Цели урока:
- подготовить учащихся к написанию сочинения по картине;
- совершенствовать умение анализировать картину;
- воспитывать любовь к традициям, национальной культуре;
- воспитывать внимательного читателя.
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- презентация;
- отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне» (глава «Масленица»);
- репродукции картин Б.М. Кустодиева;
- проект «Масленица».
Ход урока
Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому – это было всегда единственным «сюжетом» моих картин.
Б.М. Кустодиев
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Вступительное слово учителя.
- Ребята, часто ли вы можете понаблюдать за изменениями в природе? Посмотрите в окно. Давно ли стояли 40-градусные морозы, мели метели, а теперь… «Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянной бахромой сосульки, плавятся, звякают о ледышки. Прощай, зима!».
Это отрывок из романа И.С. Шмелева «Лето Господне». Сегодня на уроке эти отрывки будут нашими помощниками.
- Ребята, какой праздник является праздником встречи весны?
- Масленица.
- Что вы знаете об этом празднике?
Дополнят ваши представления сообщения учащихся и проект «Масленица», подготовленный ребятами.
III. Сообщения о Масленице и защита проекта.
1) Масленица – праздник встречи весны, пришедший к нам от языческой веры. Празднование Масленицы проходило раньше так: делали куклу Масленицы из соломы, наряжали ее в женскую одежду и возили по всей округе с песнями. Спустя неделю с плясками и песнями везли куклу Масленицу в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру. Считалось, что вместе с ней улетают трудности, невзгоды и неприятности. Также иногда куклу Масленицу приносили к сожжению на высоком месте, чтобы небесный огонь приблизился к земному, а заодно сжег старое, ненужное, несчастное. Справляют Масленицу за 7 недель до Пасхи, и чаще она приходится на конец февраля – начало марта.
2) По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю.
Понедельник – «Встреча».
В первый день строились горы изо льда, ребятишки вместе со старшими качались на качелях. Устраивали потехи над ряжеными и скоморохами.
Вторник – «Заигрыш».
В этот день начинались походы ряженых по домам с пожеланиями и последующими угощениями.
Среда – «Лакомка».
Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи – все на стол мечи».
Четверг – «Разгуляй».
Обычно катали куклу Масленицы на санях. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Пятница – «Тещины вечера».
В этот день зять едет к теще на блины, а теща зятя привечает, угощает.
Суббота – «Золовкины посиделки».
В субботу все начинали ходить друг к другу в гости, приподносить подарки. Молодые парни и девушки устраивали веселые посиделки, на них они пели частушки и устраивали игры.
Воскресенье – «Прощеный день»
В последний день Масленицы обычно ходили в церковь, просили у всех и вся прощенья. После возвращались к весельям и забавам, а вечером сжигали куклу Масленицы, приговаривая:
Пора Масленице со двора съезжаться!
Все, Масленица, прощай!
На тот год приезжай!
3) Защита проекта «Масленица».
IV. Анализ картины Б.М. Кустодиева «Масленица».
Праздник масленицы совсем недавно прошел, но атмосфера веселого раздольного праздника осталась. Чувствуется она и на картине Б.М. Кустодиева «Масленица».
Откройте ваши учебники. Цветная вклейка № 15. Запишите в тетради дату, тему урока, эпиграф.
Народные праздники были излюбленной темой в творчестве Б. Кустодиева. И первое место среди них занимает веселая, шумная, хлебосольная масленица.
Глядя на эту картину, «Масленица», трудно себе представить, что она создавалась художником в ту пору, когда он был уже тяжело и неизлечимо болен. Парализованный, навсегда прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев говорил: «Мой мир – это моя комната». Но в тоже время: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому – это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».
Я думаю, что удалось. Давайте это докажем.
- Что изображено на картине?
- Вытянутое по горизонтали полотно вмещает целую панораму города.
Эту картину Кустодиев писал под впечатлением от древних подмосковных городов Серпухова и Зарайска.
