Цель:
- воспитывать целенаправленное восприятие
- развивать музыкальное мышление учащихся, т.е. способность осознавать услышимое, делать сравнение и дифференцировать материал.
- необходимость научить детей слышать себя при пении, следить за качеством звука с различных точек зрения: точность высоты, сила звучания и т.д.
Оборудование: карточки наглядности, столбица ступеней
Ход урока
1. Мотивационно-организационный этап
Не секрет, что сейчас в музыкальную школу набирают детей без конкурса и, зачастую, не все дети обладают высокими показателями вокально-интонационных природных данных. Поэтому на музыкальных занятиях ребенок должен свободно себя чувствовать, а не бояться получить плохую отметку. Для устранения этих комплексов предлагаю психологическое упражнение (методика Пола и Гейла Деннисонов)
Берем лист бумаги. В каждой руке любое пишущее средство. Начинаем рисовать одновременно двумя руками фигуры, находящиеся в зеркальной симметрии по отношению друг к другу. А затем включим музыку и повторим упражнение под музыку. В двухдольном размере рисуем зигзаги, а в трехдольном – треугольники.
2. Этап учебно-познавательной деятельности
Оглашение темы, плана урока и ожидаемые результаты.
1. Распевки-скороговорки:
ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ФА-МИ-РЕ-ДО
Свили себя ласточки гнездо
МИ_ФА_СОЛЬ_ЛЯ_СИ_ЛЯ_СОЛЬ_ФА_МИ
Мышки бегают в норе
2. Пение гаммы: способствует слуховому укреплению чувства ладотональности. На примере знакомства с гаммой соль мажор дети усваивают местоположение тона и полутона, устойчивых звуков и неустоя. Для лучшего усвоения ступеней используем болгарскую столбицу с наглядным материалом.
Пение гаммы представляет определенную трудность, т.к. охватывает большой диапозон. У детей младшего возраста края диапозона развиты слабо. Предлагается:
а) пение по тетрахордам
б) пение вверх и вниз
в) одно и двухголосно
3. Пение устойчивых и неустойчивых ступеней: способствует развитию чувства ладотональности. Пение основано на внутреннем слухе. Этот навык на этапе 1-3 кл. связан с умением спеть гамму “ про себя”. Рекомендуется петь следующие последовательности:
а) гаммообразные ходы от разных ступеней к тонике
3-7-1, 4-3-2-7-1, 5-6-7-1 и т.д.
б) опевание устойчивых ступеней
в) разрешение неустойчивых в устойчивые в трехдольном размере
г) тоническое трезвучие
е) игра “сколько слышим звуков”
ж) игра “мама и оленята”
К знакомству с гаммой соль мажор переходим после того, как дети поют ряд упражнений. При интонировании гамм в младших классах следует ее гармонизировать, благодаря чему развивается функциональный слух.
4. Пение главных ступеней
Детям представляю сказку “Корпорация функций” Приложение 2
На маленьком острове стоял семиэтажный дом, где проживали жители функциоанальностей, т.е. национальностей. Самая старшая из трех функций была ТОНИКА Ивановна, которой было около 500 лет, а сейчас она на пенсии. Пишет стихи и вяжет чепчики. Живет она на первом этаже семиэтажного дома.
(слуховое восприятие)
Часто к ней заходит на чай красавица ДОМИНАНТА с 5-го этажа
(слуховое восприятие)
Прямо под красавицей ДОМИНАНТОЙ живет проказник СУПДОМИНАНТ. ( Буква изменена специально для лучшего восприятия). Ночью, когда все ложатся спать, он залетает в чужие квартиры и поедает СУП до последней капельки.
(слуховое восприятие)
А еще он влюблен в красавицу ДОМИНАНТУ. Он дарит ей подарки и цветы, но гордая красавица не отвечает его чувствам, поэтому к нему в гости она не заходит никогда, только в редких случаях.
Ребята, давай те теперь построим 7-ми этажный дом в Соль мажоре и найдем наших главных героев.
А теперь поиграем в игру “эхо” – повторение ступеней голосом за инструментом. Молодцы!
