Прямая и обратная зависимость. Решение задач

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Пропорция”, выявить и устранить пробелы, подготовить к предстоящей контрольной работе.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию настойчивости и упорства в достижении цели, умению работать в группе и в паре, умению адекватно оценивать свои знания.
  • Развивающая: способствовать развитию интереса к предмету, логического мышления, математически грамотной речи.

План урока.

  1. Организационный момент. Сообщение цели и задач урока.
  2. Повторение и систематизация теоретических знаний.
  3. Повторение и систематизация практических ЗУНов.
  4. Проверка знаний и умений при помощи самостоятельной работы.
  5. Подведение итогов, постановка домашнего задания, рефлексия.

Оборудование: мел, доска, презентация, диагностическая карта, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

I. Урок начался с постановки перед детьми целей урока: (Cлайд 2).

На уроке мы:

  • Повторим все необходимые теоретические факты;
  • Повторим способы решения различных заданий на тему “Пропорция”;
  • Напишем небольшую самостоятельную работу;
  • Сделаем выводы о том как мы усвоили тему.

II. Устный опрос: (Cлайд 3).

  • Что такое пропорция?
  • Как проверить, верна ли пропорция?
  • Как найти неизвестный член пропорции?
  • Как вы думаете, кто первым ввел в обиход слово пропорция? Ответ мы узнаем выполнив сведущее задание: (Слайд 4).

Н 1,5 : 1/3 =
Е (1/3)^3 =
О 1:5:2 =
Р 2,8*2/7 =
И 1/3 + 1/4 =
Ц 0,25*4/5 =

1/5 7/12 0,2 1/27 0,8 0,1 4,5
             

Цицерон был римским оратором, юристом, политическим деятелем и мыслителем I века до нашей эры. Многие из его философских работ известны и актуальны спустя 20 веков после их написания! И даже нам с вами известны высказывания, принадлежащие этому римскому оратору, а какие именно вы узнаете найдя на свитках верные пропорции.

(Рисунки свитков.) (Слайды 5, 6).

Оставшееся же третье высказывание принадлежит не менее известному древнегреческому ученому Пифагору. Перед вами три портрета, чтобы узнать на котором из них изображен Пифагор необходимо решить уравнения и выбрать наибольший корень. (Решение по рядам, по одному представителю).

(Портреты ученых.) (Слайд 7)

Каждый ряд проверяет правильность решения своего представителя и вместе находим наибольший корень, а с ним и портрет Пифагора.

III. Устный опрос: (Слайд 9).

  • На какие два вида делятся все пропорциональные зависимости?
  • Какая зависимость называется прямой?
  • Формула?
  • Какая зависимость называется обратной?
  • Формула?

Определите вид зависимости заданной формулой:

(На экране формулы, ответы оформляем в виде таблицы.) Слайд 10).

прямая обратная Не является пропорциональной зависимостью
     

Определите вид пропорциональной зависимости и задайте ее формулой:

(На экране графики функций, каждый работает в паре, определяет вид зависимости и записывает формулу, затем учитель дает правильные ответы, ученики проверяют.) (Слайды 11, 12).

Дополни предложения словами “БОЛЬШЕ” или “МЕНЬШЕ”. Отметь знаками вид зависимости: (Слайды 13–18)

  1. Чем больше путь, проделанный Дедом Морозом, с постоянной скоростью, тем время его прибытия на ёлку __________________________.
  2. Чем больше новогодних подарков будет куплено по одной цене, тем их общая стоимость будет _______________________.
  3. Чем больше новогодних подарков изготавливают в день, тем ___________________________ их сделают за определенное число дней.
  4. Чем больше новогодних подарков делают в день, тем за ______________________ число дней сделают определенное количество подарков.
  5. Чем больше ёлок машина может увезти за один рейс, тем _________________________ рейсов ей надо сделать для перевозки одного и того же количества деревьев.
  6. Чем больше людей упаковывают новогодние подарки, тем _______________________ времени они затратят для упаковки определенного количества подарков.

IV. Устный опрос: (Слайд 19).

  • Какой метод решения задач на пропорции вы знаете?
  • В чем он заключается?

Внимательно прочитайте условие задачи, выполните краткую запись, определите вид пропорциональной зависимости и запишите соответствующую пропорцию: (Слайды 20–23).

  1. Пешеход, скорость которого 3 км/ч, прошел некоторое расстояние за 2 часа 40 минут. За какое время пройдет это расстояние повозка, если ее скорость 6 км/ч?
  2. На конвейерной линии расфасовывается 5,4 кг сухого картофеля за 2,5 минуты. Сколько кг сухого картофеля будет расфасовано на этой линии за один час?
  3. Картошка стоила 4,5 рубля за килограмм, ее цена увеличилась на 20%. Какова новая цена картошки?

V.  Самостоятельная работа. (Слайды 24).

Вам предлагается один вариант самостоятельной работы.

(Один ученик выполнят у доски, остальные у себя в тетрадях, затем проводится проверка.)

  1. Автобус проезжает расстояние от города до деревни со скоростью 60 км/ч за 3,6 ч. Сколько времени затратит на этот путь автомобилист, если будет ехать со скоростью 90 км/ч?
  2. Машинистка печатает 4 страницы за 26 мин. За какое время она сможет напечатать 100 страниц.
  3. Вкладчик положил деньги в банк под 7 % годовых и через год получил прибыль 315 рублей. Сколько денег он положил в банк.

VI. Рефлексия.

Перед вами лежат диагностические карты, в них вы должны честно оценить свои знания по основным разделам темы.

Фамилия: _____________________________________
Знание теории Определение верности пропорции Нахождение неизвестного члена пропорции Умение определять вид пропорциональной зависимости Самостоятельная работа Активность на уроке

В конце урока после звонка вы сдадите диагностические карты, а я сделаю выводы о том насколько готов к контрольной работе класс, для себя, я думаю, вы выводы уже сделали. (Слайд 25).

VII. Домашнее задание.

  1. Исправить ошибки, допущенные в самостоятельной работе.
  2. № 293, 294, 295.