Класс: 6Б
Тип урока: изучения нового материала
Цели:
- ознакомить с прямоугольной системой координат на плоскости;
- научить ориентироваться на координатной плоскости, строить точки по заданным координатам и определять координаты точек, отмеченных на координатной плоскости;
- развивать творческие способности;
- воспитывать интерес к предмету.
Использование современных педагогических технологий: Технология проблемно-диалогического обучения.
Оборудование: Презентация "Координатная плоскость", интерактивная доска, раздаточный материал.
Учебное пособие: Математика- 6, авторы: Виленкин Н.Я. и др.
Раздаточный материал: На листочках с готовой координатной плоскостью отметьте точки с заданными координатами, соответствующие названию камней. Соедините точки попарно и найдите точку их пересечения - место клада.
Аметист (-7; 6), Рубин (3;-4), Изумруд (-8;-3), Сапфир (0;5)
Ход урока
I. Оргмомент. Пожелание успеха.
II. Мотивационно-ориентировочная часть
- В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: "Оставьте свои координаты".Что означает это выражение? (месторасположение, местонахождение)
- А зачем надо знать чьи-то координаты? (чтобы человека было легко найти)
- Что может послужить координатами? (номер телефона, домашний адрес, место работы, Еmail)
- Суть координат или ,как обычно говорят, системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта.Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Давайте рассмотрим примеры, где окружают нас системы координат:
- Что надо знать, чтобы правильно занять своё место в зрительном зале? (ряд и место в ряду); (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙДЫ 1 и 2)
- Что надо знать, чтобы занять в данном поезде своё место? (вагон и место в вагоне); (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 3)
- Как определить положение географического объекта на карте или на глобусе? (определить широту и долготу); (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 4)
- В 3 четверти мы проводили урок в форме игры "Морской бой". Вспомните , как на игровом поле мы определяли положение корабля? (двумя координатами - буквой и цифрой); (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 5)
- Определите положение этого: корабля.
- А как определить положение фигуры на шахматном поле? (аналогично); (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 6)
- Определите положение , например, коня.
- С помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов; (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 7)
- При астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре. (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 8)
Задание: Придумайте систему координат для определения места ученика в классе. Укажите координаты нескольких учеников.
Вы рассмотрели примеры и теперь сделайте вывод: сколько координат надо знать, чтобы определить местоположение того или иного объекта? (две)
III.Введение нового материала.
- Мы с вами уже умеем находить по координате положение точки на координатной прямой. А как узнать положение точки на плоскости? (предлагают)
- Здесь нам необходима координатная плоскость. Как же её задать? (предлагают)
- Надо построить две взаимно перпендикулярные координатные прямые (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 9)
- Точка пересечения прямых - начало отсчёта или начало координат.Две взаимно перпендикулярные прямые с общим началом координат и единичными отрезками образуют систему координат . Координатные прямые -это оси координат; горизонтальная ось ОХ - ось абсцисс, вертикальная ось ОУ - ось ординат.
- Какое направление (положительное или отрицательное) указывают стрелки осей?
- Эту систему называют ещё прямоугольной системой координат. (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 10)
- Автором координатной плоскости является французский философ, естествоиспытатель, математик Рене Декарт (1596-1650). Именно он дал описание применения координат в своей книге "Геометрия". Поэтому координатную плоскость ещё называют декартовой системой координат. (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД11)
- На сколько частей делят плоскость две взаимно перпендикулярные прямые? (на 4)
- Как, на ваш взгляд, целесообразно назвать одну часть? (четверть) (СЛАЙД 12)
- Первая четверть- четверть, для которой указаны положительные направления обеих осей. Порядок четвертей идёт против часовой стрелки.
- Сколько чисел на координатной плоскости соответствует каждой точке? (две)
- Каждой точке на плоскости соответствует пара чисел : абсцисса (х) и ордината (у). (ПРИЛОЖЕНИЕ.СЛАЙД13)
- И, наоборот, каждой паре чисел (х; у) соответствует одна точка на плоскости. Координаты точки записывают в скобках через точку с запятой, причем первой всегда записывается координата х, второй - у.
