Цели:
- Закрепить знания правил пожарной безопасности.
- Расширить представления детей о правилах обращения с электроприборами.
- Развивать умение избегать опасности, наблюдательность, внимание.
- Довести до понимания детей необходимость бережного отношения к себе и другим.
Оборудование: оформление комнаты Незнайки, в которой много электроприборов: микроволновая печь, тостер, электродуховка, телевизор, магнитофон, компьютер. Для игр: воздушный шарик, карточки-знаки, картинка “Утюги с перепутанными шнурами”
Предварительная работа: беседы с детьми по электробезопасности, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений.
Действующие лица:
Незнайка
Синеглазка
Знайка
Сиропчик
Медуница
Ход занятия
Воспитатель (в группе): Дорогие мальчики и девочки, к нам сегодня пришло письмо от Незнайки. Он приглашает нас в гости в Цветочный город. Примем его приглашение? /да/ Отправляемся в путь.
Дети с воспитателем идут в музыкальный зал. Их встречает Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, малыши и малышки! Я вас жду с нетерпением. Проходите, проходите!
Воспитатель вместе с детьми: Здравствуй, Незнайка!
Дети проходят в зал, садятся на стульчики.
Незнайка: Ко мне уже пришли мои друзья: Синеглазка, Медуница, Сиропчик.
Малышки на кухне помогают готовить угощение. Синеглазка разогревает в микроволновой печке пиццу, в тостере жарятся тосты, Медуница печет пирог в электродуховке к чаю /электрический чайник я уже включит – нагревается/, и взбивает сливки миксером. М–м-м-м! Вкуснятина! А Сиропчик в компьютерные игры играет.
Герои выполняют действия, названные Незнайкой/
Незнайка: А мы с вами включим телевизор, магнитофон, чтобы всем было ве-се-ло!!!
Незнайка включает телевизор, магнитофон,
начинает танцевать с детьми танец “Веселые
утята”.
Внезапно свет выключается в первой половине
зала, перестают работать электроприборы.
Незнайка: Ой! Что случилось? Мы только начали веселиться! Кто же выключил свет?
Дети высказывают свои предположения.
Незнайка: Мы что при фонарике веселиться
будем. Где-то он у меня в кармане завалялся. Вот
он! (Достает из кармана фонарик, зажигает.)
Раздается стук в дверь. Заходит Знайка. Незнайка
освещает его фонариком.
Знайка: Здравствуйте! Ну, что доигрались! Рассказывайте, что произошло?
Незнайка: Ничего не понимаю, просто телевизор смотрели, музыку слушали.
Синеглазка: А мы угощение готовили.
Знайка: Всё понятно. Электропроводка не выдержала! Вы включили все электроприборы сразу, и все отключилось. Я сейчас все починю.
Знайка уходит.
Незнайка: Подумаешь! Все то он знает!
Скоро зажигается свет. Знайка возвращается.
Знайка: Всё в порядке. Незнайка, с электроприборами надо обращаться аккуратно!
Незнайка: Ну, начинается! Опять учить вздумал!
Воспитатель: Незнайка, не обижайся! Твой друг Знайка совершенно прав. В наших домах много электрических приборов. Все эти вещи – наши хорошие помощники в хозяйстве и без них мы уже не можем обходиться: разогреваем обед на электрической плите, работаем на компьютере, гладим бельё, пылесосим, смотрим телевизор. Но многие из них таят в себе опасность. С ними нужно обращаться очень осторожно. Давайте отгадаем загадки и узнаем, какие электроприборы помогают нам в быту.
Два соседа-колеса
Собирают голоса,
Друг от друга тянут сами
Поясочек с голосами. (Магнитофон)Посмотри на мой бочок,
Во мне вертится волчок.
Никого он не бьёт,
Зато всё собьёт! (Миксер)Только я, только я
Я на кухне главная.
Без меня, как не трудитесь
Без обеда насидитесь. (Электроплита)Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)Не радио, а говорит,
Не театр, а показывает. (Телевизор)То назад, то вперёд
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе! –
Продырявишь море. (Утюг)
Незнайка: Молодцы, малыши и малышки, все загадки разгадали.