- Чем примечательная изображенная местность?
- Местность холмистая, и на ней раскинулся сказочный заснеженный город.
- Какие постройки вы видите?
- Церкви, светлые купола храмов, торговые ряды, театр, искрящиеся инеем крыши домов и зданий.
- Давно ли выпал снег?
- О том, что шел снег, видно по его обилию на деревьях, по глубоким следам, оставленным в сугробах.
- Обратите внимание на людей, изображенных на переднем плане. Как они одеты? Что, по-вашему, занимает их?
- Что привлекает наше внимание на среднем и заднем плане изображения?
- Лихая езда на расписных санях с важными бородатыми кучерами, веселая карусель с шумным балаганом.
- Какими средствами художник создает праздничную атмосферу народного гулянья?
- В «Масленице» есть все, что присуще народному гулянью. Картина словно иллюстрация к отрывку из книги И.С. Шмелева «Лето Господне».
- Найдите в отрывках подтверждение этому.
- «Яркие пятна, звоны, …синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистая снежная дорога, уже замаслившаяся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони».
Какие средства выразительности использует И.Шмелев для изображения масленицы?
- Какие цвета использует художник для изображения людей?
- «Черно на горах народом», «разноцветные сани и шали», «воздушные шары».
- Какие цвета и оттенки художник использовал для изображения природы?
- Изумрудно-зеленое небо, желто-розовые облака, белые жемчужные деревья, оттенки синего, сиреневого.
- Есть ли взаимосвязь между картиной природы и сценой народного гулянья? В чем она проявляется?
- Светом, чистотой наполнена природа, светом наполнены лица людей. Они излучают счастье, радость от народного гулянья, от того, что без людской злобы с чистого листа начинают новый период жизни. Почему, спросите вы? Потому, что в масленицу существовал обряд «просить прощенья». Художник запечатлел на полотне просветленность народа в момент народного гулянья.
- Вообразите, какими звуками может быть наполнена картина?
- «Стоит благодатный гул, гудят шарманки», «пищат гармошки», смех, шутки.
Перед нами раздольная красота России с ее многовековыми традициями, с самобытностью народа и обычаев, с жизнелюбием и оптимизмом.
- Сохранилось ли это сегодня? Какие традиции существуют в вашей семье?
- Сохранилось очень многое. Это настоящее богатство. Наши вечные ценности.
- Какие чувства вы испытываете, глядя на картину?
Давайте попытаемся перенести наши впечатления от картины в сочинение. А чтобы вам помочь – задания.
V. Работа над орфограммами и пунктограммами.
1) Объясните орфограммы, составьте со словосочетаниями предложения:
2) Объясните пунктограммы, составьте схему предложения:
Главная тройка, въезжающая на пригорок, чуть притормозила свой бег, чтобы зритель мог полюбоваться красотой ее убранства.
3) Составление плана. (Если готовый план, то задать вопрос: Что бы вы добавили в план? А что бы исключили из него?)
1. Б.М. Кустодиев – талантливый мастер изображения русских праздников, русского быта и русского характера.
2. Картина «Масленица» - собирательный образ России:
- Панорама заснеженного города
- Народные забавы
- Лихая езда в расписных санях
- Звуки масленицы
- Взаимосвязь природы и народного гулянья.
3. Многовековые традиции России на картинах Кустодиева.
VII. Советы по написанию сочинения (см. презентацию)
VIII. Итог урока. Слово учителя.
«Масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».
«Я любуюсь – любуюсь масленицей, боюсь дотронуться, - так хороша она. Чудится что-то в этом, но – что? Не могу сказать?»
Я думаю, что вы сумеете передать ваши впечатления и чувства в домашнем сочинении (запись домашнего задания).
IX. Рефлексия.
Продолжите предложения:
- Мне показалось интересным ….
- Меня удивило ….
- Мне бы хотелось ….