Мягкий согласный звук [ч']. Буква Ч, ч

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: познакомить детей с согласным звуком ч и буквой “Чч”.

Задачи урока.

  • Образовательные: закрепление знаний об изученных звуках и буквах русского языка, знакомство с новым звуком и буквой Ч, сформировать понятие возможности согласного звука всегда быть мягким.
  • Развивающие: развивать связную монологическую речь, память, внимание, творческое мышление, и другие психические процессы.
  • Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, бережного отношения к книге, аккуратности в работе, воспитание твёрдой и упорной в работе личности.

Оборудование: учебники, тетради, магнитная доска, образцы ранее изученных букв, предметные картинки, схемы к словам, таблица “Характеристика звуков”, образец буквы “Чч”, карточки для творческой работы, поощрительные звёздочки.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала.
  3. Введение к новой теме.
  4. Формирование новых знаний, умений и навыков.
  5. Работа с учебником.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Творческое задание.
  8. Итог урока.
  9. Окончание урока.

Мягкий согласный звук ч . Буква “Чч”.

Этапы урока Ход урока Деятельность учащихся Примечание
1.

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 


8.

 

 

 

 

 

9.

Встали ровно, проверили свою готовность к уроку. На столе учебник, тетрадь, пенал. Садитесь.
На сегодняшнем уроке за хорошую работу вы можете получить звёздочку. Чем больше звёздочек, тем лучше трудились. А в конце выявим лучшего ученика! Давайте постараемся.

Мы с вами изучили уже очень много букв и звуков русского языка. Давайте проверим свои знания. Для начала скажите, чем отличаются звуки от букв?
Я буду показывать вам буквы, а вы называть их.

А, б, в, г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, р. с, т, у, ы, я.

Скажите, на какие группы делятся все звуки ?
Как мы характеризуем гласные звуки?
Как мы характеризуем согласные звуки?

 

 

В изучении нового звука нам помогут картинки.
Посмотрите на доску, какие предметы изображены на рисунках?
Давайте послушаем слово “мяч”.
Сколько слогов в этом слове?
Какой первый звук?
Дайте его характеристику.

Какой звук второй?
Что мы о нём знаем?
Какой звук последний?
Вот с этим звуком мы сегодня знакомимся.
Как мы его произносим, что расскажем о нём?

В слове “мяч” звук ч в конце слова. Посмотрите на другую картинку. Что это? А какие ещё бывают ручки?


Как называются слова, которые имеют несколько значений?
Верно, а теперь ещё раз произнесём слово “ручка”.
Где теперь мы слышим звук ч?
Произнесём это слово, и скажем сколько в нём слогов.
На какой слог падает ударение?
Давайте дадим характеристику звука ч в этом слове.
Снова мягкий.

Перед нами схемы к словам. Подберите нужную схему к слову “ручка”.

А почему не подошла эта схема?

Физкультминутка.

Давайте немного отдохнём. Встали и повторяем за мной.

Ч – напомни этот звук,
Как пускает пар утюг,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Как вагончики спешат,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Как жалеют малыша,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Ч – промчался поезд быстро,
Впереди два машиниста.
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

А в вагоне едет врач,
Пропоют вагоны – АЧ.
Ач-ач-ач-ач-ач-ач-ач.

Хочет врач больным помочь.
Пропоют вагоны – ОЧ.
ОЧ-оч-оч-оч-оч-оч-оч.

Очень ждут того врача.
И спешат вагоны – ЧА.
ЧА-ча-ча-ча-ча-ча-ча.

Будут рады все врачу.
Повторяем слоги – ЧУ.
ЧУ-чу-чу-чу-чу-чу-чу.

Его встретят горячо.
Повторяем слоги – ЧО.
ЧО-чо-чо-чо-чо-чо-чо.

Молодцы, присаживаемся на места.

Открываем свои учебники на странице 6–7.

Перед нами буква “Чч”.

Читаем слоги слияния с буквой “ч”.

Как мы слышим звук Ч в этих случаях, может быть кто – то заметил, что-нибудь необычное?
Да. Ребята, оказывается, что некоторые согласные звуки бывают всегда мягкие или твёрдые. И звук Ч всегда мягкий.
Какого цвета мы его будем изображать на схемах?
Открываем тетради и напечатаем зелёным карандашом букву “Чч”.

Буква Ч сказала: “Есть!”,
Отдала кому – то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Посмотрите на картинку в учебнике, что здесь изображено и почему?

А какие разнообразные здесь часы!

Читаем текст на странице 7.

 

В своих тетрадях напечатали слово ЧАСЫ и ЧАСИКИ. Составляем к ним схемы.

Физкультминутка.

А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
Кто умеет в доме так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.

А в часах сиди кукушка,
У неё своя избушка.

Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.

Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,
Иногда вдруг отстают.

А, бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!

Если их не заведут,
То они совсем встают.

А сейчас мы побудем сказочными художниками и распишем красиво букву Ч.

Давайте сделаем выставку.

Сегодня на уроке все очень хорошо работали, и стоит подвести итоги.

У кого одна звёздочка?
У кого три?
У кого пять?
Победитель….

Что нового мы узнали на уроке?

Всё ли понятно? Что было трудно и непонятно?

Урок окончен. Всем спасибо!

Построение, мобилизация.

 

 

Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и говорим.

 

Называют буквы правильно хором.

Гласные и согласные.
Ударные и безударные.
Твёрдый – мягкий,
глухой – звонкий,
парный – непарный.

 

Мяч и ручка.
Один.
Мь.
Согласный, мягкий, звонкий, непарный.
А.
Гласный, ударный.
Ч

Произносим отрывисто, значит он согласный, мягкий, глухой.

Это ручка.
Дверные, человеческие,
у разных предметов.
Многозначные.

В середине слова.
В нём два слога.
На первый слог.
Согласный, мягкий, глухой.


Дети высказывают свои предположения.

Объяснение детей.

 

Повторяют за учителем звуки и движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают учебники .

 

 

 

Чтение слогов по Азбуке.
Он слышится всегда мягко.

 

Зелёным.

Печатание буквы в тетради.

 

 

Здесь много часов, часовщик и звездочет.

В этих словах есть буква “Ч”.

Чтение текста после предварительного
прослушивания
учителя.

Работа в тетради.

 

 

Наклоны вправо – влево.

Дети садятся в глубокий присед.

Приседания.

 

Вращение туловищем вправо.

Вращение туловищем влево.

Ходьба на месте.

Замедление темпа ходьбы.

Бег на месте.

 

Дети останавливаются и садятся на места.

Работа на индивидуальных карточках.

 

Подсчёт звёздочек.

 

 

 

 

Звук и буква Ч.

Стимулирование Рабочей активности.

 

 

 

 

Демонстрируются карточки с буквами.

 

На стенде таблица характеристики звуков

 

 

 

На доске иллюстрация мяча и ручки для письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске разнообразные схемы слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске печатная буква “Чч”.

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрируются различные виды часов. (см. Презентация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске образец.

Вывешивание работ на стенде.
Учитель в костюме звездочёта подводит итоги.