Знайка: Незнайка, надо знать, как вести себя при использовании бытовых приборов. Чтобы не потерять здоровье или жизнь, надо соблюдать определённые правила. Запомни хорошенько, ни в коем случае нельзя прикасаться руками к голым проводам, которые могут торчать сами по себе; нельзя даже пытаться засовывать в розетки пальчики, проволочки, да и вообще что-либо; ещё ни в коем случае нельзя лезть внутрь электроприборов, даже если они отключены от розетки!
Незнайка: А что, мальчики и девочки знают правила, как обращаться с электроприборами? Это я один такой неученый?!
Воспитатель: Незнайка, мы с удовольствием научим тебя.
Дети:
Электричество опасно –
Это каждый должен знать!
Чтобы пальчик или гвоздик
Вдруг в розетку не совать!Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил, проверь!Тостер, миксер, пылесос,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый,
Наш надежный старший друг!
Знайка: Мальчики и девочки прекрасно знают правила обращения с электроприборами. Пора, Незнайка, и тебе их выучить, а то недалеко и до пожара.
Незнайка: Разве может случиться пожар?! Мы же не баловались спичками (это я знаю – спички не игрушка!), ничего не поджигали.
Знайка: Нередко причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость, например, оставленный включенный утюг, электрочайник, телевизор. Постарайтесь запомнить простое правило. Уходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы, погасить всюду свет.
Нельзя включать все электроприборы сразу, как ты это сделал, Незнайка. Может произойти короткое замыкание – одна из причин пожара.
Незнайка: Я все запомнил! Давайте играть – я же вас в гости пригласил!
Знайка: Хорошо, Незнайка. Я знаю игру, которая позволит тебе лучше усвоить всё, о чем мы говорили. Мальчики и девочки будут помогать тебе.
Игра “Если возник пожар”
Дети стоят в кругу. В руках ведущего воздушный
шар. Играющий должен быстро сказать последнее
слово стихотворной строки и передать шар
другому.
Если участник игры ответил неправильно, он
выбывает из игры, а шар переходит к ведущему.
Ведущий:
Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой …
Ребенок: пожар. (Передача мяча.)
Ведущий:
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар ….?
Ребенок: в квартире. (передача мяча)
Ведущий:
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…?
Ребенок: утюг. (Передача мяча.)
Ведущий:
Красный отблеск побежал.
Кто с розеткою…?
Ребенок: играл. (Передача мяча.)
Ведущий:
Ты запомни, юный друг:
Ток не любит мокрых рук.
Прежде чем прибор включать,
Надо руки…
Ребенок: вытирать. (Передача мяча.)
Ведущий: Помни каждый гражданин это номер…
Ребенок: ноль один. (Передача мяча.)
Ведущий: Дым увидел – не зевай и пожарных…
Ребенок: вызывай. (Передача мяча.)
Незнайка: Я еще хочу поиграть, да и мальчики с девочками тоже.
Знайка: Хорошо. Следующая игра на внимание.
Дидактическая игра “Проверь, все ли утюги могут работать”
Оборудование: картинка, на которой нарисованы электрические утюги с перепутанными шнурами; один из них не включен в розетку.
Воспитатель предлагает проверить шнуры утюгов и найти тот, который не включен в розетку.
Знайка: У меня есть карточки- знаки (на красных кругах):
Х – НЕЛЬЗЯ САМОМУ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!
! – ОСТОРОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!
Давайте прикрепим их к соответствующим электроприборам.
Дети с Незнайкой прикрепляют знаки.
Х – на миксер, электродуховку, утюг, микроволновую печь.
! – телевизор, компьютер, магнитофон.
Знайка: Вот теперь, Незнайка, я уверен, что никаких неприятностей с тобой больше не произойдет.
Синеглазка и Медуница: Дорогие друзья, у нас угощение готово. Давайте пить чай.
Чаепитие.
Воспитатель: Спасибо. Как хорошо и полезно мы провели время у тебя в гостях, Незнайка. Нам пора возвращаться в группу.
Используемая литература
- В конспекте использовались дидактические игры из книг.
- “Как обеспечить безопасность дошкольников” под редакцией К.Ю. Белой, В.Н. Зимониной, Л.К. Кондрыкинской – М. Просвещение,2004.
- “Пожарная безопасность” Е.Ф. Прилепко – М. Издательство “Скрипторий2003”,2009.