Цель этого мероприятия заключается в том, чтобы представить учащимся яркие, запоминающиеся "портреты" редких и находящихся под угрозой исчезновения живых существ; рассмотреть причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны. В заключение эксперимента мы провели праздник "Сохраним удивительный мир природы".
Ученикам было дано задание подобрать материал о редких животных и растениях, нарисовать их, ознакомиться с Красной книгой Волгоградской области и ответить на вопрос: "Почему они могут исчезнуть?", мероприятие сопровождается презентацией.
В заключение демонстрируется видеоролик " В мире животных". (Приложение).
Содержание внеклассного мероприятия
I. Организационный момент.
II. Слово учителя. (Звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года")
- Кем должен быть человек - сыном природы или её покорителем?
Издревле люди знают четыре стихии: огонь, вода, ветер, засуха. Позднее это слово - стихия, приобрело новый смысл. Теперь мы обозначаем им могучее, зачастую разрушительные силы природы: лесные и степные пожары, бури, смерчи, сильные засухи, наводнения, жестокие морозы. В нашем веке выявилась ещё одна стихия - неразумная человеческая деятельность.
Природа как израненная птица кричит, просит о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. (Слайды 2 -5).
Первым услышал этот зов человек, который ближе всех к природе - лесовичок.
- Лесовичок хочет узнать, как вы знаете правила поведения в природе:
(Учитель показывает слайды 6 -16, на которых отражены правила поведения в природе. Ученики дают объяснение).
Учитель. Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано.
- Какая наука занимается изучением связей между живыми существами и окружающей средой, человеком и природой?
Ученики. Это наука - экология.(слайд 17)
Учитель. Прекрасен мир живой природы, а люди - часть его.
Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир!
Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и Человека в самом смысле этого слова.
Ученик 1. (Обращает внимание учеников на слайд 18 -19).
В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли этих голубей странствующими. Но люди ради вкусного мяса убивали их без счёта. На земле не осталось ни одного голубя.
Ученик 2. Снежный барс (слайд 20-21) живёт высоко в горах. Днём он отдыхает в глубоких ущельях, а по ночам выходит охотиться. Он охотится на горных козлов и баранов, косуль и кабанов. Снежный барс находится под угрозой исчезновения. Его враги - браконьеры, убивающие зверей ради красивой и дорогой шкуры.
Ученик 3. В марте 1974 года была учреждена Красная книга СССР (слайд 22-23). В первый её список были внесены 52 вида зверей и 65 видов птиц нашей страны. Под охрану человеком были взяты: азиатский речной бобр, выхухоль, фламинго, лебедь, розовая чайка, орлан (слайды 24-33, учащиеся рассказывают об этих редких животных)
Бобр - крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Длина его тела достигает 1-1,3 м, высота в плече - до 35,5 см, а масса - до 30-32 кг. Тело у бобра приземистое, с укороченными 5-палыми конечностями; задние конечности значительно сильнее передних. Между пальцами имеются плавательные перепонки, сильно развитые на задних конечностях и слабо - на передних. Когти на лапах сильные, уплощённые. Глаза у бобра небольшие; уши широкие и короткие, едва выступающие над уровнем меха. Ушные отверстия и ноздри смыкаются под водой, глаза закрываются мигательными перепонками. Коренные зубы обычно не имеют корней; слабо обособленные корни образуются лишь у отдельных старых особей. Резцы позади изолированы от ротовой полости особыми выростами губ, что позволяет бобру грызть под водой.
Обыкновенный или розовый фламинго - птица из отряда фламингообразных. Оперение у взрослых самцов и самок - нежно-розового цвета, крылья - пурпурно-красные, маховые - чёрные. Неоперённые части головы (уздечка и кольцо вокруг глаза) - красные. Клюв в основной части - розовый, на конце - чёрный. Молодые птицы - грязновато-серые, со слабовыраженным розовым налётом. Взрослый наряд они "надевают" на третьем году жизни. Общая длина тела - 130 см, птицы достигают массы 3,4-4 кг. На каждой ноге у них по 4 пальца.
Розовая чайка - птица семейства чаек. Длина тела около 35 см. Спина и верх крыльев серо-сизые, голова, грудь и брюшко розовые, на шее узкий чёрный ошейник. Клюв чёрный, ноги красные. Распространена на С.-В. Сибири (от р. Яны до западной окраины Чукотского полуострова) и Западной Гренландии. Зимой кочует в открытых водах Северного Ледовитого океана, проникая в Северную Атлантику и Берингово море. Гнездится в тундре и лесотундре по берегам озёр. Питается насекомыми, мелкими моллюсками, в период кочёвок - рыбой и ракообразными.
Оперенье лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. Самок и самцов внешне весьма трудно различать. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами. Размах их крыльев достигает двух метров, а вес может превышать 15 кг.
Распространён орлан-белохвост почти на всей территории страны, кроме пустынь Средней Азии и Казахстана, высокогорных и приполярных районов. Но численность в целом мала и интенсивно падает.Это крупная птица - длина тела с хвостом у самки достигает одного метра, размах крыльев - около 1,5 метра, вес - 5-6 килограммов.
Белохвост обитает поблизости от крупных водоемов, там, где рядом с ними есть старые леса или группы высокоствольных деревьев. Гнезда устраивает на деревьях высоко от земли.
Ученик 4. Казалось бы, чем полезен волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают обычно злыми. Но вот и барс попал в Красную книгу! Хищники необходимы в цепи жизни - они улучшают стада травоядных животных, истребляя больных и слабых.
Ученик 5. Красный - сигнал опасности - это призыв к разуму и совести каждого. В Красную книгу Волгоградской области занесён удивительный зверёк - выхухоль (слайд ). Это реликтовое животное, т.е. сохранившиеся от далёких эпох. Сородичи жили его примерно 40 млн. лет назад. И примерно 15 млн. лет тому назад они вымерли. Сохранился лишь один вид - русский выхухоль.
Ученик 6. Выхухоль (слайд 34-35) - это ценный пушной зверёк. Его шкурки ценились выше шкурок бобра. Сейчас охота на него запрещена.
Выхухоль. Это одно из самых крупных насекомоядных Северной Евразии: длина тела 18-22 см, хвоста - 17-21 см, масса 380-520 г. Телосложение плотное. Шея снаружи почти незаметна. Голова коническая, с длинным подвижным носом-хоботком. Мех у выхухоли густой, бархатистый, очень прочный.
Окраска спины серовато- или тёмно-коричневая, брюшка - серебристо-серая или серебристо-белая.
Учитель. Хозяйственная деятельность часто приводит к загрязнению воды и воздуха, гибели растений, исчезновению животных, а это, прежде всего, вредит его собственному здоровью. Так как он пьёт воду, дышит, использует в пищу растения и мясо животных.
- Кем же должен быть человек - сыном природы или её покорителем?
Ученик 7.
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Ученик 8.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыш в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Ученик 9.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Нас много, ребята! Везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём!
Ученик 10.
Береги эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Учитель. (Заключительное слово)
У природы живые краски
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса и сказки,
Если в жизни их можно встретить! (слайды 36-38)
- Дети, будьте друзьями природы, цените её щедрость, берегите её богатства.
В заключение ученики смотрят видеоролик "В мире животных".