IV.Формирование умений и навыков учащихся
- Сегодня на уроке мы должны научиться определять координаты точек, изображенных на плоскости и строить точки по заданным координатам.
- Глядя на рисунок, подумайте и скажите, как определить координаты точки. (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 13)
- Откройте тетради, запишите число и тему урока. Какова тема нашего урока? (ПРИЛОЖЕНИЕ.СЛАЙД 14, после озвучивания детьми темы урока)
- А теперь мы попробуем определить координаты данных точек. (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 15)
- Давайте сначала посмотрим , как были определены координаты точек А и В. (по одному ученику у доски)
- Запишите координаты точек (по одному ученику озвучивают координаты) (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД16)
- Что можно сказать о координатах точек, лежащих на оси абсцисс? Ординат?
- А теперь попробуем сами строить в координатной плоскости точки с заданными координатами. (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 17, работа детей на интерактивной доске)
- Молодцы, ребята, выполнив эти задания, вы доказали, что готовы к путешествию на "Остров координат" (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД18)
- Давайте посмотрим, где же расположен наш остров (в Атлантическом океане, на юго-западе от Африки) (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 19)
- На острове "Координат" еще в 16 веке был зарыт клад. Но искать его можно только ночью, причем тогда, когда над островом загорается самая яркая звезда. Нам необходимо определить её координаты на звездном небе. (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД20)
- Клад найдёт лишь тот, кто сможет разгадать и прочитать таинственную карту.
"Едино воссияет пусть
Свет аметиста и рубина
А завершится все едино
Сияньем изумруда и сапфира" (ПРИЛОЖЕНИЕ.СЛАЙД21)
Задание: На листочках с готовой координатной плоскостью отметьте точки с заданными координатами, соответствующие названию камней. Соедините точки попарно и найдите точку их пересечения - место клада.
Аметист(-7; 6), Рубин(3;-4), Изумруд(-8;-3), Сапфир(0;5) (СЛАЙД 22)
- Пока вы выполняете работу, я озвучу - какими свойствами обладают эти камни. (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 23)
- Назовите координаты найденной точки (1;1) Клад найден! Поздравляю! (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 24)
V. Подведение итогов
- А теперь подведём итог урока:
- С каким понятием мы познакомились на уроке? (координатная плоскость)
- Как по-другому можно назвать координатную плоскость? (система координат, прямоугольная система координат, декартова система координат)
- Как называются прямые, образующие систему координат? (ось абсцисс ОХ, ось ординат ОУ)
- Каково их взаимное расположение? (перпендикулярны)
- Как называют точку их пересечения? (началом координат)
- Чем задаётся положение точки на плоскости? (абсциссой, ординатой)
- Как называют первое число? Второе число?
- У каких точек на координатной плоскости абсцисса равна нулю? (лежащих на оси ОУ)
- У каких точек равна нулю ордината? (лежащих на оси ОХ)
- Какая точка имеет координаты (0;0) ?
- Какой знак (+ или -) имеет абсцисса точки, расположенной в 1 координатной четверти? А ордината?
- Определите знаки координат точки, расположенной во второй четверти, в третьей, в четвертой. (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 25, показать после ответа ребят)
VI. Рефлексивно-оценочная часть
- А теперь я предлагаю вам сделать свой выбор. Отметьте точку в той четверти, где считаете нужным. Но при этом вы должны учитывать, что абсцисса точки характеризует ваши открытия: "+" - узнали много нового на уроке, тема важна и вы говорите спасибо Декарту; "-" - было скучно и неинтересно. Ордината точки характеризует степень усвоения: "+" - всё поняли; "-" - не понятно или частично не понятно. Выбор за вами! ( дети выходят к доске и отмечают точки на интерактивной доске) (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 26)
VII. Домашнее задание
(ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 27)
Например: (ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛАЙД 28)
Объявляются оценки за урок.