Тип урока: развивающий.
Цели урока:
- Содействовать развитию у детей умений общаться в коллективной игре и в работе в парах.
- Закрепить умения проверять безударные гласные в корне.
Задачи урока:
- Повторить правило проверки безударной гласной в корне.
- Дать учащимся представление о том, что проверочным словом может быть однокоренное слово или форма слова.
- Воспитывать чувство коллективизма.
- Развивать фонематический слух и речь учащихся.
Оборудование: учебник для 2 класса; индивидуальные словарики у учащихся; рисунки зайца и лисы, футбольных ворот, острова и кораблика, картинка к словарному слову; карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Всем, всем – добрый день!
Прочь отбросим нашу лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Кто испытал трудности при выполнении домашнего упражнения?
Один ученик на доске обозначает ударение в словах, ставит знаки препинания.
Подготовка к работе.
Учитель:
В морях Знаний есть много островов.
К острову Грамматика сейчас мы поплывём.
Рифы и препятствия все мы обойдём. (В словах неправильно произносится ударение.)
Учитель: На каком корабле мы отправимся в путь?
Дети: Корабль “Безударные гласные”.
Учитель: Что вы заметили?
Дети: Вы неправильно произнесли слова.
Учитель: В чём ошибка?
Дети: Неправильно поставили ударение.
Учитель: Это тема нашего урока: “Произношение ударных и безударных гласных”. Какую задачу поставим перед собой?
Дети: Будем учиться правильно произносить слова, находить безударные гласные и обозначать их на письме.
Учитель: В каких словах допущена ошибка?
Дети: морях, корабле.
Учитель: Произнесём правильно: м_рях, к_рабле. Какие буквы вставим в эти слова? Докажите.
Дети: В слове морях вставляем букву о, проверочное слово – море.
3. Словарная работа.
Учитель: Есть слова, в которых можно проверить безударные гласные, а есть слова, в которых её нужно запомнить.
Дети: Корабль затрудняемся проверить.
Учитель: Я предлагаю вам запомнить это слово с помощью стихотворения.
Корова на корабль взошла –
Корабль перевернулся!
Но буква “о” им помогла
Живыми в порт вернуться.
Как круг спасательный,
Она спасла корабль с коровой,
Им помогла всем, чем могла,
И оба эти слова
Со дня несчастного того не расстаются с буквой “О”!
Учитель: Запишем в словарь: к_рабль. Подберите родственные слова.
Дети: Кораблик, корабельщики, корабельная, кораблестроители.
Учитель: Что надо запомнить в слове?
Дети: Безударную гласную.
4. Минутка чистописания.
Учитель: Букву “О” приглашаем на минутку чистописания. Приём на внимание.
Записать эти слоги столько раз, сколько услышите хлопков. ОС СО (4 раза, чередуя открытые и закрытые слоги).
Учитель: Посмотрите в окно. Какое время года?
Дети: Осень.
Учитель: Запишем это слово: ос_нь. Какую букву вставим? Как проверить?
Дети: Осенний.
Запись с комментированием:
Загл_нула ос_нь на л_сную п_ляну.
Учитель: Обозначим ударение в словах, подчеркнём безударную гласную. Найдите главные члены предложения.
5. Работа по учебнику
Физкультминутка.
Учитель:
Встанем, надо отдохнуть, наши пальчики встряхнуть.
Вскинем наши пальчики, как ушками шевелят зайчики.
Крадёмся тихо на носочках, как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом, и мы головки повернём.
Учитель: Что ещё вы знаете о лисе и зайце?
Рассказы детей.
Дополнительно: Раненый заяц очень сильно кричит. Подражая этим звукам, охотники стараются приманить лисиц. Зайчата едят траву в возрасте двух недель. На лапах у лисы есть чувствительные волоски, которые помогают ей ориентироваться и находить нужное направление. Лиса не пережёвывает пищу, а только разрывает мясо на мелкие куски.
Учитель: Лиса, заяц – это слова, которые называют один предмет, значит, они используются в единственном числе. Слова, которые называют много одинаковых предметов – это слова во множественном числе. Произнесите слова “заяц” и “лиса” во множественном числе.
6. Дидактическая игра “Забей гол”.
Учитель: Вы образовали команды “Зайчики” и “Лисы” (мальчики и девочки). На острове Грамматика очень любят футбол.
Р_чной, л_сной, и_ристый
М_рской, р_дной, л_систый,
Гр_да, ц_на, ск_ла, в_сна.
Проверить надо все слова!
Учитель: Запишите по два слова, вместе с проверочными словами.
7. Работа в парах на карточках.
Для первой группы: поставить знак ударения, подчеркнуть безударные слоги в словах.
Дрозды, гаражи, шалаши, холодный, день, садовник, сорняк.
Для второй группы: проверьте обозначение гласного звука, подобрав проверочное слово.
Кр_ты – крот.
С_сна – сосны.
М_чи – ... с_ва – ...
Сн_пы – ... г_ра – ...
Гр_бы – ... тр_ва – ...
Сл_ны –… спи_на – …
Для третьей группы: списать предложение, вставить нужные буквы. Подчеркнуть главные члены предложения.
Л_ства к_вром л_жит под н_гами.
Проверка самостоятельной работы (Контрольный лист).
8. Рефлексия.
Учитель: Покажите ваше настроение в конце урока. Кому было трудно? Интересно?
9. Домашнее задание: по выбору.