План построения занятия.
- Вступительная беседа (со словесной игрой “Радио”).
- происхождение имен, составление “поезда имен”.
- полные – неполные имена, игра “Назови полное имя”(с мячом);
- имена отчества родных, знакомство на стенде
- знакомство с документом “Свидетельство о рождении”.
- называть людей можно по-разному, игра “Угадай, кто позвал?”.
- составление цветка своего имени ( каждый ребенок на своем мини-фланелеграфе ).
- игра “Я и мои друзья”.
Программное содержание:
- Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом “Свидетельство о рождении”;
- Развивать уважительное отношение к своему имени;
- Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям, желание правильно обращаться к ним;
Предварительная работа:
- выставка книг в центре грамотности по теме. Консультация для родителей “Что в имени твоём”.
- чтение дополнительной литературы: А. Барто “Имя и фамилия”.
- рассказ воспитателя “Как и почему появились имена”.
- домашнее задание “Моё имя, как оно появилось”.
- совместное изготовление альбома “Моё имя”
- рисование “Подарок другу”.
- составление рассказов детьми “Моя семья”.
Материал к занятию:
- фланелеграф;
- карандаши на каждого;
- заготовки лепестков;
- лист ватмана с семейными фотографиями.
Ход занятия
Дети садятся на стульчики.
– Ребята, мы с вами встречаемся каждый день, знаем друг друга хорошо. Посмотрите внимательно друг на друга, чем мы отличаемся друг от друга? (ответы детей: ростом, цветом волос, цветом глаз и др.);что у нас есть общее (ответы детей). Несмотря на то, что у нас много общего и мы сказали об отличиях, но все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что же это? (предположения детей).
– Предлагаю поиграть в игру “Радио”: Послушайте внимательно: “Потерялся ребенок, у него две руки, две ноги, два глаза, два уха, один нос, один рот. Кто же это? Непонятно. А вот сейчас кого ищут: потерялся мальчик, он темноволосый, одет в синюю рубашку, зовут его Валера. Кто же потерялся? Правильно – это наш Валера. Как вы догадались? Конечно, я назвала имя мальчика. Называя имя, мы можем определить, о ком идет речь, к кому обращаются. Так что же есть у каждого, чего не видно, но чем мы все отличаемся друг от друга? Верно – это имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Сегодня мы поговорим с вами о праве на имя.
Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Имена давались с давних времен, к выбору имени для своих детей папы и мамы относятся очень внимательно. Взрослым хочется, чтобы их дети росли крепкими, добрыми, сильными, милыми. По имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, мальчик или девочка, молодой человек или пожилой.Значение имен разное, например, Добрыня (делающий добро). Было необычное имя Любомир (любящий мир, людей), вам знакомо имя Людмила (людям милая). А знаете ли вы, что обозначают ваши имена?(опрос детей, при необходимости помощь: Лариса – чайка; Вадим – имеющий привлекательность, зовущий, любимый; Валерий – бодрый, крепкий; Максим – величайший; Дмитрий – плодородие; Иван – милость Божья; Яков – идущий по пятам, последователь; Станислав – славный своей крепостью).
Имена бывают разные. Давайте составим с вами необычный поезд: из имен, которые вам знакомы. На фланелеграфе выставляется поезд, дети по очереди “прицепляют” вагоны, на которых написаны имена( вместе с детьми проговорить их).Все эти имена разные. Вам известны имена Надежда, Вера, Любовь – они были придуманы на Руси очень давно и поэтому называются старорусскими. Но у нас есть много имен, которые пришли к нам из других стран. Это, например, моё имя – пришло к нам от древних греков. Вот дома побеседуйте с родителями, откуда пришло ваше имя. А если будут затруднения, то мы с вами найдем ответ в этой книге (показываю книгу).
Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имена у вас маленькие, но когда вы подрастете ваши имена тоже подрастут и станут полными. Вставайте в круг, мы с вами послушаем, как красиво звучат ваши полные имена:
Игра “Моё полное имя” (дети, начиная с воспитателя, передают по кругу мяч и называют своё полное имя).
– Ребята, как вы обращаетесь к своим друзьям, братьям, сестрам? (По имени.) А к взрослому человеку? (По имени отчеству.) Подойдите, пожалуйста, к фотографиям и познакомьте нас со своими мамами, папами, близкими (дети называют имена отчества своих родных) – фотографии размещены на стенде.
Показываю “Свидетельство о рождении”.
– Кто знает, что это за документ? Этот документ называется “Свидетельство о рождении”. Сюда записывают фамилию, имя, отчество человека, дату рождения, фамилию, имя, отчество его родителей. У вас у каждого есть свидетельство о рождении. Когда придете домой, попросите маму показать этот документ, пусть она прочтет все записи, и вы еще раз услышите, как звучит ваше имя и имена ваших родителей. А когда вы станете взрослыми, у вас появится еще один документ – это паспорт. Как вы думаете, что в нем написано? (ответы детей). Его вы сможете тоже посмотреть у своих родителей.
Вы сказали, что хорошо знаете своих друзей, сейчас мы это проверим – поиграем в игру “Угадай, кто позвал” (в кругу).
– Молодцы, были внимательными, поэтому верно угадывали имя ребенка, который позвал. Присаживайтесь на стульчики.
А теперь я приглашаю вас пройти к столам и сделать цветок своего имени ( в центре ребенок вписывает свое имя, остальные лепестки с ласкательными именами приклеивает, составляя ромашку). Все ваши красивые цветы можно собрать в один большой красивый альбом “Наши разные имена”.
– Сколько разных имен и мы все друзья.
Предлагаю игру “Я, мои друзья” (занятие закончено).