Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка, формирование первоначальных знаний и умений, период становление различных видов деятельности и развития посредствам их ребенка как субъекта деятельности. Именно в этот период дети наиболее интенсивно познают окружающий мир; закладываются основы всего последующего развития.
Обучение в детском саду – это не только сообщение знаний, но и развитие у детей умственных способностей, механизмов умственной деятельности. На занятиях по математическому развитию у дошкольников развиваются организованность, дисциплинированность, произвольность психических процессов и поведения, возникают активность и интерес к решению задач.
Под математическим развитием дошкольников понимают сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программой.
В программах воспитания и развития детей дошкольного возраста защищая обучающихся от видов, содержания и форм организации образовательной деятельности, не соответствующих их возрасту, психофизическому и социальному развитию, говорится, что в дошкольном возрасте образовательная деятельность строится на развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с постепенным введением элементов логического мышления в старшем возрасте. Отсюда следует, что в обучении дошкольников большое внимание должно уделяться развитию мышления.
Одна из главных функций дошкольного образования это подготовка детей к систематической учебной деятельности в школе. Усвоение математических знаний на начальных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний.
В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. Задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задач и отбрасывать несущественное, второстепенное.
Полностью соответствовать своей роли текстовые задачи могут лишь при правильной организации методики обучения детей решению задач. Ее основные требования будут более понятными, если рассмотреть особенности понимания старшими дошкольниками арифметической задачи.
Цель Методических рекомендаций показать, как развивается наглядно – действенное, наглядно – образное и элементы логического мышления на занятиях по математическому развитию в процессе решения задач.
Настоящие методические рекомендации содержат практические советы воспитателям дошкольного образовательного учреждения по организации занятий по математическому развитию для развития мышления старших дошкольников в процессе решения задач. Структура методических рекомендаций позволяет легко изучить данный вопрос. Поэтому они будут полезны родителям, заинтересованным в развитии своего ребенка.
Рекомендации разработаны в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Содержание методических рекомендаций
- Пояснительная записка
- Мышление как психический процесс
- Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста
- Теоретические основы понятия “задача”
- Задача как средство развития мышления старших дошкольников
- Фрагменты занятий по работе над задачей
- Список литературы
- Приложение