5. Слуховой анализ мотивов (каждый новый мотив начинается с последней ноты)
“Эта форма работы в курсе сольфеджио чрезвычайна важна. В ней объединяются все знания и умения учащихся, получаемых на уроках. Но самое главное состоит в том, что в анализе на слух полнее всего осознаются, понимаются и определяются различные элементы музыкального языка и связи между ними. Специфику метода работы над анализом на слух можно определить так: “слуховая наглядность”. Осознание слышимого зависит, прежде всего, от умения правильно и целенаправленно слушать. Многократное слушание ведет к запоминанию, к узнаванию различных явлений, развивает музыкальное мышление, учит дифференцировать или синтезировать слышимое, и далее – проникать в образную сущность музыки. Работа над анализом на слух имеет большое практическое значение для занятий по специальности, для чтения с листа, и особенно для записи диктантов” – Шумарина Е.В. преподаватель теоретических дисциплин, школа искусств, город Ртищево
Соль мажор
I-II-I; I-IV-V; V-VI-VII; VII-II-I; I-V-I и т.д.
6. Диктант (устно-показательный)
1 вариант: На доске пишет педагог или ученик, а в обсуждении участвует весь класс.
2 вариант: педагог предлагает несколько вариантов записи диктанта на плакате или на доске, а учащиеся должны дать правильный ответ после 3-4 прослушиваний, при этом указав на ошибки: (нет ключевого знака, не указан размер)
Предмет сольфеджио, как и другие предметы ДМШ, должен соответствовать уровню современной педагогической науки. Одна из ведущих проблем активизация мыслительной деятельности учащихся. Такого рода деятельность в сфере музыкального мышления и восприятия направлена на развитие осознанного восприятия слышаемого, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщить умения и т.д. Такая форма работы как диктант и дает возможность обобщить все накопленные знания и умения
7. Заключает нашу работу чтение с листа. Эта форма работы сводится в комплекс навыков:
а) умение определить лад и тональность
б) умение определить размер и особенности ритма
в) умение настроиться в данной тональности
г) умение точно интонировать и соблюдать строй
д) умение ощущать и выдерживать пульсацию долей в темпе, опираясь на дирижирование
е) умение владеть голосом без поддержки инструмента
Для работы берем номер №__32__ Г. Фридкин “Чтение с листа” в тональности соль мажор:
Итак, подводим итоги: уч-ся даем домашнее задание, выставляем оценки.
По пунктам определяем алгоритм интонационных и слуховых упражнений. Для того чтоб развить в себе внутренний слух, музыкальное мышление надо работать над такими упражнениями:
1. Пение гаммы.
2. Пение устойчивых и неустойчивых ступеней,
схема тяготения.
3. Пение главных ступеней.
4. Пение трезвучий главных ступеней
5. “Эхо” ступеней в пределах регистровой зоны
6. Слуховой анализ “связанных” мотивов
7. Устные диктанты
8. Чтение с листа
Правильно организованный начальный период занятий имеет большое значение для всего дальнейшего обучения. Методика преподавания и формы работы в начальных классах определяются психофизическими особенностями детей младшего возраста:
1. Тяготение к подражанию.
2. Не способность к абстрактному мышлению.
3. Эмоциональная восприимчивость.
4. Неустойчивость внимания
Необходимыми качествами урока должны быть: увлекательность, занимательность, доступность, которые будут способствовать пробуждению интереса к знаниям, усвоению новых навыков и эффективного развития.
За основу педагог взял классические формы работы с добавлением игровых упражнений, новую тему описал в форме сказки, чередует активные и пассивные формы работы и предпочтение отдает коллективной форме с использованием наглядности.
Список используемой литературы:
- Иванчикова О. Свободные вариации на тему нетрадиционные методы музыкального воспитания. С.126. Симферополь, 2005.
- Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов
- Букреева Г.Б. “Интересная музыка” обучаема книга – Богдан, 2006.
- Калужская Т. Сольфеджио” учебно-методическое пособие. 2 класс ДМШ.
- Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио.