из одного мультфильма “Винни-Пух”
Нужно выбирать не себя, а того, кто нам нравится (по крайней мере, в этот момент). Это значит, что нужно выбирать персонаж с приятными нам чертами характера. Таким образом, прочитав условные характеристики подобных персонажей, вы увидите, какие личностные свойства вам хотелось бы видеть в себе или ближайшем окружении. Помните известную народную мудрость: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты”? И самое главное! Не забудьте, что все это, в конце концов, только шутка.
ТИГРА
Это жизнерадостные, никогда не унывающие люди, которые с легкостью готовы поделиться с окружающими своим хорошим настроением. Из Тигров могут получиться отличные лидеры, своим напором они способны “сдвинуть с места гору”. Однако Тиграм часто не хватает усидчивости, внимания, что способно привести к неудачам в любом, даже самом интересном деле. При первых затруднениях они могут потерять интерес к работе и с энтузиазмом взяться за новую деятельность, которую также не доведут до конца.
Тигры могут быть успешны в спорте, творческих делах, а также политической деятельности (при наличии спокойного, рассудительного помощника).
КРОЛИК
Среди Кроликов много тех, кто не боится взять на себя ответственность и роль лидера в сложной ситуации. В отличие от лидера Тигры они талантливые менеджеры, организаторы. Кролики могут обладать разносторонними способностями, развитой эрудицией, однако они часто переоценивают свои возможности. Смело взяв на себя руководство делом, они не всегда могут довести его до конца.
Кролики могут быть успешны в банковском деле; из них получаются отличные юристы, а также топ-менеджеры.
ИА-ИА.
Люди типа Иа романтичны, тонко чувствуют красоту окружающего мира, но при этом не всегда понимают чувства других людей. Правда, последнее не мешает им быть отличными манипуляторами – Иа могут организовать ситуацию так, что другие люди будут выполнять их желания, даже не подозревая о том, что ими манипулируют.
Иа могут быть успешными в деятельности, где нет необходимости в постоянном контакте с другими людьми. Из них получаются хорошие программисты, дизайнеры, исследователи.
СОВА
Совы – настоящие интеллектуалы. Это люди, способные на основе анализа делать удивительно точные выводы. Они добры, не жадны, но несколько рассеянны. Вместе с тем Сов не стоит обижать: милая рассеянность не мешает при необходимости успешно постоять за себя.
Совы – хорошие преподаватели, юристы и врачи, а также работники профессий, требующих разносторонних знаний и умения анализировать.
ПЯТАЧОК
Пятачков, как правило, любят и принимают в любой компании. С ними легко, они внимательные слушатели, добрые и откровенные друзья. Однако Пятачки часто бывают несамостоятельными. Им становится трудно, если рядом нет лидера, которому Пятачки стараются подражать в одежде, поведении, словах.
Из Пятачков получаются хорошие заместители руководителей, специалисты в области средств массовой информации, торговом бизнесе.
ВИННИ-ПУХ
У Пуха развита аналитическая деятельность: он привык рассуждать над каждым новым явлением. Недостаток знаний компенсируется фантазиями, способностью мыслить абстрактными понятиями. Пух охотно принимает участие в различных спорах, причем не для того, чтобы блеснуть остроумием, а для установления истины.
Пухи могут хорошо учиться: некоторая склонность к лени, предпочтение умственного труда физическому заставляет их изобретательно находить нестандартные решения поставленных перед ними задач. Среди Пухов немало левшей.
Из Пухов нередко получаются успешные специалисты в самых различных сферах деятельности. Учитывая их способность мыслить абстрактно, они могут быть врачами и писателями, экономистами и предпринимателями.
Игра “Мы друзья”
– Давайте друзья, встанем в круг дружбы!
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои,
Ты им свою улыбку подари.
(Дети улыбаются друг другу).
Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло твоей руки.
(Дети пожимают руку тому, кто справа)
Нет пословицы, ребята, верней,
Той, что гласит “Имей сто друзей”
Пусть растет и ширится Дружбы круг,
Чтобы рядом был верный друг.
Упражнение “Благодарность”
Чтобы приносить счастье другому, надо уметь высказывать людям свои теплые чувства, хотя бы раз в день кого-то благодарить. Скажите сейчас слова благодарности кому-нибудь по желанию (дети говорят).
Итог:
– Давайте теперь ответим на вопрос,
поставленный в начале занятия. Продолжите фразу:
“Я самый счастливый человек, потому...”
– Каждое утро начинайте с того, что подойдите к
зеркалу, улыбнитесь и скажите: “Я самый
счастливый человек!”.
– Мы поняли: счастье можно получить, когда даришь
счастье не только самому себе, но и другому
человеку, когда делаешь добрые дела.
Литература:
- Губкина Т. “Я умею быть счастливым человеком” (“Школьный психолог” №2 январь 2008).
- Диск “Мудрые сказки тётушки Совы “Медвежонок Ых и сказочное лето”: м/ф “Сплетница.
- Ильченко Л.П., Некрасова Е.А. Учимся толерантности. Учебное пособие. Новочеркасск, 2003.
- Калейдоскоп родительских собраний. Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2003.
- Рожков М.И., Байбородова Я.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль 2003.
- Тарабанина Т.И., ЕлкинаН.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.– Ярославль.: Академия развития, 1997.– 224с., ил.
- Тест “Скажи мне, кто...”.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М., 2001.